Ступы в азии. Буддийские ступы древней индии Буддийская ступа индия древний мир




Сейчас Санчи - небольшая деревня, а в своё время это был процветающий центр торговли, он располагался на караванном пути, а благодаря денежным взносам богатейших людей Индии стал известным и примечательным местом в регионе. Богатство некогда процветающего города описано во многих летописных источниках. Во времена заката буддизма деревушка быстро пришла в запустение, а уже к XII веку полностью утонула в песках и кустарниках. Она была обнаружена совершенно случайна британским генералом Тейлором в 1818 году.

Деревня расположена в индийском штате Мадхья-Прадеш, в сорока шести километрах от Бхопала, и привлекает каждый год туристов благодаря отлично сохранившимся памятникам архитектуры раннего буддизма - храмы, монастыри и ступы.

История создания ступы в Санчи

Ступа - первая и древнейшая буддийская постройка, считавшаяся символом священной горы Меру. В III веке до нашей эры к власти пришёл царь Ашока, при его правлении буддизм стал главной религией. Именно отсюда его сын направился на Шри-Ланку, чтобы распространить учение Будды. Во время царствования Ашока было построено множество таких сооружений, более восьми тысяч. Первой из них считается Великая ступа, она является прообразом всех остальных святынь, на её фасаде изображены как индейцы, так и люди в греческих одеяниях. Задумана она была как иллюстрация к Колесу дхармы (индийскому учению об освобождении от перерождений).

Изначально главная ступа строилась в форме полусферы из кирпича и была окружена оградой из дерева. Во II веке до нашей эры её увеличили, к ней пристроили дарохранительнице со шпилем из камня и тремя небольшими хармиками - небесную ось и три священных неба. Хармики, или так называемые зонтики, символизируют восхождение человека к небесам.

Во время правления династии Сатаваханов деревянные ворота заменили каменными.


Как выглядит ступа в Санчи

Многочисленные изображения на ступе рассказывают о жизни основателя буддизма - Будде, его появление на земле, последующих перерождениях и прошлой жизни. Так же можно увидеть то, как выглядит мир людей, животных и растений. Будда изображён в облике человека лишь в джатаках, остальные рисунки представляют его символизирующие образы: лотос, следы, руки.

Форма постройки имеет символическое значение, круглый цоколь диаметром в тридцать один метр, не включая террасу. Платформа строилась из кирпича и камня. Внутренние помещения не предусмотрены, но в каменной кладки заложены останки Будды.

Вокруг сооружения установлена непримечательная ограда, сделанная из гладкого камня. А в направлении четырёх сторон света, установлены ворота. Они представляют собой две мощные и массивные квадратные колонны, перекрытием служат три балки, заканчивающиеся спиралями, что соответствует виду священных текстов. В основании колонн изображены фигуры слонов, а также львов и карликов-якш – это духи природы, защищающие Ступу, они как бы поддерживают нижнюю балку.

  • Самый удобный способ добраться до места - арендовать автомобиль или вызвать такси, данные услуги в Индии недорогие.
  • Поездом можно доехать из Бхопала, дорога займёт чуть меньше часа. Бронировать билет нет необходимости, нужно всего Санчилишь придти на станцию пораньше и приобрести общий билет, стоимость варьируется от 7 до 20 рупий. В день до едут шесть поездов, обратно четыре. Первый уходит от Бхопала в 8 часов, последний в 20:55. Если вы приехали на последнем поезде, обратно можно доехать только наавтобусе или такси, так как последний отходит в 19:10.
  • Ещё один местный поезд отправляется из Мумбаи. От станции ходят скорые поезда и экспрессы, но добраться до Санчи напрямую не получится, ближайшая остановка в небольшом городке Вишиша. Город находится всего в десяти километрах, поэтому до деревушки можно доехать на дневном автобусе или рикше.
  • Можно воспользоваться рейсовым автобусом, который ходит от Бхопала регулярно, цена билета составит 25 рупий, а дорога займёт примерно полтора часа.

Цена билета

Цена входного билета в комплекс для индейцев 10, иностранных граждан 250 рупий. Билет представляет собой открытку, на ней изображены самые интересные места, которые стоит обязательно посмотреть. Посещение музея обойдётся в 5 рупий, аренда автомобиля в Санчи - 10. Кассы находятся прямо у железнодорожной или автобусной станциях, поэтому купить билет не составит труда, если вы хотите приехать рано утром, заказать билет стоит накануне. К ступе ведёт тропинка и каменные ступеньки в конце улицы Моньюментс-роуд, улица начинается прямо у касс.

  • Комплекс открывается в 8 утра и работает до 17 вечера.
  • Отправляясь на экскурсии возьмите немного наличности, пункта обмена валют в Санчи нет, а ближайший банкомат находится в Видише.

Наилучшее время для посещения

  • Если вы выбираете лучше время для экскурсии в Санчи, то самый подходящий период с сентября по март. В данное время погода стоит достаточно приятная для данного региона, не слишком жарко, что идеально для туриста.
  • Летом, а это с апреля по июнь температура достигает 45 градусов, и людям не привыкшим к такой жаре будет очень трудно.

Ступа в Санчи - это великое достояние Индии, сооружение восхищающее своей архитектурой. Если вы приехали в эту страну и хотите познакомиться и прикоснуться к её истории, небольшая деревушка на северо-востоке гостеприимно откроет перед вами свои двери.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТРОИТЕЛЬСТВА

Буддийские ступы являются первыми культовыми памятниками буддизма. Ограды ступ, ворота, а, впоследствии, и основания украшались рельефами на буддийские сюжеты. Изучение истории возникновения и развития ступ в Древней Индии дает картину становления буддийской архитектуры и скульптуры 1.

Понятие ступа многозначно, среди его исторических значений – куча земли или кирпича, пучок волос, колонна, верхняя часть головы, ствол дерева, вершина дерева, корона, вершина, апекс, хохолок, гребень. В целом значение корня ступ – воздвигать, нагромождать, насыпать 2. .Установлена связь термина ступа с кучами зерна, возводимыми вокруг шеста, и обкладываемыми сверху глиной и навозом для длительного хранения 3 . Слово чайтья более широкое по смыслу, оно обозначает любой священный объект. Если понятие чайтья употребляется равнозначно слову ступа, то первое подчеркивает религиозный аспект, священный характер памятника, а второе – архитектурный аспект. Этимология слова выводится от слова citi, означающего ведийский огненный алтарь, причем не обязательно связанный с обрядом погребения 4.

