Толкование послания Филимону святого апостола Павла. Послание к филимону Место и время написания




И домашней твоей церкви .

Церковию называет апостол всех верующих в доме (Филимона), включая сюда и рабов. Обрати внимание на смиренномудрие, – он увещевает и их, чтобы они содействовали ему в просьбе.

. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа .

Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом.

. Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих .

Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, – а вспоминаю я всегда, когда молюсь, – столько раз я благодарю Бога за твою добродетель. Какая это добродетель, – объясняет дальше.

. Слышав любов твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым .

Здесь хвалит его за доброту. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, т. е. верных, то должен полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, – чтобы чрез то явить себя любящим и Господа. Видишь ли, какия понудительныя он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?

. Яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас .

Благодарю, говорит апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна, – деятельная и живая в познании тобою всякаго добраго дела, т. е. чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: "еже в вас" , чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: (в познании) всякаго дела благого и теперь в вас, т. е. в тебе уже сущаго. Сказав: «общение веры» , св. Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, апостол говорит: память о тебе творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположение твое никогда не прекращалось, но более и более да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо, "еже в вас" , то есть, которое есть у тебя.

О Христе Иисусе .

К Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно святым. Так и теперь, если примешь Онисима и сделаешь мне удовольствие, то самому Христу то сделаешь.

. Радость бо имам, многу и утешение о любви твоей .

То есть имеем радость, и не только радость, но и великое утешение в узах по причине твоей любви, т. е. твоего человеколюбиваго и общительнаго расположения сердца.

Яко утробы святых почиша тобою, брате .

Весьма мудро апостол принимается за дело, напоминая ему о его благодеяниях к другим, чтобы более смягчить его, пока он разсудит, что если дает другим, незнакомым, то тем более должен сделать это Павлу, своему учителю. И не просто сказал: даешь святым, но упокоеваешь «утробы святых» , то есть что они вседушевно принимают твое человеколюбие, как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им.

. Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе, еже потребно есть: любве же ради паче молю» .

Так как, говорит, ты таков ко всем святым, что их сердца успокоиваются тобою, тем более я о Христе, т. е. как родивший тебя по Христу, я имел дерзновение повелевать тебе, не как господин твой, но по любви, которую я имею к тебе и ты ко мне. «Еже потребно есть» , или – повелевает тебе потребное, т. е. чтобы ты исполнил то, что мне нужно; или – что ты почитаешь всех святых: посему и я, соответственно тому, что потребно, т. е. что падает на мою долю, я имел дерзновение повелевать тебе, однако я молю. Ибо я имею такое необходимое дело, чтобы умолять (тебя).

Таков сый якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа .

Будучи таковым, говорит, посланником, я достойно должен быть и выслушан, как подобает Павлу старцу, т. е. имеющему авторитет и по учительскому достоинству и по возрасту, а ныне получившему еще другое, более важное преимущество, – это пребывание в узах за Христа. Видишь ли, сколько поводов для убеждения?

. Молю тя о моем чаде, егоже родих во узах моих» .

Еще не упомянул имени того, за кого он ходатайствует. Предварительно смягчает Филимона похвалою слуги, называя его своим сыном. Почему же так называет его? Потому что, говорит, я родил его, т. е. огласил благовестием и уверовавшаго повелел крестить, и это в тесных обстоятельствах: в узах. Смягчивши, таким образом, сердце его, он наконец упоминает имя.

Онисима, иногда тебе непотребна .

Знает, что признание во грехе погашает гнев; поэтому и говорит так.

Ныне же тебе и мне благопотребна .

Так как он стал благочестив и свят, и потому, говорит, обоим нам благопотребен. Если полезен Павлу, требующему столь великой ревности, то конечно и Филимону. Вместе с тем дает понять и то, что если полезен мне, то он должен быть обратно послан ко мне.

Егоже возпослах тебе .

То есть тебе передаю его, пользуйся им, как желаешь. Тем, что передает ему, он еще более утоляет его гнев.

. Ты же его, сиречь мою утробу, приими .

То есть с любовию прими его, скорее не его, а мою утробу, ибо так я люблю его и в душе своей ношу.

. Его же аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования .

Обрати внимание на мудрость (апостола), как он понемногу его (слугу) поставил на место господина. «Да вместо тебе» , говорит «послужит ми» . Показывает также, что он желает пользы господина. Если, говорит, ты обязан послужить мне, а он делает это вместо тебя, то от этого, явно, тебе прибыль.

. Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити .

