Паленке - затерянный в джунглях город майя. Паленке — затерянный город майя Паленке надпись в храме креста




В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших культур доколумбовой Америки – цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера – тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых – археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?


Паленке. Храм Надписей


«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», – писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.

Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке – древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке – Начан, «Змеиный город» майя.

Расцвет города пришелся на VII–VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный храм Надписей.

Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей – Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, – является частью ансамбля дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название «Храм Надписей» получил от Стефенса и Казервуда – они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Среди этих надписей исследователи отыскали и несколько дат, одна из которых – 692 год.

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида в значительной мере высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница – в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположено святилище – прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.

Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей. Лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой – дождем.

В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов – это самая длинная из известных надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя…

Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамиды в городах служили лишь высокими постаментами для святилищ. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в храме Надписей в Паленке.

При расчистке руин храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю – вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.

Погребальная камера представляла собой просторное помещение – 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, – писал А. Рус-Луилье, – своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».

На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. Все фигуры имеют скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры – изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя – правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.

Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8–2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.

На плите изображена глубоко символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это – божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами – ведь все живое в конце концов уходит в землю…

Голову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш «процент» («%»), – символы смерти. Два других знака – зерно и маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» – росток маиса. На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты пасти и из них выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.

На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили украшением головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней – символы воды и два щита с символами бога солнца.

Сложная символика этого изображения до конца не разгадана, но общий смысл композиции – традиционная для ранних земледельческих культур аграрная заклинательная символика: солнце – вода – жизнь – смерть. Вечный круговорот жизни в природе…

Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающей рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40–50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы – диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.

Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице – скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, – говорят о том, что это – «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необыкновенной пышностью был погребен в храме Надписей. А над саркофагом его была установлена каменная плита, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении…

Санто-Доминго-де-Паленке, небольшое поселение на юге страны и один из самых рядовых, ничем не примечательных мексиканских городков. Основан он был в 1567 году, на северо-востоке штата Чиапас, после прихода в Мексику испанских завоевателей и долгое время скрывался от посторонних глаз, среди высоких гор и тропических лесов.

Обнаружение древних храмов Паленке

Спустя два столетия, в конце 18 века, среди непроходимых зарослей Лакандонских джунглей, военный патруль, случайно, обнаружил небольшое индейское поселение. В 6 км от него были обнаружены руины настоящего древнего города Майя, возраст которых более 2000 лет. Паленке, так, не мудрствуя лукаво, был назван археологический комплекс, исследование которого ведется и по сей день. Это самое крупное майяское поселение на территории современной Мексики. (исследовать Паленке можно в нашем путешествии по Мексике, смотреть )

Ученые полагают, что в один из периодов своего существования, поселение носило имя Лакм-ха, что в переводе с языка индейцев Майя, означает «большая вода» и являлось столицей Баакульского царства, процветающего в 5-8 веках нашей эры. Современные индейцы, проживающие в этих местах, называют древнее городище Оттиотиун — «каменный город».


История строительства древнего города Паленке

Начало первых построек древнего города Паленке, датируется 100 г до н.э., а окончание его существования приходится на конец 9, начало 10 века, современной эпохи. Ученые до сих пор не нашли точного ответа на вопрос почему жители покинули Паленке. Тем не менее, город опустел и со временем скрылся в густой растительности тропической сельвы, практически на 10 столетий.

Удачно расположенная у подножия Тумбольских гор, посреди девственного тропического леса, археологическая зона Паленке занимает территорию более 20 кв. км. В настоящее время, удалось раскопать и очистить от джунглей всего лишь десятую часть древнего поселения. Найдена и отреставрирована лишь малая доля его многочисленных сооружений. Но даже благодаря этой незначительной части очевидно, что Паленке было одним из самых больших и наиболее развитых, майяских поселений, с причудливыми архитектурными строениями, украшенными резьбой, лепниной и росписями, и сложной системой водоснабжения, которая не встречалась ни в одном индейском городе.


Из-за долгого отсутствия хозяев, следы пребывания людей в Паленке, стерлись. В связи с этим ученые не отвергают факт, что индейцы Майя были далеко не первыми его жителями, а существуют другая, более древняя цивилизация, народ которой и стал основателем города, задолго до появления майяских племен. Индейцы же возвели свои храмы и пирамиды на руинах города, оставшегося от неизвестных предшественников.