Вопрос об историческом прототипе буддийской ступы не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего связывают с добуддийскими погребальными холмами шмашана 5 В строительной практике индоариев они были четырехгранными и возводились непосредственно на земле, а в архитектуре асуров – не ариев, – круглыми в плане и поднятыми на каменные основания. Термин шмашана сохранился в индуистской культуре по отношению к захоронениям, но в буддийской терминологии он отсутствует 6 . Тот факт, что ступа никогда так не обозначается, заставляет предположить, что буддийское сооружение выполняет иные функции, чем шмашаны.

Первоначально в научной литературе ступа трактовалась как погребальное сооружение 7 . Дальнейшие исследования привели к отказу от этой точки зрения 8 . Было выявлено, что не все ступы являются реликвариями, в которых хранятся телесные останки. К тому же, в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться священные предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, или просто по обету. Кроме того, монолитные ступы пещерных храмов не могли содержать в себе вложения.

В литературе выделяют четыре вида ступ: sariraca – содержащие телесные останки, paribhojika – содержащие предметы, которыми пользовался Будда, кто-либо из его учеников или последующих учителей, uddesika - отмечающие памятные места или события, и вотивные ступы, возводимые по обету, часто вокруг больших ступ 9 . Первые два типа ступ называются также dhatu, или dhatugarbha, что со временем превратилось в dagoba.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, а если та или другая возведены по обету,тоих можно назвать и вотивными. То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, вотивом, объектом почитания и, одновременно, символом буддизма.

В буддийских текстах упоминаются ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две построенные купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, одна такая же ступа, возведенная Анатхапиндакой, и ступа построенная им же над останками Шарипутры. Также называются три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца 10 . Анализ текстов показывает, что сведения содержащиеся в них, не могут быть приняты как абсолютно достоверные.

Более надежными являются сообщения о возведении ступ после паринирваны Будды. С них и следует вести историю буддийского культового строительства. Основная информация о них содержится в Махапаринирвана сутре, из которой мы узнаем как следует чтить останки Просветленного, кто заслуживает строительства ступы, и какова цель этого строительства 11 . В сутре упоминаются восемь sariraca– и две paribhojika ступы, возведенные после кремации тела Будды. Археологами были предприняты попытки их выявления, в результате чего предположительно были отождествлены шесть из них. В Кушинагаре была раскопана ступа более позднего времени, построенная, очевидно, на месте паринирваны Будды 12.

Кроме понятия Восемь Великих ступ, существует понятие Восемь ступ Татхагаты. Первое включает в себя реликварные ступы sariraca, построенные после махапаринирваны Будды, второе – мемориальные ступы uddesika. Понятие Восемь ступ Татхагаты сформировалось на основе традиции посещать восемь мест, связанных с событиями жизни Будды. Четыре из них были названы самим Буддой в последней беседе с Анандой – это местности, где Совершенный родился, достиг просветления, прочитал первую проповедь, ушел в паринирвану. Традиция отождествляет их с Капилавасту и Лумбини, Бодх-Гаей, Сарнатхом, Кушинагарой. Впоследствии к ним добавились еще четыре – это Раджагриха, Шравасти, Вайсали, Санкасья, связанные с различными событиями жизни Будды.

Существуют различные списки Восьми ступ Татхагаты. П.Дорже приводит перечни этих ступ согласно тибетским и китайским источникам 13. Они полностью не совпадают ни по названию, ни по местности расположения. Это можно видеть на примере любых из этих списков, сравним два из них.

Согласно Kamsadesavyakarana:

Название ступы Местонахождение
1 Рождение Парк Лумбини в Капилавасту
2 Просветление На берегах реки Нараньджаны около Ваджрасаны в городе Раджагрихе государства Магадхи
3 Победа над восемнадцатью полчищами злых сил Раджагриха в государстве Магадха
4 ………………………………. На месте, где Брахма просил Будду повернуть Колесо Учения
5 Поворот Колеса Учения Мригдава в городе Каши
6 Великое чудо Шравасти в государстве Косала
7 Нисхождение с небес Самкасья
8 Нирвана Кушинагара в стране маллов

Согласно Нагарджуне:

Название ступы Местонахождение
1 Сугата Лумбини в Капилавасту
2 Просветление На берегах реки Наранджаны в Магадхе
3 Божественная мудрость Варанаси в царстве Каши
4 Победа над Тиртхиками Джетавана в Шравасти
5 Нисхождение с небес Трайастримса Санкасья
6 Майтрея Венувана в Раджагрихе
7 Благословение Вайсали
8 Нирвана Кушинагара

В перечнях одинаково обозначены лишь три ступы: Просветление, Нисхождение с небес и Нирвана , совпадает и место их расположения. Первая ступа имеет разные названия, но они подразумевают одно и то же событие – рождение Бодхисаттвы; место нахождения совпадает. Третья ступа в списке Нагарджуны, называемая Божественная мудрость, судя по названию и месту расположения, подразумевает Первую проповедь Будды. Это событие в списке Kamsadesavyakarana отмечено пятой ступой; ей предшествуют еще две, посвященные событиям, не упоминаемым Нагарджуной: победе над полчищами Мары и просьбе Брахмы о повороте Колеса Учения. Ступа Великого чуда в Шравасти из списка Kamsadesavyakarana не упоминается в списке Нагарджуны; зато в нем есть ступа в Шравасти, имеющая другое название – Победа над Тиртхиками. Два события связаны между собой: чудо воды и огня было продемонстрировано Буддой по просьбе царя Прасенаджита в знак победы над учителями иных религиозных школ. Однако, разные названия свидетельствуют о том, что акценты были расставлены по-разному: в одном случае было выделено чудо, в другом – победа над идейными противниками. Две ступы из списка Нагарджуны отсутствуют в Kamsadesavyakarana: это ступа Майтреи и ступа Благословения; очевидно, во втором случае имеется ввиду прощальный взгляд, который бросил Будда в последний раз на город Вайсали, зная уже о своем предстоящем Великом Уходе 14.