И этим он более всего смягчает Филимона. Дело было так необходимо: в узах, и притом ради Бога, он намеревался служить ему; однако апостол не хотел этого сделать против воли Филимона. Посему ужели не следует оказать милость тому, кто мог бы и сам пользоваться ею, но не захотел.

Да не аки по нужди благое твое будет, но по воли .

Не сказал: по нужде, но: «аки по нужди» , как бы так говоря: конечно, и против твоей воли удерживая его, я поистине не опечалил бы тебя; однакож многим казалось, что это делается по нужде и против твоей воли. Посему ныне я предпочел, чтобы это ни в каком случае не казалось кому-нибудь подневольным, но, без сомнения, добровольным.

. Негли бо ради сего разлучися на час .

Так как Онисим убежал с злым умыслом, то Павел обращает это бегство в полезное дело. Может быть, говорит, он убежал по устроению Божию. Похвально также он называет бегство разлучением, дабы именем бегства не раздражать господина. И тем, что сокращает время, он успокоивает гнев. "На час" , говорит «разлучися» . Вместе с тем показывает также, что сколько времени он был с Павлом, – был и с Филимоном. Посему он только то время отсутствовал, какое провел до знакомства с Павлом; а это – незначительное время, как бы один час. Посему отныне, если он, отпущенный тобою, будет находиться при мне, то разумей, что он служит тебе.

Да вечна того приимеши .

То есть будешь пользоваться им.

. Не ктому аки раба, но выше раба, брата возлюбленнаго, паче же мне, кольми же паче тебе и по плоти и о Господе .

Много, говорит, пользы принесло бегство: вместо одного часа, ты имеешь его вечно. Ведь и вся жизнь человека, в сравнении с вечностию, ничто; тем более время бегства. Так вместо раба прими брата; вместо непотребнаго – возлюбленнаго; «и по плоти» , т. е. и в мирских вещах – он достоин любви, как услужливый, «и о Господе» , т. е. в делах духовных.

. Аще убо имаши мене общника, приими сего якоже мене .

То есть, если ты сознаешь, что мудрствуешь со мною, то прими его, как меня. Кого не устыдил бы апостол? Кто не пожелал бы принять к себе Павла?

. Аще же в чесом обиде тебе, или должен есть, мне сие вмени .

Не сказал: украл, но – мягче: «обиде, или должен есть» . Правдоподобно, что он истратил украденное. Посему говорит: мне зачисли это в долг, меня считай должником.

. Аз Павел написах рукою моею, аз воздам .

Превосходно говорит это, пиша с духовную благодатию и как бы так говоря: для большей уверенности, что уплачу долг, – служит мое собственноручное письмо.

Да не реку тебе, яко и сам себе ми еси должен .

Чтобы не показалось укорным Филимону, что апостол, будто не надеясь на него, не просит его о рабе-воре просто так, но и дает собственноручную росписку, – ибо это давало знак, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен, – апостол (приведенными словами) дает разуметь, что надеется на него и очень. Ибо не только, говорит, своею собственностию, но сверх того и самим собою ты должен мне.

. Ей, брате, да пользуюся тобою о Господе .

От сердечной речи апостол опять перешел к более важному, умоляя: «да пользуюсь» , говорит, "тобою" , т. е. да наслаждаюсь твоими благодеяниями, не в мирских делах, а в тех, кои о Господе.

Упокой мою утробу о Христе .

Упокой, говорит, мою любовь к тебе, или мое сердце ради Христа. Ибо не мне оказываешь благодеяние, а Христу.

. Надеявся на послушание твое, написах тебе, ведый, яко и паче, еже глаголю, сотвориши .

Я, говорит, написал тебе, не приказывая и не из самолюбия, но надеясь на твое послушание. Какое железо не размягчат эти слова?

. Купно же и уготови ми обитель .

Филимону могло придти на мысль: еслиб не для Онисима, то ты и слова меня не удостоил бы. Апостол наперед врачует это, говоря: не для него только написал, но чтобы попросить тебя приготовить мне обитель; а вместе с тем, чтобы также устрашить его, потому что придет апостол и осудит его, если он не примет Онисима.

Уповаю бо, яко молитвами вашими дарован буду вам .

Двум вещам научаемся из сего: первое, – сколь велика сила молитвы, если и великий Павел нуждается в их помощи; второе, – что должно смиряться, если Павел нуждается в молитвах учеников.

. Целует тя Епафрас спленник мой о Христе Иисусе .