На сегодняшний день, в археологической зоне, открыты для посещения порядка тридцати больших и маленьких древних сооружений. Все они возведены в период с 600 по 800 годы нашей эры, под личным руководством Баакульских правителей. Примечательно то, что некоторые их орнаменты и детали имеют отличительные черты строений, расположенных в разных частях света, например, камбоджийского Анкгор-Вата или египетского Осириона.


Достопримечательности Паленке

В центре городища, на десятиметровой платформе, возвышается дворец, служивший резиденцией местным правителям. Это величественное сооружение, площадью 104х80 м, состоящее из галерей, лестниц, затейливых лабиринтов подземных ходов и множества помещений с выходами в четыре внутренних дворика. С юго-восточной стороны дворца пристроена пятиэтажная башня, нехарактерная для майяской архитектуры, в которой много веков назад располагалась астрономическая обсерватория.

Все стены дворца украшены рельефными изображениями правителей Паленке, в национальных одеждах и украшениях из перьев, сценами, посвященными победам над противником, изображениями жалких и беспомощных военнопленных.


Дворцовое сооружение со всех сторон окружено пирамидами, верхушки которых увенчаны прекрасными храмами. (посещение Паленке в нашем туре )

Паленкская Триада

На юго-восток от дворца расположилась Паленкская триада, в нее входят Храм Солнца, Храм Креста, Храм лиственного креста. Все эти названия даны религиозным сооружениям, благодаря мотивам, превалирующим в росписи их стен и алтарей. Так, на задней стене Храма Солнца, постройку которого датируют 642 годом нашей эры, можно увидеть барельеф с изображением маски бога солнца и фигур, застывших перед ним в коленопреклоненной позе. В Храме креста и лиственного креста, центральными композициями является крест – символ священного растения Майя, маиса. Во втором же сооружении он украшен распускающимися листьями и иероглифическими надписями.


Статус самого загадочного здания комплекса Паленке, по праву принадлежит легендарному Храму Надписей, приютившемуся в непосредственной близости ко дворцу. Это самое высокое здание комплекса, высота его пирамиды составляет 23 м, и чтобы оказаться на ее вершине необходимо преодолеть 69 ступеней. Изображение на рельефах, украшающих стены и колонны храма, кардинально отличаются от рисунков, найденных в других поселениях Майя. Это изображения женщин с младенцами на руках, лица которых закрывают уродливые маски бога дождя Тлалока, а детские ножки постепенно превращаются в ядовитых змей. Один из таинственных артефактов, найденный в храме надписей, это плиты, полностью покрытые иероглифами, количество которых в сумме составляет 620. А в самой надписи упоминаются даты, соответствующие 692 году современного календаря.

На север от дворца расположены мало исследованные на сегодняшний день храм Графа и северные холмы, а между ними площадка для игры в мяч.


Храм Надписей в Паленке

На протяжении долгих лет, ученые не могли разгадать загадку постройки Храма Надписей. Но в 1949 году, экспедиция под руководством профессора Альберто Руса, наконец приоткрыла завесу тайны. В полу храма была обнаружена плита, приподняв которую, археологи увидели лестницу, ведущую вглубь пирамиды. Последующие четыре года, исследователи ступень за ступенью освобождали себе путь к тайнам Паленке. И наконец, на 16 метровой глубине наткнулись на стену, возведенную из камней, скрепленных между собой с помощью песка и извести. Когда ограждение было разрушено, оказалось, что оно было не единственным, за первой следовала вторая стена, в 4-х метровую толщу которой был замурован ящик, с останками человеческих жертвоприношений.


Когда плита, вес которой превышал тонну, покорилась археологам, они оказались в просторном склепе с девятью алебастровыми статуями вдоль стен. В центре возвышался массивный саркофаг, накрытый каменной плитой с вычурным резным узором. Внутри него лежал хорошо сохранившийся скелет высокого мужчины, усыпанный нефритовыми украшениями. По мнению ученых, останки, найденные в саркофаге, принадлежат одному из великих правителей Паленке, захороненному здесь в 692 году, в обществе своих подданных и сокровищ.


Вес саркофага превышает 20 тонн, следовательно, он никак не мог быть доставлен вглубь пирамиды по лестнице. Значит и пирамида, и храм надписей, были построены, после погребения, чтобы защитить могилу правителя от посторонних вторжений.