Не совпадают и другие списки Восьми ступ Татхагаты, из чего можно сделать вывод, что они в значительной степени основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок. Они проводились в местах паломничеств буддистов, и основывались в значительной степени на сведениях, содержащихся в описаниях китайских путешественников V и VII вв. Фа-сяня 15 и Сюань-цзана 16.

Будда родился в роще Лумбини недалеко от города Капилавасту - столицы рода шакьев. Город был разрушен царем Косалы Видудабхой. Известно, что отец Видудабхи Прасенаджит претендовал на происхождение от овеянного ведической славой царя Икшваку, но его современники и сограждане не признавали за ним такого происхождения. Когда он потребовал в жены девушку из племени шакьев, его сочли недостойным такого брака и прислали ему дочь шакьи от рабыни. От этого брака родился Видудабха. Обман позже выяснился. Видудабха под предлогом мести за оскорбление, нанесенное его предкам, пошел войной на шакьев, на самом деле желая полностью подчинить себе их земли 17. Произошло это за два года до паринирваны Будды. Рассказывается, что направляясь с войском в Капилавасту, Видудабха по пути встретил Будду и хотел повернуть назад, но распростившись с Совершенным, продолжил свой путь.

Капилавасту не был восстановлен. В Лумбини – в настоящее время Румминдеи, сохранилась колонна, установленная императором Ашокой в честь рождения царевича Сиддхартхи. Сюань-цзан видел ее разбитой посередине и вверху, на нижней части сохранился эдикт; капитель с головой коня лежала на земле. Ашокой также была построена ступа на том месте, где два нага омывали новорожденного Сиддхартху теплой и холодной водой 18 . Фа-сян и Сюань-цзан рассказывают о множестве ступ в окрестностях города, которые отмечали каждое событие жизни Сиддхартхи: место встречи мудреца Аситы с новорожденным, места Четырех встреч – со стариком, больным, похоронной процессией и отшельником; места, где юный принц укротил слона и перекинул его через стену; где покинул родной город; где царь Шуддходана приветствовал Будду по его возвращении в Капилавасту, где погибло множество воинов шакьев в сражении с царем Косалы Видудабхой. В нескольких милях к юго-востоку от города Ашока построил две ступы: на месте, где принц Сиддхартха распрощался со своим колесничим Чандакой, и где он обрезал волосы, отрекаясь от мирской жизни. Сюань-цзан отметил также ступы предшествующих будд – Кракучханды и Канакамуни.

В настоящее время в окрестностях Лумбини сохранились основания монастырей и святилищ. Два места претендуют на отождествление с древним Капилавасту: Тилауракот в Непале и Пипрахва в Индии. В Тилауракоте были раскопаны останки двух ступ, в которых были найдены печати, указывающие на то, что во времена Гуптов они почитались как ступы Шуддходаны и Майи 19 . В Пипрахве чуть более 15 миль к югу от Тилауракота, раскопки выявили дагобу, которая могла быть одной из первых реликварных ступ. В 1970-е годы было обнаружено, что ступа имеет нижний слой, в котором хранилась шкатулка из мыльного камня в форме ступы, содержавшая кости. Диаметр этой ступы около 34,2 м 20.

Бодх-Гая знаменит тем, что здесь отшельник Гаутама достиг Просветления, стал Буддой. Вокруг Древа Бодхи, под которым созерцал Гаутама, Ашока построил чайтья-врикшу – святилище, окружавшее ствол дерева, но открытое сверху. Оно изображено на рельефе ступы Бхархута. В период Шунгов Дерево было обнесено каменной оградой, состоящей из столбов с тремя горизонтальными брусьями и балкой перекрытия. На ограде всюду расположены медальоны, иногда с головками людей в центре. У древа Бодхи лежит каменная плита времени царя Ашоки. На ней вырезана надпись, возвещающая, что на этом месте Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой 21 . К востоку от Древа Ашока построил маленькую чайтью. На этом месте теперь стоит храм Махабодхи – Великое Просветление. Его строительство археологи датируют V-VII вв., часть ограды вокруг него относится ко II в. до н.э., на ней до сих пор видны дарственные надписи 22 . Вокруг храма возведено множество ступ, все они относятся к традиции ваджраяны 23.

В Сарнатхе Будда прочитал свою первую проповедь,в которой он раскрыл Четыре благородные истины и Двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения, составляющие основу Учения буддизма. По описанию Сюань-цзана в VII в. в Сарнатхе было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. Город процветал до конца XII в. и лишь в XIX столетии, после веков запустения, Сарнатх вновь стал буддийским центром, когда археологи обнаружили статуи Будды в помещении, спрятанном глубоко в руинах одного монастыря 24.

Две ступы претендуют на то, что они построены на месте проповеди Будды – это Дхармараджика и Дхамвкх. Дхармараджика (санскрит: “царь дхармы”), приписываемая Ашоке, не сохранилась, от нее осталось только основание. Очевидно, она была обнесена оградой. Предпринимаются попытки датировать ее более ранним временем. В 1794 г. ступа была разобрана, и строительные материалы использовались при строительстве рынка Джагатганж. Внутри ступы была обнаружена каменная шкатулка, содержавшая реликвии, перламутр, рубины, серебряные и золотые серьги. Шкатулка, затерявшаяся вновь в руинах, была потом найдена, но мраморная коробочка и ее содержимое, видимо, были потеряны. От ступы Дхармараджика сейчас осталось только основание 25.

На месте проповеди до сих пор сохранилась нижняя часть колонны Ашоки, которая была выполнена из чунарского песчаника и достигала высоты 15 метров. На ней высечены три надписи, датируемые соответственно временем Ашоки, Канишки и Гуптов. Капитель находится в музее Сарнатха. По словам Сюань-цзана, колонна была отполирована и сияла как нефрит, на ней были различные надписи, содержавшие предсказания 26.