Этот Епафрас был отправлен к Павлу Колоссянами; отсюда ясно, что Филимон был из Колоссян. «Спленником» называет его, показывая, что и Епафрас был в великой скорби, давая этим почувствовать Филимону, что если Епафрас страдает с Павлом, то Филимон ужели не окажет милость для него Онисиму. "Спленник" же, говорит, не ради человеческаго чего-либо, но ради Христа Иисуса, страдая вместе со мною за Евангелие.

. Марко, Аристарх, Димас, Лука споспешницы мои .

Димас сначала пользовался уважением, как здесь и засвидетельствовано о нем, как о сотруднике Павла, после же по легкомыслию он отпал от Павла, как действительно и пишет (об этом) Павел в послании к Тимофею, написанном, очевидно, после этого послания. «Димас бо мене остави, Лука един есть со мною» (). Итак, Лука, поставленный здесь последним, стал первым из всех, когда Димас отпал. Так никому не должно надеяться на самого себя, но, кто, стоит, должен смотреть, как бы не пасть. Сказав: «споспешник» , показывает, что и они вместе со мною просят тебя и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам.

Видишь, какую пользу получили мы из этого, кажущагося кратким и не требующаго объяснения послания? Уверься же из сего, что в Писании ничего не следует оставлять без изследования, но во всем, как изреченном от Духа, искать духовнаго некоего смысла и извлекать пользу. И конечно Утешитель, изрекший все Писание, тем, которые добраго ищут, даст и обрести искомое. От Него да будем и мы всегда просвещаемы и руководимы и к истинному боговедению и житию, не увлекаясь лжеучениями и не прельщаясь ложною сластию мира. Кто из нас – раб, да облагородит себя верою и добродетелию, а кто – господин, да возревнует, видя рабов святыми и апостолами, не оказаться ниже их в царствии Владыки, ради нас зрак раба приявшаго, Христа, истиннаго Бога нашего. Ему слава и держава, и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

). Он был другом и сотрудником Ап. Павла. В его доме имелась христианская церковь, и у него находили приют странники-христиане. Повод, по которому Апостол обратился с посланием к Филимону, был следующий. Онисим, раб Филимона (), чем-то не угодил своему господину и, из боязни наказания, бежал от него. В это время он встретился с Ап. Павлом, и последний обратил его ко Христу, а несколько времени спустя послал Онисима, в сопровождении Тихика, к его господину. При сем он обратился к Филимону с посланием, чтобы расположить его к прощению бежавшего раба. Послание это написано, вероятно, в скором времени после написания послания к Колоссянам, именно во время первых римских уз Ап. Павла.

Глава I

Вступление и приветствие (1–3). Похвала Филимону (4–7). Просьба за Онисима (8–12). Павел охотно удержал бы Онисима у себя, но не хочет этого сделать без соизволения Филимона (13–20). Заключительные замечания и приветствия (21–24)

. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону воз­люблен­ному и сотруднику нашему,

«Узник Иисуса Христа» – см. посл. к .

. и Апфии, [сестре] воз­люблен­ной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

«Апфии, [сестре]» . Известна надгробная надпись какой-то Апфии из Колосс на памятнике, находящемся близ Бальбура, в поселке Тримелиском: «Ерм – Апфии, своей жене, дочери Трифона, родом Колоссянки, в память» . – Архип – см. .

. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах мо­их, слы­ша о твоей любви и вере, которую имеешь к Го­с­по­ду Иисусу и ко всем святым, дабы обще­ние веры твоей ока­за­лось деятель­ным в по­знании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утеше­ние в любви твоей, по­тому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

Все, что до сих пор Апостол слышал о Филимоне, возбуждало в Апостоле благодарность к Богу и побуждало его молиться за Филимона. Именно до Апостола дошли слухи о "вере" , какую имеет Филимон в Господа Иисуса, и о "любви" , какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемого, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, – такая же твердая, какова и вера Ап. Павла (общение веры твоей» ), – сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какие великие блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т е. для споспешествования делу Христову (εις Χρ . Ιησ .). При этом () Апостол указывает, почему он называл веру Филимона «общею с его верою» : Апостолу, страдавшему в узах, доставили утешения известия о заботливости, какую проявил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах.

. Посему, имея великое во Христе дерзнове­ние при­казы­вать тебе, что должно, по любви лучше про­шу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах мо­их: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я воз­вращаю его; ты же при­ми его, как мое сердце.