Привлекательность Паленке

Гармония древних руин с природой, придает Паленке особую ауру и шарм. Гуляя по джунглям, окружающим храмовый комплекс можно набрести на небольшие, но очень милые водопады и протянувшийся над речкой, подвесной мостик. Причудливо сплетенные под ногами, утопающими во мху, корни деревьев, навевают мысли о сказочном лесе. В джунглях можно встретить немало лесных обитателей: симпатичную игуану, ярких попугаев и забавных обезьян, а растительный мир поражает своими яркими красками и причудливыми формами.


В Мексике огромное количество колоритных и атмосферных мест, но древний город Паленке по праву может считаться одним из самых интересных и утонченных городов индейской Америки, настоящей жемчужиной в зеленом океане джунглей.

В джунглях мексиканского штата Чьяпас, находится место, называемое сегодня Паленке («Крепость»). Здесь расположены руины столицы Баакульского царства города Лакм-Ха («Большая вода»). Этот город был в III-VIII веках н. э. крупнейшим политическим центром культуры майя. Его расцвет приходится на 600-800 годы. Именно тогда это древнее майянское поселение приобрело тот вид, остатки которого можно видеть сейчас, после раскопок. Строения были призваны своей внушительной каменной архитектурой возвеличивать и прославлять королевскую власть.

От погибшего древнего города осталось немного. О его руинах было известно ещё в XVIII веке и с тех пор они неоднократно исследовались. Сегодня можно видеть здесь остатки дворцового комплекса с квадратной башней, «Храм Солнца», «Храм надписей» и «Храм Креста». Все постройки свидетельствуют об отличном архитектурном вкусе и высоком мастерстве древних строителей.

Одно из наиболее сохранившихся сооружений – «Храм надписей». Храм построен в виде 24-метровой пирамиды с девятью уровнями. Он был сооружён в период расцвета цивилизации майя Кан Баламом II над гробницей своего отца К’инич Ханааб Пакаля, в качестве погребального сооружения.

Храм был обнаружен мексиканским археологом Альберто Рузом в 1948 году и получил своё название из-за надписей, которые нанесены на его стены. Всего сейчас насчитывается 617 иероглифов. До сегодня удалось расшифровать только часть из них.

Южный фасад «рассекает» лестница, а венчает пирамиду постройка с пятью входами. Внутри постройки есть три помещения. В одном из них был обнаружен туннель в гробницу Пакаля, скрытый каменной плитой.

Сама гробница выглядит как зал со сводчатым потолком и размерами 9х4 м. Высота его около 7 метров. Стены украшены девятью гипсовыми барельефами, изображающими пышно и причудливо разодетые человеческие фигуры. Возможно, согласно мифологии майя, они символизируют предков – Девять Повелителей Ночи.

Здесь расположен саркофаг короля Пакаля. Крышка его покрыта тонкой резьбой, не уступающей по технике исполнения работам мастеров эпохи Возрождения в Европе. Края окаймляет полоса иероглифов. Эта плита по праву считается одним из величайших произведений культуры майя.

На крышке саркофага, среди сплетения символических изобразительных элементов, изображён король в момент смерти. Это изображение до сих пор вызывает споры многих исследователей. Выдвигалась даже версия, что на плите выгравирована фигура космонавта, управляющего кораблем.


Комментарии к записи Жгучие контрасты Мексики отключены

Жгучие контрасты Мексики Жгучие контрасты Мексики Жгучие контрасты Мексики вы ощутите сразу по прилету в эту интересную страну. Огромный, густонаселенный, многоликий Мехико встречает своих гостей смогом, пробками и неоднозначной архитектурной задумкой. Деловой центр города оккупировали гигантские не...

Руины Паленке считаются одними из самых важных археологических памятников майя в Мексике. Его красивое природное окружение вне всяких эпитетов. Древний город расположен среди поросших лесом холмов, по утрам руины часто окутаны густым туманом, рядом протекает небольшой ручей, посреди полога темно-зеленого леса, вырастают большие пирамиды и храмы. Звучит слишком хорошо, чтобы быть действительностью, но так оно есть на самом деле. Сочетание природы и древних руин придает этому месту особую ауру. Мексиканское правительство придало статус национального парка в 1981 году, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен с 1987.

