Презентация на тему "буддизм". Особенности буддийской храмовой живописи Буддой может быть любое существо




Урок распользованием учебника "Основы духовно-нравственной культуры народов России". На уроке получены ответы на вопросы: Что такое буддизм? Кто такой Будда? Что такое пагода? Рассказывается о посещении буддийского храма в Калмыкии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костромина Ольга Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №121

г. Санкт-Петербург

Урок для учащихся 4 классов.

Тема: Войдем в Буддийский храм

Программное содержание.

Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний вид и внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы.

Основные методы и приемы.

Интернет-экскурсия в буддийский храм.

Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника.

Цель: познакомить с религией России - буддизмом.

Задачи: учить работать с текстом, выделять главное, анализировать; развивать речь учащихся, развивать умение работать с полученной информацией, работать в парах.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами войдем в буддийский храм. Мы узнаем о …(Слайд 2) Что такое буддизм? Кто такой Будда? Как устроен буддийский храм? Какой самый большой буддийский храм в Европе?

  1. Работа по теме урока.

Как возник буддизм? Кто такой Будда?

- Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма), целью которой является избавление от страданий и помощь живым существам в обретении счастья. Возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды) Чтение рубрики «Жил на свете человек» (Слайд3)

Как устроен буддийский храм? Стр. 78-81 учебник.

Беседа по теме урока.

Буддийские храмы разнообразны. Архитектура буддийских храмов поражает своей неповторимой архаикой и почти сказочной символичностью. (Слайд 5).

Она отличается от любых архитектурных систем современности, хотя, конечно, её становление происходило на основе заимствований. Смесь архитектурных стилей и создают уникальность и оригинальность архитектуры буддийских храмовых комплексов. Композицию практически всех буддийских храмов определяет религиозно-символическая концепция, которая пронизывает каждую архитектурную деталь.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Пагода - буддийское или индуистское сооружение культового характера. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Однако мало кто знает, что прототипом для этой пагоды послужила индийская ступа – полушарие из земли и камня.

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Просмотр фильма. (Слайд6)

Вам понравился фильм? Что запомнилось? Где находится самый большой буддийский храм.

А вы знаете об известных буддийский сооружениях? Хотите узнать?

- Самая высокая буддийская пагода возведена в провинции Цзянсу на востоке Китая. Высота тринадцатиярусного строения составляет 153,79 метров. Пагода «Тяньнинбаота» с позолоченным навершием украсила территорию древнего храмового комплекса «Тяньнинсы». Он был основан еще в период династии Тан (618–907 годы) в районе города Чанчжоу и неоднократно перестраивался.

В частности, там находилась семиярусная пагода эпохи Сун (960-1279), но она была сожжена в ходе войн. Сооружение новой пагоды началось в 2002 году и обошлось в 300 миллионов юаней (38,5 миллиона долларов). На строительство пошли ценные и особо плотные породы дерева, импортированные из Мьянмы и Папуа-Новой Гвинеи.

На последнем ярусе башни установлен огромный бронзовый колокол весом 30 тонн. Он поражает мощным звоном, который слышен на расстоянии пяти километров. Там же хранится уникальное изваяние Будды, созданное из горного хрусталя. Эту реликвию выкупил и передал в дар храму один китайский коллекционер из числа эмигрантов. постройки: храмовые постройки на горе отличались от ансамблей, выстроенных на горе.