Вследствие этого Апостол обращается к Филимону не с приказаниями, а, как к другу, с просьбою, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, – просьбу "Павла" (Апостола языков), просьбу "старца" (старцев вообще следует слушать с уважением) и просьбу «узника Христова» (которого нужно всячески утешать). Апостол умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба, Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему теперь будет служить как верный слуга-христианин, и для Апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу.

. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя по­служил мне в узах за бла­го­ве­с­т­вование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужден­но, а добровольно.

Чтобы внушить Филимону самое лучшее чувство и расположение к исполнению просьбы своей, Апостол говорить, что он так был уверен в расположении к нему Филимона, что даже хотел было оставить Онисима при себе, чтобы этот последний заменил Апостолу своего господина, который, если бы это было возможно, наверно не отказался бы послужить Ап. Павлу в узах. Но – прибавляет Апостол – я не хотел, чтобы это сделалось как бы по принуждению с моей стороны.

. Ибо, может быть, он для того на время отлучил­ся, чтобы тебе при­нять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата воз­люблен­ного, особен­но мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Го­с­по­де. Итак, если ты имеешь обще­ние со мною, то при­ми его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачy; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне во­с­по­льзо­ваться от тебя в Го­с­по­де; успокой мое сердце в Го­с­по­де.

При том, может быть, и самое разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение на веки. Итак, Апостол не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его принять Онисима с такою же дружбою, с какою тот принял бы самого Апостола. При этом он берет на себя возместить тот материальный убыток, какой причинил Онисим своему господину.

. Надеясь на по­слушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. А вместе при­готовь для меня и по­меще­ние; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

Апостол уверен, что Филимон исполнит его просьбу, и, в знак своей благодарности, он поручает Филимону приготовить ему помещение, так как он надеется быть освобожденным из уз и отправиться в долину реки Лика, где жил Филимон.

. Привет­с­т­ву­ет тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

Ср. Кол. 4и сл. – «Благодать Господа…» см. .

). Он был другом и сотрудником Ап. Павла. В его доме имелась христианская церковь, и у него находили приют странники-христиане. Повод, по которому Апостол обратился с посланием к Филимону, был следующий. Онисим, раб Филимона (), чем-то не угодил своему господину и, из боязни наказания, бежал от него. В это время он встретился с Ап. Павлом, и последний обратил его ко Христу, а несколько времени спустя послал Онисима, в сопровождении Тихика, к его господину. При сем он обратился к Филимону с посланием, чтобы расположить его к прощению бежавшего раба. Послание это написано, вероятно, в скором времени после написания послания к Колоссянам, именно во время первых римских уз Ап. Павла.

Глава I

Вступление и приветствие (1–3). Похвала Филимону (4–7). Просьба за Онисима (8–12). Павел охотно удержал бы Онисима у себя, но не хочет этого сделать без соизволения Филимона (13–20). Заключительные замечания и приветствия (21–24)

. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону воз­люблен­ному и сотруднику нашему,

«Узник Иисуса Христа» – см. посл. к .

. и Апфии, [сестре] воз­люблен­ной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

«Апфии, [сестре]» . Известна надгробная надпись какой-то Апфии из Колосс на памятнике, находящемся близ Бальбура, в поселке Тримелиском: «Ерм – Апфии, своей жене, дочери Трифона, родом Колоссянки, в память» . – Архип – см. .

. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах мо­их, слы­ша о твоей любви и вере, которую имеешь к Го­с­по­ду Иисусу и ко всем святым, дабы обще­ние веры твоей ока­за­лось деятель­ным в по­знании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утеше­ние в любви твоей, по­тому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

Все, что до сих пор Апостол слышал о Филимоне, возбуждало в Апостоле благодарность к Богу и побуждало его молиться за Филимона. Именно до Апостола дошли слухи о "вере" , какую имеет Филимон в Господа Иисуса, и о "любви" , какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемого, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, – такая же твердая, какова и вера Ап. Павла (общение веры твоей» ), – сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какие великие блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т е. для споспешествования делу Христову (εις Χρ . Ιησ .). При этом () Апостол указывает, почему он называл веру Филимона «общею с его верою» : Апостолу, страдавшему в узах, доставили утешения известия о заботливости, какую проявил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах.

. Посему, имея великое во Христе дерзнове­ние при­казы­вать тебе, что должно, по любви лучше про­шу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах мо­их: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я воз­вращаю его; ты же при­ми его, как мое сердце.