Паленке — затерянный город майя

В период культурного расцвета Паленке был намного красивее, потому как монументы были покрыты декоративной штукатуркой, окрашенной в синие оттенки. О существовании спрятанного глубоко в джунглях города не ведали до 1746 года. Даже тогда, заново открытый, Паленке несколько раз терялся, пока, наконец, исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд окончательно представили миру эту жемчужину архитектуры майя (1841 год).

Поселение на этом месте существовало с 300 г. до н.э., но статус важного города майя Паленке приобрел в классический период (300-900 гг.). Большинство сохранившихся зданий построили между 7 и 10 веками, а вершины могущества он достиг во времена правления Пакаля и его сына Чан-Бахлума (600 до 700 гг.).

Затем жители покинули город, а поскольку этот регион Мексики принимает наибольшее количество осадков, руины быстро спрятались в густых чащах джунглей. Даже начальное название города затеряно, сохранившиеся руины получили нынешнее название от близлежащего маленького городка Санто-Доминго-де-Паленке. На сегодняшний день около трети города раскопаны археологами. Бродя между руинам или осматривая парк с вершины высотных монументов, повсюду видны холмы. По большей части это не холмы, а храмы и пирамиды майя, спрятанные зарослями джунглей.

Основное достоинство не в его размерах или древности (много других археологических памяток крупнее и старше). Его важность заключается в расположении (посреди джунглей), нетипичной для майя архитектуре и эпиграфике (надписях). Благодаря эпиграфике, археологи сумели восстановить немало станиц истории города.

По сравнению с , менее известный Паленке отличается спокойной атмосферой и меньшей назойливостью местных жителей, пытающихся продать сувениры приезжим туристам. К тому же, туристам не запрещается подниматься на большинство древних пирамид. Планируйте потратить большую часть дня, тогда вы можете посетить все монументы, прогуляться по джунглям, и еще часть времени провести в музее. Лучше всего посетить руины ранним утром с момента открытия парка в 8 часов, когда пирамиды окутаны туманом на фоне джунглей.

Дворец Паленке

Паленке отличается от любого другого археологического памятника майя не только богатством рельефных изображений и резных декораций, но и интересной архитектурой своего дворца. Дворец — самое крупное сооружение на территории археологического парка, он представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, и разделенных на четыре части лабиринтом коридоров, жилых и административных помещений.

Сначала полагали, что дворец служил резиденцией правителей и священнослужителей, позже пришли к выводу, что он выполнял административные функции. Здесь заключались политические и военные союзы с другими городами-государствами майя, подносились пожертвования, он служил местом развлечений, жертвоприношений, ритуальных церемоний.

Главная особенность дворца — четырех этажная башня, которая не встречается ни в одном другом городе майя. Благодаря этой уникальной башне дворец выглядит почти как китайский. Когда начались археологические исследования, выдвигалось множество идей о том, какие функции она выполняла. Полагают, что с высоты башни майя наблюдали за тем, как лучи солнца падают прямо на Храм надписей в день зимнего солнцестояния.

Храм надписей в Паленке

Храм надписей (Templo de las Inscripciones) — одна из самых известных пирамид Америки и самый высокий монумент Паленке. Храм назван в честь обнаруженных здесь каменных табличек с надписями. Большинство каменных табличек, рассказывающих о генеалогическом дереве правителей Паленке, сейчас находятся в Национальном антропологическом музее в Мехико. Благодаря обнаруженным здесь текстам и рельефным изображениям, Храм надписей существенно помог в изучении древней культуры майя.

Храм надписей в Паленке — единственная пирамида в Мексике, построенная специально как гробница. В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус сдвинул каменную плиту в полу на вершине пирамиды и обнаружил заполненный камнями проход, ведущий по длинной лестнице вниз. Так была обнаружена гробница Кинич Ханаб Пакаля, знаменитого правителя Паленке, правившего этим городом-государством на протяжении 68 лет (615 — 683 гг.). Эта гробница — один из самых известных артефактов в мире майя. В ней обнаружили богатые украшения, скульптурные изображения, но наибольший интерес вызывает каменный саркофаг, в котором останки Пакаля лежали нетронутыми с момента погребения.

К сожалению, гробница Пакаля в настоящее время закрыта для посещения, дабы избежать дальнейшего ущерба ее фрескам. Находясь в Мехико, вы можете увидеть крышку саркофага в посмертную маску из нефрита в Национальном музее антропологии (смотрите музеи Мехико), но массивный каменный саркофаг все еще остается здесь.