Каменные скульптуры в буддийском храме Otagi Nenbutsu-Ji (Киото, Япония)

Буддийский храм Otagi Nenbutsu-Ji редко можно встретить в путеводителях с перечнями достопримечательностей Киото (Япония). Возможно, это и к лучшему, ведь нескончаемый туристический поток вряд ли пошел бы на пользу этому удивительному месту. А посмотреть здесь есть на что: в окрестностях храма установлено 1200 каменных скульптур ракан, учеников-последователей Шака, основателя буддизма Храм Otagi Nenbutsu-Ji был построен в середине 8 в., но его судьба сложилась трагично: он существенно пострадал во время одного из разливов реки Камо, поэтому решено было перенести храм в более укромное место. Позже Otagi Nenbutsu-Ji вновь был разрушен во время гражданской войны в 13 в. В 1922 г. храм реконструировали во второй раз, однако тайфун 1950 г. также не пощадил святыню. Каменные скульптуры были переданы в храм в 1981 г. За три десятилетия они успели покрыться мхом, так что выглядят еще более органично, словно привычные для нашей культуры лесовики. Скульптуры создавали, что называется, всем миром. В храм Otagi Nenbutsu-Ji съезжались скульпторы-любители со всей страны и вырезали человечков из камня под руководством опытного мастера Kocho Nishimura. Изваяния учеников Будды получились совершенно разными: каждый со своим выражением лица, с уникальными эмоциями. Причудливые фигуры стали «визитной карточкой» храма, привнесли особый игровой элемент в духовную атмосферу священного места.

Буддийские монахи. (Слайд 9).Учебник с. 81

Монах – это человек, который по своему религиозному убеждению решил остаться один, без семьи.

  1. Проверка усвоенных знаний.

Что нового сегодня на уроке было для вас? Какие вопросы есть? У вас на столе лежат листочки с заданиями для выполнения в паре. Вам надо будет выполнить небольшой тест и указать, какое строение у вас на рисунке. По желанию его можно раскрасить.

1. Подчеркни слова, которые относятся к буддийской культуре:

церковь, карета, мечеть, пагода, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монахи, ступа, законы, платье, сказка.

2. Кто является основателем буддийской религии?

  • Сиддхартха Гаутама
  • Мухаммед
  • Иисус

3. Что такое пагода?

  • Крыша храма
  • Многоступенчатая башня
  • Это вход в буддийский храм

4. Что означает слово Будда?

  • Умный
  • Просветленный
  • Сострадающий

5. Напиши название этого строения.

Взаимопроверка с комментированием.

  1. Рефлексия.

- В каком храме вы сегодня побывали? Что нового узнали? (слайд 10) Смогли ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале урока? Вам понравился урок? Что не получилось? Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Данная презентация поможет познакомить учащихся с мировой религией - Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлагается небольшой тест на закрепление материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Б У Д Д И З М

Религия, основанная в Индии в VI в. до н.э.

Вероучение буддизма Буддизм – первая мировая религия по времени возникновения. Основатель учения – Будда Шакьямуни (просветленный, мудрый) или Сиддхартх Гаутама (успешный)

Четыре благородные истины 1 . Существует страдание. 2. Страдание имеет причину. 3. Существует прекращение страдания. 4. Существует путь к прекращению страдания.

Понятия добра и зла в буддизме ЗЛО Лишение жизни живого существа Воровство Ложь Употребление грубых слов Пустословие Алчность Гнев ДОБРО Защита и охрана чужой жизни Примирение враждующих Правдивость Терпимость Полезные беседы Умеренность Милосердие Вера в Будду и его учение

Виная – питака (корзина устава, правил поведения) Сутра-питака (корзина бесед, проповедей) Абхидхамма-питака (корзина учений Закона) Типитака – буддийское священное писание, оно означает «Три корзинымудрости »

Буддийский храм

Буддийский храм

Чайная церемония

Барабан молитв

Праздники буддистов День рождения Б удды

Буддийский Новый год- Сагаалган

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Основатель Буддизма родился в Индии Палестине Аравии

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Буддийское священное писание называется – Тора Типитака Коран

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Буддийский храм называется – Минарет Пагода Синагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...

Тема: Особенности храмового зодчества Буддийские храмы и постройки ислама
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания.
Групповая работа по карточкам

В Юго-Восточной Азии, на острове Ява в Индоне­зии, наиболее полно представлены традиции буддийской храмовой архитектуры.
Я́ва - остров в составе Индонезии (столица Индонезии, Джакарта, расположена на этом острове). Площадь - 132 тыс. км².