Вследствие этого Апостол обращается к Филимону не с приказаниями, а, как к другу, с просьбою, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, – просьбу "Павла" (Апостола языков), просьбу "старца" (старцев вообще следует слушать с уважением) и просьбу «узника Христова» (которого нужно всячески утешать). Апостол умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба, Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему теперь будет служить как верный слуга-христианин, и для Апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу.

. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя по­служил мне в узах за бла­го­ве­с­т­вование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужден­но, а добровольно.

Чтобы внушить Филимону самое лучшее чувство и расположение к исполнению просьбы своей, Апостол говорить, что он так был уверен в расположении к нему Филимона, что даже хотел было оставить Онисима при себе, чтобы этот последний заменил Апостолу своего господина, который, если бы это было возможно, наверно не отказался бы послужить Ап. Павлу в узах. Но – прибавляет Апостол – я не хотел, чтобы это сделалось как бы по принуждению с моей стороны.

. Ибо, может быть, он для того на время отлучил­ся, чтобы тебе при­нять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата воз­люблен­ного, особен­но мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Го­с­по­де. Итак, если ты имеешь обще­ние со мною, то при­ми его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачy; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне во­с­по­льзо­ваться от тебя в Го­с­по­де; успокой мое сердце в Го­с­по­де.

При том, может быть, и самое разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение на веки. Итак, Апостол не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его принять Онисима с такою же дружбою, с какою тот принял бы самого Апостола. При этом он берет на себя возместить тот материальный убыток, какой причинил Онисим своему господину.

. Надеясь на по­слушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. А вместе при­готовь для меня и по­меще­ние; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

Апостол уверен, что Филимон исполнит его просьбу, и, в знак своей благодарности, он поручает Филимону приготовить ему помещение, так как он надеется быть освобожденным из уз и отправиться в долину реки Лика, где жил Филимон.

. Привет­с­т­ву­ет тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

Ср. Кол. 4и сл. – «Благодать Господа…» см. .

Послание Филимону поясняет, как христианин должен применять духовные знания - на практике, в решении повседневных проблем, затрагивающих личные интересы: личный интерес не должен возобладать над интересами Иисуса Христа. Следуя примеру Христа, Павел выступает здесь как любящий ходатай за Онисима, имея основание так поступать, ибо Онисим принял Христа - своим Господом и теперь служит ему так же, как Павел и Филимон, являясь членом тела Христова и братом им обоим. Павел показывает, что единство верующих, любовь между собою и способность прощать друг друга - это основа христианства.

1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,
Павел называет себя узником Иисуса Христа, показывая тем самым духовный смысл своего заточения за слово Христово: привязанность его ко Христу крепка так же, как крепка цепь раба, прикованного к дому хозяина своего (в это время апостол находится в Риме под домашним арестом, Деян. 28:16-30).
Обращается Павел к Филимону не с официальной позиции апостола, имеющего власть приказать любому христианину исполнить требование начальствующего в собраниях, а как к любимому другу и соратнику в деле Христовом: видимо, Филимон не раз помогал Павлу в служении и добросовестно выполнял его поручения, проявив себя как надёжный и благочестивый человек, как истинный христианин. Потому Павел и возлюбил его как друга и брата (см.7)

2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: Точно неизвестно, кто эти люди, однако, поскольку речь идёт о членах домашнего собрания, вполне возможно, что Апфия - это жена Филимона, а Архипп - его сын: обращаясь к ним, Павел даёт понять, что они тоже должны были быть заинтересованы в возвращении беглого раба Онисима.
Обращение к Архиппу как с подвижнику в деле Христовом указывает на то, что и Архипп помогал Павлу исполнять апостольское служение.

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Это пожелания Павла не терять обретённой благодати Всевышнего Бога и Христа Его (то есть, ценить честь призвания Бога на служение и достижение спасения через искупление Христово) - повторяется в посланиях часто.

4,5 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,
5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым,

Все, что Павлу доводилось слышать о Филимоне, побуждало его благодарить в молитвах Бога за то, что Он возбуждал в Филимоне правильные чувства и побуждения, которыми был движим в делах веры этот христианин. О Филимоне говорили как о человеке, которых любит Иисуса на деле, любя и святых Божиих, помогая им исполнять служение своё.
Иисуса, и о любви, какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемого, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, - такая же твердая, какова и вера Ап. Павла (общение веры твоей), - сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какие великие блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т е. для споспешествования делу Христову

6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.
Павел просит Бога о том, чтобы проявления веры Филимона, побуждающей к общению со всеми христианами, помогали ему всё более познавать несомненную пользу христианства, ибо и Христос щедр на всякого рода добродетели.
То есть, Павел даёт понять, что добрые дела верующих свидетельствуют о правильном понимании веры во Христа, без добродетели - христианство немыслимо: чем больше мы даём другим, чем старательнее мы печёмся о пользе людям, тем больше мы наполняемся Христом.
Баркли хорошо выразил эту мысль:
больше всего о Христе знает не умник-ученый, даже не святой, проводящий свои дни в молитвах, а человек, живущий щедро и с любовью среди людей.