В настоящее время единственным неповрежденным памятником в окрестностях Сарнатха является ступа Дхамекх (от санскрит, “дхарма”, пали: “дхамма”) Это солидная круглая башня, она поднимается на высоту 38,4 м. Ее основание 27,9 м в диаметре уходит в землю на 3 метра. В течение многих лет основание ступы было покрыто травой и окружено кучей гальки, глубиной 5,4 м. Когда эта галька была убрана археологами, открылось восьмиугольное основание ступы, облицованное резным камнем. Ниши с каждой из восьми сторон когда-то обрамляли статуи высотой в рост живого человека. Хотя многое из каменной облицовки исчезло, некоторые подлинные образцы сохранились, и Дхамекх по-прежнему возвышается над местом первой проповеди Будды. Археологи обычно датируют эту ступу VI веком н.э. Согласно Сюань-цзану, примерно в пол-мили к юго-западу от основных вихар находилась великолепная ступа, расположенная на месте, где Будда встретил своих бывших пятерых спутников по аскетической практике. Путешественник отмечал, что основание широкое и сооружение высокое, украшено резьбой и драгоценностями. Археологи отнесли это описание к холму Чаукханди в Сарнатхе, увенчанному восьмиугольной башней 27.

Согласно Махапаринирваии сутре. Будда завещал кремировать его тело маллам Кушинары. Когда реликвии были собраны и поделены, маллы воздвигли ступу на месте ухода Благословенного. По всей вероятности, та дагоба разрушилась; Ашока воздвиг множество ступ и колонн в местности, где протекали последние часы жизни Учителя. Фа-сян видел памятники в великолепном состоянии, но Сюань-цзан уже застал их разрушенными, тем не менее он определил высоту главной ступы в 60 м. Кушинагара была подвергнута забвению вплоть до XIX в., когда в 1861 г. А.Каннингхэм раскопал большой кирпичный холм и обнаружил ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Китайские путешественники описали также парибходжика-ступу, построенную мориями над углями погребального костра. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила 28.

Таковы Четыре места паломничества, названные самим Буддой, они связаны с Четырьмя основными событиями его жизни – рождением, просветлением, проповедью и паринирваной. В них было построено множество памятных ступ, которые одновременно являлись и реликварными. В Капилавасту ступы отмечали подробнейшим образом события, связанные с юностью Сиддхартхи, с его уходом из родного города. Одна из них была шарирака-ступой, построенной над долей останков Будды, полученных шакьями. В Бодх-Гае упоминается гораздо меньшее количество ступ, здесь речь идет о чайтье-врикше вокруг Древа Бодхи и маленькой ступе рядом с ним, на месте которой позднее был возведен храм Махабодхи. В Сарнатхе было множество ступ, из них две претендуют на то, что построены на месте проповеди Будды. В Кушинагаре было множество ступ. Дагоба, построенная маллами над их долей останков Будды, не сохранилась. Здесь обнаружена ступа более позднего времени, построенная на месте паринирваны.

В число памятных мест буддийская традиция включила еще четыре города: Раджагриху и Шравасти – столицы государств Магадха и Косала, где в основном протекала деятельность Будды; Санкасью – местность, куда спустился Будда после проповеди на небесах Трайастримса; Вайсали – центр конфедерации свободных народов личчхавов, маллов и видехов, сохранявших традиции военной демократии и объединившихся с целью защиты от соседних могущественных государств. В этих местах в различное время было построено множество ступ.

Раджагриха в буддийской истории известна тем, что здесь Будда прочитал многие проповеди, здесь Девадатта покушался на жизнь Будды, пытался расколоть сангху и увести часть монахов из общины, здесь после паринирваны проходил Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы тексты Сутр и Винаи. В Раджагрихе царь Аджаташатру построил ступу над своей долей реликвий Будды и через сорок лет – над долей реликвий Ананды. Ашокой была построена ступа в память об укрощении взбесившегося слона, посланного Девадаттой. После Аджаташатру столица Магадхи была перенесена в город Паталипутру (современную Патну), расцвет которого был предсказан Буддой в его последние дни 29.

Шравасти знаменит тем, что здесь Будде купцом Анатхапиндакой была подарена знаменитая роща Джетавана, здесь Будда одержал победу над шестью учителями, здесь он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество будд в небе. Здесь в разное время было построено множество буддийских памятников. Сюань-цзан упоминает ступу высотой 18м, содержавшую статую сидящего Будды. Она была возведена на том месте, где Будда вел дискуссию с еретиками. Еще одна ступа стояла у колодца, где Будда брал воду. Путешественник также отметил две колонны Ашоки, стоявшие у восточного входа в сад Джетавана, увенчанные колесом и быком. Они были поставлены в память о том, как Будда продемонстрировал двойное чудо 30 . Фа-сян отметил множество ступ в окрестностях Шравасти, среди них построенную на месте дома Анатхапиндаки и первого женского монастыря, основанного Махапраджапати – приемной матерью и кормилицей Будды, решившей стать монахиней после смерти царя Шуддходаны. Ко времени Сюань-цзана Шравасти был опустошен и оставался в забвении вплоть до начала археологических раскопок в XIX веке, обнаруживших остатки рощи Джетавана и самого города. Множество холмов в окрестностях могут оказаться древними буддийскими ступами 31.

В Санкасье, согласно традиции, Будда спустился на землю после проповеди на небесах Трайастримса по лестнице, созданной Брахмой и Индрой. Фа-сян и Сюань-цзан сообщают, что Ашока, желая обнаружить лестницу, приказал копать землю, но открыты были только подземные воды. Он построил на легендарном месте вихару и воздвиг статую стоящего Будды высотой 1,8 м. Позади вихары он поставил каменную колонну, увенчанную львом или слоном. Капитель этой колонны до сих пор на месте, но колонна исчезла и была заменена кирпичной 32 . Санкасья была популярным местом паломничества. Фа-сян отметил, что в вихаре Ашоки жило около тысячи монахов, а в другом монастыре около семисот. Сегодня только большой холм, окруженный земляным валом около 3 миль в окружности говорит о бывших размерах этого древнего города и о его прежнем значении 33.

В Вайсали Будда остановил чуму, опустошавшую город, и завоевал уважение и любовь жителей города. В другой раз когда Благословенный посетил Вайсали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась манговая роща, подаренная Совершенному куртизанкой Амрапали, где он объявил своим ученикам о скором уходе из жизни. В V веке Фа-сян описал ряд памятников, посвященных Будде в этом городе, в том числе руины ступы, построенной Амрапали, а также ступу, которая отмечала место великого собора в Вайсали, состоявшегося через сто лет после паринирваны Будды. К югу находилась ступа, которую построили личчхавы над своей половиной реликвий Ананды. Через два века Сюань-цзан нашел Вайсали в руинах, но ряд памятников сохранился к тому времени. Среди них ступы, отмечавшие места, где Будда останавливался на пути в Кушинагару, откуда он посмотрел в последний раз на любимый город Вейсали, и где он объявил, что скоро уйдет в паринирвану.