В центральной части острова находится один из крупней­ших памятников буддизма – Боробудур – «мно­жество Будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.
Боробудур. VIII век.

Храмовые постройки Боробудура представляют кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Боробудур состо­ит из девяти частей: из прямоугольного основания, пяти квадратных тер­рас трёх круглых ярусов, нанизанных на одну ось.
Боробудур. VIII век. Общий вид.

Храм Боробудур воспринимался как центр мира, в котором нахо­дится дом Будды.
Его постройки и убранство имели сим­волический смысл, отражающий предс-тавления верующих об устройстве мироздания.

На плане Боробудура видны круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли. Квадрат – знак зем­ли, Круг – знак неба, Круг, вписанный в квадрат, сим­волизировал Вселенную.
Боробудур. VIII век. Общий вид сверху.

Боробудур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх – путь к просветле­нию. Паломники, преодолевая путь по открытым галереям, на разных уровнях, обретали различную степень такого просветле­ния.
Цель их восхождения - посещение ступы - колоколообразной башни со шпилем.
Боробудур. VIII век. Верхняя ступа.

Скульп­тура и рельефы, также призваны были воплощать буддийское «постижение истины». В них воспроизведены многочисленные сцены из земной жизни Будды.

В X-XI вв. Боробудур был заброшен. Лишь в 70-е годы XX века Боробудур отреставрирова­ли. И вновь он обрёл множество паломников и посетителей со всех концов света.

Культовые постройки ислама
Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть («место для совершения земных поклонов»). Первоначально это был открытый, ого­роженный участок, где молящиеся, разместившись поперечны­ми рядами, обращались лицом в сторону Мекки.

С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напомина­ющей крепость, окружённую глухими стенами, в которой намечены вхо­ды. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесённого арочными галереями.
Вид колонной арабской мечети

Михраб – ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Минбар – возвышение, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.
Михраб
Минбар

Мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама рядом с резиденцией правителя строили соборные мечети, в ко­торых хранили казну и важнейшие документы.
Соборная мечеть (макет)

Главный фасад всего сооружения со сто­роны улицы оформлялся айваном – арочным порталом больших масш­-табов. Вход в мечеть держали открытым, это означало вступление в пределы счастья, т.е. во владения Аллаха.
Мечеть Джама Масджид. Дели. Индия.

С VIII в. рядом с мечетью стали возводить минареты («маяк») - башни, с верхней площадки которых священник (муэд­зин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов (не более 8). Минарет и мечеть составляют единый ансамбль.
Мече́ть Сулеймание́. 1550-57гг. Стамбул. Турция.
Минарет Кутлуг-Тимура. XII-XIV вв.
Мечеть Кул Шариф. 1996г. Казань

Минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название – Башня Победы. Чрезвычайно строгий по архитектуре, высота – 73 м, диаметр основания – 16 м. До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.
Минарет Кутб-Минар. 1191-1236гг. Дели. Индия.

Мечеть-медресе султана Хасана. XII в. Каир. Египет
В подобный архитектурный комплекс нередко входят и медресе - мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения - худжры, в которых проживают семинаристы.

Медресе Улугбека и Ширдор. 1619-1636гг. Самарканд. Узбекистан
Медресе Улугбека и Ширдор – жемчужины архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал.

Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена фасада заставляет входящего сюда оста­новиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. По углам всего ан­самбля возвышаются четыре стройных минарета.
Медресе Улугбека
Медресе Ширдор

Закрепление материала. Что обозначают понятия: Боробудур, медресе, худжры, минареты, муэд­зин? Каково устройство традиционных буддийских храмов? Что представляет собой Боробудур - крупнейший памятник буддийской архитектуры? Ка­кое отражение в нём нашли представления верующих об устройстве ми­роздания? Какие шедевры исламской архитектуры вам извест­ны?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. http://smallbay.ru/architec051.html Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

«Грехов никаких не совершая, Добродетель всецело твори, Сознанье свое усмиряй - Вот это ученье Будды»


Буддизм

Буддизм возник около VI века до н. э.