7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.
Словом, сам Филимон и дом его был известен как надёжное пристанище путешествующим проповедникам и местным христианам, собиравшимся у Филимона для поклонения Богу и обсуждения совместной христианской деятельности; он любил людей Божиих, в его доме они всегда могли отдохнуть и получить как духовное, так и физическое подкрепление.
И это безмерно радовало Павла.


8,9 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,
9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;

Павел, несомненно, имел власть потребовать от Филимона всего, что было необходимо сделать для пользы служения Христова, однако, он предпочитает любезно просить Филимона, как просят близких друзей, имея основания надеяться на то, что в просьбе не откажут.
Павел показывает, что добровольное послушание в христианстве из любви к Богу, Христу Его и христианам - преимущественнее необходимости подчиниться давлению власти.

Здесь же апостол говорит о себе как о старце и узнике Иисуса Христа, то есть, как о человеке, имеющем внушительный опыт христианского служения в тесной духовной связи с Христом, что должно было подсказать Филимону о несомненной духовной пользе, которую он получит, если не откажет Павлу в просьбе.

10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:
Имя Онисим означает "годный", "полезный", звучит как насмешка, так как Онисим оказался для Филимона негодным (11). Однако апостол называет Онисима своим сыном, давая понять Филимону о том, что имеет веские основания относиться к нему по-отечески. Павел называет сынами своими всех, кого ему удавалось обратить в христианство через благовествование (1Кор.4:15).
Видимо, Онисим, сбежав от Филимона, каким-то образом добрался до Рима и имел общение с христианами, познакомившими его с апостолом Павлом.
Родить человека в духовном смысле, побудив его стать христианином - это больше, чем просто воспроизвести его на свет: духовное рождение иногда изменяет человека до неузнаваемости, давая ему шанс обрести жизнь вечную.

11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;
До обращения в христианство Онисим, возможно, на самом деле был негодяем. Однако, став христианином, он может принести много пользы не только Филимону, но и другим людям, и делу Господнему по спасению человечества. В этом Павел убедился сам, если сказал, что Онисим в качестве христианина полезен ему.
Слова о том, что Павел возвращает Онисима Филимону как возвращают рабов - показывают, что Онисим, будучи рабом, когда-то сбежал от своего хозяина, а теперь, став христианином, сознался в этом апостолу Павлу (иначе он не стал бы возвращать Онисима в дом Филимона).

12 ты же прими его, как мое сердце.
Онисим, по-видимому, стал очень дорог апостолу Павлу за всё то время, пока находился рядом с ним. Услышать от Павла, что кто-то стал частицей его сердца - означало для слышащего, что человек сей заслуживает самого хорошего, любезного и тёплого отношения к себе, ибо сердце Павла дорогого стоит.
Павел даёт Филимону понять, что недоброе отношение к Онисиму весьма огорчит его.

13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование;
Павел настолько привязался к Онисиму, что хотел оставить его в качестве помощника и верного сотрудника, подобного Филимону - в деле благовествования. Но, узнав от Онисима, что тот беглый раб - Павел посчитал нужным побудить его поступить по-христиански и вернуться к хозяину. Иначе какое бы было бы нарекание на путь Господень, если бы виновники преступлений отказывались бы отвечать за свои поступки пред теми, против кого они согрешили.

14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.
Павел даёт понять Филимону, что нуждается в Онисиме, но не желает «присвоить» чужого раба себе и использовать его в деле благовествования: хотя в этом - польза несомненная, однако, даже доброе дело нельзя совершать «нечистыми руками», было бы неправильно рабу оставаться беглым под предлогом пригодности Павлу.

Если Филимон, получив своего раба обратно, сам пожелает дать ему свободу и отпустить для Павла - тогда другое дело: Бог приемлет только доброхотно дающего, по доброй воле, а не по принуждению. По принципам Бога - и Павел жить старается, поэтому и просит согласия у Филимона на то, чтобы тот отпустил Онисима к Павлу добровольно, осознавая, какую помощь Онисим может оказать в деле благовествования.