В XIX веке раскопки обнаружили недалеко от современной деревни Безарх древний холм, который мог быть остатками ступы, построенной личчхавами над реликвиями Ананды, и основание ступы, которая могла быть одной из Великих реликварных ступ. Три кольца в основании указывают на два последовательных ее увеличения. В настоящее время примерно в двух милях к северо-западу, в Кохлуа, около современной деревни Бакхра, можно видеть крупную кирпичную ступу, которую Сюань-цзан приписывал Ашоке, и пруд, который, согласно традиции, выкопали для Будды обезьяны и преподнесли ему мед. Перед этой ступой стоит колонна Ашоки с львиной капителью и остались основания четырех монастырей 34.

Можно видеть, что в Раджагрихе, Шравасти, Санкасье и Вайсали, так же как и в Четырех местах паломничеств, указанных самим Буддой, не было каких-либо специальных памятников, посвященным конкретным событиям жизни основателя Учения. В Раджагрихе находилась одна из Восьми Великих реликварных ступ, построенная Аджаташатру, и ступа Ашоки, построенная в память об укрощении слона. В Шравасти – ступа, возведенная на месте спора с шестью учителями, ступы, построенные на месте дома купца Анатхапиндаки, известного донатора сангхи, и на месте первого женского монастыря. В Санкасье Ашокой была построена вихара, при этом ничего неизвестно о ступах. В Вайсали находились три из Восьми Великих ступ, построенные личчхавами, маллами и видехами над полученными ими частями реликвий Будды, ступа, возведенная Амрапали, а также ступы, построенные на месте Второго Буддийского собора и над останками Ананды.

Таким образом, понятие Восемь мемориальных ступ, или Восемь ступ Татхагаты обозначает не какую-то конкретную группу памятников, а традицию посещения Восьми мест паломничеств. Число восемь связано с представлением о восьми сторонах света – четырех основных и четырех промежуточных. Такое осмысление пространства в связи со ступами Татхагаты в большей степени выражает идею распространения Учения Будды по всему миру, чем число четыре, фигурирующее в его завещании о посещении мест, связанных с основными событиями его жизни. Тем не менее, в более поздней традиции представление о Восьми ступах Татхагаты находит свое выражение в формировании восьми различных форм ступы, отличающихся друг от друга основаниями. Но в индийском буддизме такой традиции не было.

Дальнейшее строительство буддийских ступ в Индии получило наиболее широкий размах в период правления императора Ашоки. Как было отмечено выше, им были возведены многие из ступ в Восьми местах паломничества. При нем были заложены наиболее известные индийские ступы Бхархута и Санчи в Центральной Индии, Амаравати в Южной Индии (Декан). Во времена Ашоки велось активное строительство ступ на северо-западе страны и в Гандхаре. В результате вся страна оказалась покрытой множеством памятников буддизма, ставших свидетельством поддержки буддизма царской властью и символом распространения Дхармы. Период правления Ашоки является особой страницей в истории культового зодчества буддизма и требует специального рассмотрения.

Ольга Семеновна Хижняк, старший научный сотрудник
Государственного музея истории религии, кандидат философских наук
* Данная публикация выполнена в рамках исследовательского проекта N 98-03-04114, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

1 Данная статья является продолжением серии публикаций, посвященных истории буддийской ступы: “Происхождение буддийской ступы” – “Кунсткамера”, издательство “Петербургское Востоковедение”, в печати; “Ступы, построенные при жизни Будды” – Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста 2000; “Первые буддийские ступы: мифология и история” – “Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста, в печати.
2 B.N.Goswamy Introduction speech: the stupa – some uninformed questions about terminological equivalents. In: The Stupa. Its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden 1980. C. 1-11.
3 L.Chandra Introduction. In: Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C. V-XXIX.
4 Там же.
5 G.Combaz L"evolution du Stupa en Asia: Melanges chinois bouddhiques Deuxieme volume: 1932-1933. Bruxelles, Juillet 1933. 163-305.
6 Р.Б.Пандей Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982. С. 190-219.
7 Stupa. In: Ecyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. by J.Hastings.V.XI.Edinburgh 1920. C. 901-904. Stupa. In: Ch.Humhreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 187.
8 Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C.23-24.
9 Crystal Mirrow 12. The Stupa: Sacred Symbol ofEnlightment. Dharma Press. Berkeley 1977. C. 16.
10 Crystal Mirrow 12. C. 10, 90; P.Dorje Stupa and Its technology. Delhi 1996. C. 1-3.
11 Mahaparinibbana Suttanta: Y, 7-12. – Sacred Books of the Buddhists, ed. by T.W. Rhys Davids, vol.111. London 1910. CC. 153-157.
12 Crystal Mirrow. 12. C. 34.
13 P.Dorje Ibid. C. 11-17.: Tangy"nr – Kamsadesavyakarana, Taisho – Pata-ling-t"a-ming-hao-ching; Nagarjuna: Gnas chen po brgyad kyimchod rten la bstodpa; Jamyang Zhayapa Ngawang Dorjee: Mchod rten gyi thig rtsa mdor bdus; Desid Sangyas Gyatso: Vaidurya dkar po las "phro pa"i snyen sgron dang dri len gya "sel bzhugs so; Sahajavilasa.
14 Mahaparinibbana Suttanta: IV, 1.
15 Fa-hien A Record of Buddhist Kingdoms being an account by the Chinese Monk Fa-Hien of his travels in India and Ceylon (A.D. 399-414) in search of the Buddhist Books of Discipline. Translated, annotated and with Corean recensions of the Chinese text by James Legge. Paragon Book Reprint Corp., New York Dover Publications, Inc., New York 1965.
16 Hsuan-tsang Buddhists Records of the Western World, tr. by Samuel Beal. Delhi 1981 (1884).
17 Д.Косамби Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. С. 135.
18 E.Lamotte History of Indian Buddhism from the Origins to the Saka Era. Translated from French. Louvain-la-Neuve. 1988. C. 315.
19 Crystal Mirrow. C. 23.
20 Ch.Humphreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 149.
21 С.И.Тюляев Искусство Индии. М.,1988. С. 131.
22 E.Lamotte Op. cit. C. 316-317.
23 Crystal Mirrow. C. 27.
24 Crystal Mirrow. C. 30-31.
25 Crystal Mirrow. C. 32.
26 E.Lamotte Op. cit.C. 318.
27 Crystal! Mirrow. C. 31.
28 Crystal Mirrow. C. 34-35.
29 Crystal Mirrow.C. 35.
30 E.Lamotte Op. cit. C. 321.
31 Crystal Mirrow. C. 37.
32 E.Lamotte Op. cit. C. 340.
33 Crystal Mirrow, C. 39.
34 Crystal Mirrow. C. 39-41.

Ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной.

Исторические корни буддийских ступ

С древних времен люди отмечают места захоронений и приходят туда в знак уважения к предкам. Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально являлись памятниками на могилах правителей античной Индии. Часто такие могильные холмы сооружались вокруг деревьев.

Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, нужно было лишь сохранять пепел или несгоревшие останки. Поэтому в ступы помещалось лишь то, что осталось после кремации. Постепенно ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане людей.

Со временем ступы стали иметь более широкое значение, их начали строить в ознаменование каких либо событий или в качестве подношения. Сегодня в них могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветленного Учителя, а в некоторых случаях реликвии вообще могут отсутствовать.

Ступа может отмечать памятное место, возводиться в память о событиях буддийской истории - такие ступы можно назвать мемориальными. Существуют и монолитные ступы пещерных храмов, в которых не могут содержаться никакие вложения. Ступы также строились в качестве подношения Буддам, путевых знаков и для защиты путешественников. В Тибете и Бутане ступы стоят на многих горных перевалах.

Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, в том числе и в его честь. Например, Ступу лотоса (или Ступу источника благоприятности) король Суддходана, отец Будды, построил в Лумбини (Непал), на месте рождения Будды. Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов.

В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две были построены купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, еще одна подобная ступа была возведена Анатхапиндакой, он же построил ступу над останками Шарипутры. Также существуют три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца.

Будда хотел, чтобы над его останками построили ступу (Махапаринирвана-сутра). Тем самым он придал ступе новую функцию - объекта для подношений. Подношения в данном случае делаются собственной природе Будды, поскольку ступа символизирует ум Будды. Делая подношения природе Будды, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе и приближаясь к окончательному счастью, Просветлению.

Реликварные ступы

Считается, что после ухода Будды реликвии, оставшиеся после сожжения его тела, были разделены на восемь частей и заложены в восемь ступ в разных частях Индии, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана-сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире; остальные ступы возводили представители других кланов: личчхави - в Вайшали, шакьи - в Капилавасту, були - в Аллакапе, колии - в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы - в Паве, другая ветвь маллов - в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы - в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ».

Восемь ступ Татхагаты и восемь мест паломничества

Существуют также понятия «восемь мест паломничества» и «восемь ступ Татхагаты», или «восемь сутрических ступ», поскольку эти ступы связаны с жизнью и деятельностью Татхагаты - Будды Шакьямуни.

Четыре из этих мест паломничества были обозначены самим Буддой. Они связаны с его жизнью и обозначают места, где он родился, достиг Просветления, дал первые поучения, ушел в Паринирвану. Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагаром.

Как уже было сказано, в Лумбини отцом Будды, королем Суддходаной, была построена Ступа лотоса. Главная ее часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

В Бодхгайе была построена Ступа Просветления, или Победы над всеми препятствиями. Ее возвел Дхарма-король Бимбисара после Просветления Будды. Ступа Просветления - важнейшая форма из всех восьми. Она символизирует цель буддийского пути - узнавание ума, полное Просветление. Она является также символом преодоления всех препятствий, всех завес.

В Сарнатхе была построена Ступа мудрости, или Ступа шестнадцати ворот. Это произошло в том месте, где Будда дал первые поучения о «Четырех благородных истинах».

В Кушинагаре, месте ухода Будды, появилась Ступа Паринирваны. Ее главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. Эта форма символизирует вхождение в Паринирвану.

Впоследствии к четырем местам паломничества, связанным с жизнью Будды, добавились еще четыре места, связанные с чудесами, совершенными им, - это Раджгир, Шравасти, Шинкаси (Санкасья), Вайшали.

В Раджгире он усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением Сангхи была сооружена Ступа примирения, или Ступа единства. Здесь же после ухода Будды в Паринирвану состоялся Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы каноны Сутры и Винаи.

В Шравасти была построена Ступа чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями - последователями неправильных взглядов. Он продемонстрировал здесь двойное чудо: поднявшись в воздух, одновременно испускал из себя струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе. Эта Ступа была построена человеком по имени Лисаби.

В Шинкаси (Санкасья) была возведена Ступа схождения с небес Тушита. В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на небеса Тушита, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, а затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю в Шинкаси. Схождение из мира Тушита символизируется многими ступенями этой Ступы.

В Вайшали была сооружена Ступа совершенной победы. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей. В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась подаренная Будде куртизанкой Амрапали манговая роща, где он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе продлил свою жизнь на три месяца, победив тем самым время и смерть.

Эти места паломничества и ступы, возникшие в них, лишь частично пересекаются с перечнем великих реликварных ступ, описанных в Махапаринирвана-сутре. Существуют разные списки сутрических ступ, посвященных жизни Будды, сохранившиеся в тибетских источниках, и указываются различные места их расположения.

Скорее всего, списки основываются на устной традиции и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где в разное время создавалось множество различных ступ. Например, сегодня в Сарнатхе сохранились руины нескольких ступ, и ученые не могут точно сказать, какая из двух - Дхармараджика или Дхамекх, была построена на месте, где Будда дал свои первые поучения.

Можно предположить, что понятие «Восьми ступ Татхагаты» отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь позволяет соотнести наиболее значимые события жизни Будды с местами, где располагалось множество буддийских памятников. В результате этого в тибетской традиции утвердилась группа из «Восьми сутрических ступ», отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.