в Древней Индии. Это одна из древнейших мировых религий. Основателем учения считается Будда Шакьямуни. Будда – значит просветленный. Он очистил свое сознание, обрел все достоинства.

Буддой может быть любое существо.


Буддизм

Будда не считал себя Богом, «сверхъестественным существом» или «посредником между людьми и высшими силами». Будда также выступал резко против культа самого себя. Буддизм признаёт существование различных богов (дэвов), демонов и других подобных существ. Буддизм не говорит о том, что нужно верить в богов, а указывает на возможность «проверить» это, например, посредством медитации.


Медитация в буддизме

Медитация – упражнения в тренировке концентрации внимания, мыслей


Буддизм

Цель каждого в буддизме достичь состояния Просветления, состояния Будды. Сущность учения – непричинение вреда другим, сострадание, нравственность, мудрость.


Буддизм

В отличие от многих религий в буддизме нет - всемогущего Бога-творца; - вечной души; - искупления грехов; - веры в сверхъестественные силы; - абсолютной преданности; - религиозной организации, аналогичной церкви; - единого канона текстов; - общих и непререкаемых для всех школ догматов.


Десять черных недобродетелей Буддизма

  • Убийство.
  • Воровство.
  • Распущенность.
  • Ложь.
  • Клевета.
  • Грубая речь.
  • Сплетня.
  • Злонамеренность.
  • Скупость
  • Отсутствие веры.

Распространение буддизма в мире

Китай, Япония, Корея, Индия, страны Азии


Буддизм в России

Одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционные районы: Бурятия, Тува, Калмыкия, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

Всего около 700 тысяч человек


Буддистские сооружения

Сту́па - «макушка, куча земли, камней, земляной холм». Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена. Выполняли функцию памятников на могилах правителей. А затем ступа стала памятником, возводившимся в честь какого-то события.


В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы - па́годы. Позже они появились во Вьетнаме, Корее и Японии.




  • Войдя в вестибюль, снимите головные уборы.
  • В дугане (алтарный зал) совершайте движение по ходу солнца, т.е. слева направо, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю.
  • Можно также делать подношения и пожертвования (этим мы развиваем в себе щедрость и подавляем жадность).
  • Нельзя разговаривать по телефону, друг с другом.
  • Далее можно подойти к алтарю и совершить поклоны.

  • Сидеть можно на скамейках, на ковре в позе лотоса или полулотоса.
  • Нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря.
  • После службы благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой.
  • Затем подходим к чайнику со священной водой) наливаем в левую ладонь немножко и делаем три маленьких глотка (очищаем тело, речь и ум), омываем свое лицо и голову.

Настоятель дацана –лама. Религиозный учитель (гуру). Молебен – хурал.


Алтарный зал

http://dazan.spb.ru/datsan/3dtour/




Знаменитые статуи Будды

«Великий Будда Вукси»

(Весенний Будда)

Китай, 108 м.


Знаменитые статуи Будды

Золотой Будда,

Улан-Батор, Монголия, 23 м.


Знаменитые статуи Будды

Будда Шакьямуни, Мьянма, 115 м.


Буддизм в России

Агинский дацан. Забайкальский край.


Буддизм в России

Иволгинский дацан. Бурятия.


Буддизм в России

Д.А. Медведев в Бурятии



Калмыкия – центр буддизма в России

«Золотая обитель Будды Шакьямуни»


Буддизм в России

Президент республики Калмыкии

Кирсан Илюмжинов


Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №47 п. Малаховка Московской области Иванова Н.Е.