15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,
Павел пытается подобрать веские основания для того, чтобы Филимон мог смягчить сердце по отношению к своему беглому рабу: ведь Филимон имел полное право быть недовольным своим рабом и сердиться на него.
Поэтому Павел показывает ему, что то зло, которое Онисим причинил Филимону своим бегством - на самом деле оказалось благом для всех: ведь теперь в качестве духовного брата и христианина Филимон может без опасений принять Онисима навсегда, на всю грядущую вечную жизнь.
В общем, возвращение Онисима христианином даёт Филимону все основания для примирения и забвения прежних обид.

16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
Филимону будет легче отнестись с теплом к беглому рабу, если он примет его хотя бы в качестве брата апостола Павла - для начала, а после у него непременно получится принять его и братом себе, с теплом в сердце, как по-родственному. Тем более, что все мы, потомки Адама - так или иначе, а родственники друг другу по плоти, а как христиане - то и по духу братья и сёстры (и по плоти и в Господе ).

17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
Другими словами «если ты меня всегда готов принять с радостью, то прими и Онисима, сына моего от благовестия». Филимон как христианин, по идее, должен радоваться тому, что негодяй в прошлом - возвращается теперь с повинной, став христианином, и - помочь ему преодолеть барьер стыда и раскаяния. Возвращение блудного «сына» - дело не простое, особенно, если «блудник» сильно провинился пред тем, к кому возвращается. В мире сложилась поговорка «повинную голову меч не сечёт», но христианин должен сделать больше того, чтобы просто «не сечь голову»: он должен ещё и добросердечно простить, и радушно принять грешника, и помочь ему подняться, скрашивая неловкость ситуации возвращения. Именно так должна действовать любовь Божия в христианине.

18,19 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.
19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу;

Долг платежом красен, таков закон в Божьем обществе: кто, например, украл - не только должен повиниться и прощение просить, но и вернуть украденное, и добавить к украденному - сверх того, для возмещения морального ущерба (Исх.22:1)

А раб убежавший - должен отработать хозяину все дни отсутствия своего - плюс ежедневные обязанности - плюс возместить моральный ущерб. В общем, нереально рабу расплатиться с хозяином за долги бегства.
Павел же готов оплатить ущерб от Онисима - из своих личных сбережений и ради того только, чтобы Филимону было легче простить Онисима и принять его как брата во Христе, с добрым расположением сердца.
(возможно, что Онисим не только сбежал, но и обокрал хозяина, ведь для передвижения ему нужны были средства).

не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.
Другими словами: «не говоря уже о том, что ты, по сути, обязан мне своим спасением Ради Онисима я прошу вспомнить об этом»
Эти слова написаны Павлом Филимону не для того, чтобы вскользь «поставить на место» Филимона, напомнив ему, что он должник Павла, дескать, если бы не Павел, то Филимон не обрёл бы надежду на спасение. Но для того, чтобы перейти к своей просьбе забыть долги Онисима, как Бог забывает о долгах всех грешников, искупленных Христом, посылая благовестников Своих сообщать о великодушном Божьем прощении:

20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе.
Иными словами: «если ты обязан мне тем, что я привёл тебя ко Христу и спас тебя от смерти благовествованием - так дай же и мне воспользоваться от тебя хоть чем-то», имея ввиду прощение Онисима.

21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.
Павел искренне заверяет, что от Филимона быть того не может, чтобы тот отказал Павлу в просьбе: Павел глубоко уверен, что Филимон - не такой человек, чтобы мог затаить обиду и не простить беглеца.

Такой оборот речи, когда человека заверяют в том, что он великодушен и добр даже более, чем мы можем о нём думать - побуждает его на самом деле быть таковым, даже если на данный момент он таковым не был.
Тем, что Павел всегда не только хорошо думал о соверующих, но и завышал «планку» их духовности - он побуждал их становиться ещё лучше, добрее, великодушнее, старательнее в деле Господа и т.д.
И старались они соответствовать ожиданиям Павла - ради того, чтобы не разочаровать его, и ради соответствия званию «христианин».

Так же и нам следует относиться к людям: если мы дадим человеку понять, что мы ожидаем от него много и более того - то мы и получим от него столько. А если всё время говорить человеку, «что он свинья - то он и захрюкает» (из пословицы).