Эти места паломничества, так же как и великие реликварные ступы, расположены в Северной Индии, где Будда Шакьямуни жил и учил. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока в III веке до н. э. Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Самые древние из сохранившихся до наших дней монументов находятся в Санчи и Бхаруте (Индия), а также в Патане (Непал). Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии. Их формы постепенно видоизменялись.

Различные формы и виды ступ

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Традиция их возведения также проникла в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, и здесь наибольшее внимание уделялось их внутреннему наполнению. Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов (считается, что они исходят непосредственно от Будды) придерживаются и сегодня.

Именно такие ступы строятся сейчас в западной части мира. Глядя на ступу снизу вверх, мы символически видим весь путь до Просветления, каждый уровень выражает важный шаг на пути. Будда, Дхарма, Сангха, Просветленный настрой и радость в качестве основы - это первый шаг. Далее мы собираем позитивные впечатления, развиваем путь объединения пяти качеств и, подобно вазе, становимся подходящим «вместилищем» с достаточными способностями к концентрации и медитации. Тринадцать колец шпиля - это окончательный путь к Просветлению через десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен.

Особое место среди тибетских ступ занимает Ступа Калачакры, она относится не к Сутре, а к Тантре, впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатака), Индия. В ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поучения и провел церемонию Калачакры.

Буддийский историк Таранатха писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его Просветлением, у Великой Ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу «Блистательных Лунных Дворцов» (Калачакры)». Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, формы и пропорции которых были тоже четко регламентированы. В настоящее время известно о десяти Ступах Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе.

В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы - пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Возведенные на вершинах гор и на берегах рек, буддийские пагоды не только символизировали Учение Будды, но и становились украшением ландшафта, служили объектами созерцания.

Гармонично сочетаясь с горами и реками, они образовывали единый природно-рукотворный пейзаж. Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. Постройка относится к типу «пагоды в форме терема». Ее старинное описание звучит так: «Высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине».

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде храма-пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады и пагоды, и ступы являются храмами, в других пагоды и ступы отличают друг от друга.

Обычно форма тайских и бирманских ступ - конусообразная, с заметно скошенными углами. Часто их красят в золотой цвет или украшают блестящей плиткой. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон - 98 метровая позолоченная ступа в Янгоне (Мьянма). По преданию, она содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни.

Самые известные ступы в Непале - Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней.

Согласно тибетской легенде, Ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, но непальские источники гласят, что она появилась только в VI-VII веках нашей эры. Также со строительством этой Ступы часто связывают имя тибетского Дхарма-короля Трисонга Дэцена.

Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде, после того как Будда Манджушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду, на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа. И на ее месте позже была построена существующая. По другим источникам, король Ашока посетил это место в III веке до н. э. и возвел здесь храм, а Ступа в более-менее современном виде была создана в начале V века н. э. С тех пор это одно из мест, наиболее почитаемых буддистами и индуистами.

Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами изображаются глаза Будды. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги; полусферическая часть - торс; реликварий над ней - голова; шпиль - ушниша; луна, солнце, бинду - тройное украшение прически Будды. Изображение глаз приходится на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, символизируют всеведение Будды.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах получили распространение также «упрощенные» ступы, в архитектуре которых не видно четких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти ступы больше походят на небольшие дома без двери, на крыше которых расположен еще один «домик» с Буддой. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Одна из самых интересных ступ расположена в Индонезии, на острове Ява, в провинции Центральная Ява. Она называется Боробудур, относится к традиции буддизма Махаяны и представляет собой самый большой буддийский памятник на Земле. Боробудур строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра. Название может происходить от санскритского «Вихара Будда Ур», что означает «буддийский храм на горе».

Боробудур построен как огромная Ступа, выполненная в форме гигантской мандалы. Фундамент Ступы квадратный, длина стороны - 118 метров. У Ступы имеются восемь ярусов, пять нижних - квадратные, а три верхних - круглые. Эта мандала выражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями Абхидхармы. На верхнем ярусе расположены 72 малые ступы в форме колоколов с окошками вокруг большой центральной Ступы. Внутри «ступ-колоколов» находятся статуи Будд, стены храма украшены барельефами.

Мемориальные ступы

С развитием буддизма возникла особая категория ступ - мемориальные. Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории Сангхи.

Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуге (1928-1972). В отличие от других ступ здесь не содержится останков короля - только его фотография в церемониальной одежде. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего создать пространственное представление ума Будды. Считается, что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными способностями, поэтому Ступа очень популярна у паломников.

В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже расположен один из участков, известных как Поля смерти, где в период между 1975 и 1979 годами, во время режима красных кхмеров, было казнено приблизительно 17 000 человек. После падения режима в братских могилах было найдено 8 895 тел. Сегодня Чоенг Эк - мемориал с буддийской мемориальной ступой. Ступа имеет прозрачные стены, она заполнена останками жертв режима Пол Пота - в ней более пяти тысяч человеческих черепов.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной. Согласно традиции, и реликварная, и мемориальная ступа могут быть возведены в качестве подношения тому или иному Будда-аспекту. То, что обычно называют «видами ступ», скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, может быть возведена в качестве подношения, может быть объектом почитания и одновременно символом буддизма.

Ступы сегодня

С распространением буддизма за пределами Азии западные ученики стали строить в своих городах и ступы как объекты для «накопления заслуги». Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий.

Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама возводят пагоды, а мастера из Непала - ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 году на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала была построена ступа в непальском стиле, напоминающая Ступу Боднатх в уменьшенном виде.

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно смущать. Их внешний вид, с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой - в нем воплощается местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов.

Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к Освобождению и Просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивать заслугу и мудрость. Все это - предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

Символика ступы

Важнейшая из всех восьми форм - ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути - полное Просветление, реализацию всего человеческого потенциала. Это достижение означает освобождение от всех завес и раскрытие высших способностей ума, особенно - совершенной мудрости Будды. Эта ступа является также символом преодоления всех препятствий.

1. Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь знаков удачи, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды.

2. Основная плоскость. Плоскость, «удерживающая Землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.

3. Три ступени над основной плоскостью. Три ступени символизируют Три драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

4. Львиный трон. Над тремя ступенями находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нем часто изображаются снежные львы. Потому он называется львиным троном и символизирует непобедимость Дхармы - четыре вида бесстрашия Будды.