22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.
Павел оптимистично надеется на то, что его узы заточения - явление временное, что молитвами своих друзей он сможет вновь обрести свободу.
Но более это сказано для того, чтобы ободрить Филимона и поднять ему настроение, скрасив возможную неловкость по поводу сообщения об Онисиме: Павел знал, насколько Филимону приятны посещения благовестников.

23,24 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса
О Епафрасе, Женевская: Павел никогда не посещал г. Колоссы (2:1).
Церковь здесь была основана жителем этого города по имени Епафрас, очевидно, во время служения Павла в Ефесе, откуда "все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и еллины" (Деян. 19:10). Спустя пять - семь лет основатель Колосской церкви Епафрас присоединился к заключенному в Риме Павлу (Деян. 28; Кол. 4:12, 13), чтобы рассказать апостолу о странном учении, которое представляло опасность для духовного благополучия церкви в Колоссах, и пребывал с Павлом, вознося молитвы о церквах Ликийской долины.

Аристарх, Иудей из Фессалоники. Содействовал Павлу во время его служения в Ефесе (Деян. 19:29), сопровождал апостола в Греции (Деян. 20,4), был с ним в Иерусалиме и Риме (Деян. 27,2)

Димас, еще раз он упоминается в Писании при повторном тюремном заточении апостола Павла в Риме: к тому времени он оставил Павла без помощи и оказания содействия ему (2 Тим. 4:10).

Лука, сотрудники мои.
Автор Евангелия и Деяний Апостолов. Постоянный спутник Павла в его путешествиях, описанных в книге Деяний (Деян. 16:10).

25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.
Обычное пожелание в конце посланий - не лишиться жизнеспасающей благодати Господа нашего Иисуса Христа, сохраняя верность Богу до конца.

Послание к Филимону

Послание к Филимону, самое краткое из сохранившихся посланий ап. Павла. Оно написано, вероятно, в Риме одноврем. с посланиями к ефесянам и к колоссянам (ср. Флм 1 - Кол 1:1; Флм 10 - Кол 4:9). Раб Онисим, сбежавший от Филимона, состоят. члена Колосской церкви, встретил в Риме Павла и благодаря ему пришел к вере. Павел охотно оставил бы его при себе в качестве помощника (ст. 13 и след.), но не захотел нарушать действующий Закон. Онисим мог получить свободу только в силу добровольного согласия своего господина, а не по приказу апостола. Отказ от владения рабом мог произойти только как акт веры со стороны человека, увидевшего в рабе не свою собственность, а брата по вере. Пребывание в рабстве не препятствует человеку стать христианином. Но может ли христианин продолжать считать рабом человека, к-рого освободил Иисус Христос? Чтобы подчеркнуть это, Павел приравнивает Онисима к себе: "Прими его, как мое сердце", - пишет он Филимону (ст. 12). Он хотел бы видеть этих двух людей равными (ст. 13). Филимон должен понять, что сам он, будучи господином, на самом деле не кто иной, как раб Христа (ср. 1Кор 7:20-22), значит, он и Онисим - братья. Но нарушение закона со стороны раба не может быть оправдано волей Божьей; только слово господина может сделать раба свободным в правовом отношении. В изменившихся обсто-ят-вах Павел преступает рамки установлений ВЗ, согласно к-рым беглого раба нельзя выдавать (Втор 23:16 и след.) . Это послание позволяет по-новому взглянуть на отношения господина и раба, начальника и подчиненного: как один, так и другой несут ответственность перед истинным Хозяином - Господом. Неверность и протест одной стороны повлияет на приговор суда Божьего так же, как и отсутствие заботы о ближнем и братской любви к нему - другой.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Послание к Филимону" в других словарях:

    Послание к Филимону книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Послание написано во время первого римского заключения Павла, в 62 63 гг. Послание к Филимону самое краткое послание апостола Павла,… … Википедия

    Послание к Филимону, - самое краткое из посланий Павла: оно имеет только одну главу. Это послание показывает нам силу Христова Духа и представляет чудный образец христианского письма. Заключенный апостол возвращает беглого раба Онисима его прежнему владельцу Филимону и … Словарь библейских имен

    Приветствие Павла Филимону и его домашней церкви. Ходатайство за Онисима. Послание, приветствия и благословение …

    Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: 1Кор.4:15 Кол.4:9 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ты же прими его, как мое сердце … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том 9. Послание Апостола Павла к Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону , . 28-томная серия "Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков" знакомит читателя с представителями классической христианской экзегезы, оказавшимирешающее воздействие на…