5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня - это лотосы, малый и большой. Они символизируют Шесть освобождающих действий (Парамит), а именно: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.

6. Квадратная поверхность трона. Трон состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют Четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, радость и равностность.

7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь накопления. Она показывает «Четыре вида внимательного рассмотрения» - внимательность к телу, чувствам, мыслям и внешним явлениям.

8. Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь накопления. Здесь должны быть осуществлены «Четыре вида совершенного отказа». Это означает:

1) отказаться от всех негативных действий;

2) не забывать об этом;

3) совершать позитивные действия;

4) постоянно их умножать.

9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь накопления и состоит из «Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования.

10. Четвертая ступенька над троном. Представляет Пять способностей на Пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.

11. Неизменная основа. Поддерживает вазу и символизирует Пять сил на Пути соединения, которые выражают полное развитие Пяти способностей предыдущей ступени.

12. Ваза. Символизирует Семь ветвей пробуждения на Пути видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность.

13. «Тре» над вазой. «Тре» указывает на Восьмеричный путь благородных на Пути медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение.

14. Дерево жизни. Представляет собой центральный стержень ступы. Дерево символизирует «Десять видов трансцендентального знания», различные аспекты мудрости Будды.

15. Тринадцать колец. Символизируют Десять сил (десять аспектов мудрости Будды) плюс Три существенных воспоминания, то есть знание трех времен - прошлого, настоящего и будущего.

16. Зонт. Является одним из восьми символов удачи, означает преодоление всех страданий.

17. Луна. Символ относительного Просветленного настроя и мудрости Будды.

18. Солнце. Символ неограниченного сочувствия (подобного лучам солнца) и абсолютного Просветленного настроя.

19. Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума.

Первоначально ступа (пали тхупа, тиб. чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру. Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница – с Водой; купол – с Огнём; шпиль – с элементом Ветер (Воздух); навершие – с Пространством. Или другое соотношение: основание – омрачения ума; лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль – состояние бодхисаттвы, навершие – состояние Будды.

Таким образом, ступа также является символом Просветлённого Ума Будды. В буддийских текстах упоминается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу. Эти реликвии стали объектом поклонения буддистов.

Реликвии, помещаемые в Ступах Просветления, представляют собой объекты веры: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты. Так, например, внутри Ступы Просветления, построенной недавно в Элисте, тибетскими ламами были заложены:



Кроме того, в Ступу было заложено множество символических предметов, мантр, молитв и драгоценных вещей.

Во времена распространения буддизма обладание подобными реликвиями, а также строительство ступ были очень важны; ступы с реликвиями были символом приверженности Дхарме, способствовали обретению благой мотивации и заслуг. Упоминается, что индийский царь Ашока после встречи с Гуру Ринпоче обрёл глубокую приверженность Учению Будды и при своей жизни возвёл миллион ступ.



Сейчас ступы можно найти везде, где распространён буддизм, появились они и в Европе. Строительство cтуп сопровождается особыми религиозными ритуалами.

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.


Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 0, 0, 0); padding: 5px; width: 200px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 190px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email.

Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Как известно, буддизм перенял и усвоил культ ступы и Ашока воздвиг ступы в честь Будды по всей Индии.

Только одна ступа, в Непале, сохранилась в том виде, в каком ее создал знаменитый правитель, но об архитектуре ранних ступ мы можем судить также и по материалам раскопок остатков этих памятников

Ступы были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды. Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный - из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.

В период между династиями Маурьев и Гуптов в буддийскую архитектуру вкладывалось много средств и энергии, и построенные ранее ступы были существенно расширены и украшены. Из таких ступ особенно примечательны три: в Бхархуте, Санчи и Амаравати. Бхархутская ступа, в ее современной форме восходящая, очевидно, к середине II в. до н. э., интересна главным образом своей скульптурой , поскольку сама ступа к настоящему времени разрушилась. Ступа в Санчи, наоборот, сохранилась как один из наиболее поразительных памятников архитектуры древней Индии.

Во II в. до н. э. старая ступа в Санчи была увеличена в два раза, и в результате диаметр ее купола стал равен приблизительно 40 метрам.

Ворота Санчи примечательны, по-видимому, скорее своими резными украшениями, чем архитектурой. Каждые ворота состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. Все сооружение в целом достигает высоты около 11 метров.

В Индии лишь немногие ступы превосходили по величине ступу в Санчи, но на Шри-Ланке они достигали колоссальных размеров. Абхаягиридагоба в Анурадхапуре, столице древних царей Шри-Ланки, имела 110 метров в диаметре и была больше некоторых египетских пирамид .

Архитектура ступы в Индии развивалась в направлении все большей пышности и обилия украшений.

Ступа в Амаравати, получившая свое окончательное оформление около 200 г. н. э., превосходила ступу в Санчи по величине и была украшена плитами (часть их можно видеть в Британском музее) с резьбой, изображающей историю жизни Будды.

Из более поздних индийских ступ самыми известными являются ступы в Сарнатхе и Наланде. От величественной ступы в Сарнатхе, около Варанаси, места первой проповеди Будды, в настоящее время сохранилась только внутренняя часть. Но некогда это было исключительно впечатляющее сооружение – великолепный образец кирпичной кладки, с высокой цилиндрической башней, подымающейся над нижней полусферой, и большими изображениями Будды, установленными по углам с четырех сторон света. Ступа в Наланде, которую перестраивали, последовательно увеличивая ее размеры, семь раз, в современном, уже разрушенном, состоянии напоминает кирпичную пирамиду со ступенями, ведущими от террасы к террасе.

Сейчас, когда массивные купола больших ступ полуразрушены, они не кажутся величественными. Но в своем первоначальном виде ступа производила совсем иное впечатление. Побеленная или оштукатуренная, она сияла ослепительно белым блеском в лучах тропического солнца, и ее башенка, теперь обычно осыпавшаяся, как золотое копье поднималась из ритуального каменного зонта на вершине ступы. Восстановленная в недавние годы и снова используемая буддистами для религиозных церемоний, большая дагоба Рувансели в Анурадхапуре на Шри-Ланке, белый силуэт которой уже издали виден на равнине, являет собой образец ступы во всем ее блеске как достойный символ мировой религии.