Группа Креста в Паленке

Группа Креста состоит из Храма Солнца, Храма лиственного креста и Храма креста, все они являют собой пирамиды с храмом на вершине, увенчанные гребенчатыми каменными украшениями. Стены каждого из храмов покрыты скульптурными изображениями религиозной тематики и текстами на языке майя.

Обнаруженные на стенах храмов изображения креста вовсе не являются привычным для нас крестом, а изображают древо мира. Древо мира являлось распространенным элементом орнамента среди доколумбовых культур Мезоамерики, воплощая собой четыре стороны света.

Музей Паленке

Музей расположен за 1,5 км до входа в парк, открыт со вторника по воскресенье с 10 утра до 17:00, его посещение включено в стоимость посещения руин. Музей небольшой, но интересный, здесь выставлены обнаруженные во время археологических раскопок экспонаты: ювелирные изделия из нефрита, огромная коллекция керамических курильниц, несколько каменных панелей с надписями. Главный экспонат музея — воспроизведенная в натуральную величину копия саркофага Пакаля, размещенная в точную копию гробницы из оргстекла. В музее работает сувенирный магазин.

В Паленке есть ряд других храмов, пирамид, жилых домов знати, акведук и интересный каменный мост через реку.

Руины майя находится примерно в 7 км от небольшого городка Санто-Доминго-де-Паленке. Здесь есть отели, неплохие кафе и рестораны, но посетители приезжают сюда в первую очередь изучить знаменитые руины древнего города майя.

Туристический офис расположен недалеко от главной площади Санто-Доминго-де-Паленке, на углу улиц Хуарес (Avenida Juárez) и Абасоло (Abasolo). Он открыт с понедельника по субботу с 9 утра до 9 вечера, в воскресенье с 9 утра до 13:00.

Самый дешевый способ добраться туда и обратно — на маршрутках (colectivos), курсируют между центром Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя каждые 10 минут с утра до вечера.

Между Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя находится Ла-Канада – популярная среди туристов зона отелей (расположена в лесу). По дороге к руинам, маршрутки проезжают мимо Ла-Канада, помашите рукой, и они сразу же остановятся.

Храм Надписей в Паленке

В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших культур доколумбовой Америки – цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера – тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых – археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?

Паленке. Храм Надписей

«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», –

писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.

Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке – древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке – Начан, «Змеиный город» майя.

Расцвет города пришелся на VII–VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный храм Надписей.

Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей – Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, – является частью ансамбля дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название «Храм Надписей» получил от Стефенса и Казервуда – они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Среди этих надписей исследователи отыскали и несколько дат, одна из которых – 692 год.

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида в значительной мере высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница – в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположено святилище – прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.

Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей. Лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой – дождем.

В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов – это самая длинная из известных надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя…

Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамиды в городах служили лишь высокими постаментами для святилищ. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в храме Надписей в Паленке.

При расчистке руин храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю – вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.

Погребальная камера представляла собой просторное помещение – 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, – писал А. Рус-Луилье, – своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».

На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. Все фигуры имеют скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры – изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя – правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.

Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8–2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.

На плите изображена глубоко символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это – божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами – ведь все живое в конце концов уходит в землю…

Голову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш «процент» («%»), – символы смерти. Два других знака – зерно и маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» – росток маиса. На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты пасти и из них выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.

На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили украшением головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней – символы воды и два щита с символами бога солнца.

Сложная символика этого изображения до конца не разгадана, но общий смысл композиции – традиционная для ранних земледельческих культур аграрная заклинательная символика: солнце – вода – жизнь – смерть. Вечный круговорот жизни в природе…

Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающей рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40–50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы – диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.

Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице – скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, – говорят о том, что это – «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необыкновенной пышностью был погребен в храме Надписей. А над саркофагом его была установлена каменная плита, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении…

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

«Храм надписей» в Паленке: гробница, саркофаг, маска Город Паленке – один из центров цивилизации майя – располагался у подножия невысоких холмов, покрытых непроходимой сельвой. Здесь в 1952 году американский археолог Альберто Рус раскопал «Храм надписей» и начал его

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Пирамиды майя. О чем рассказал Храм Надписей Сергей Хромов Просто не верится, что все это могло быть создано руками человека. Впервые попав сюда в XVI веке, европейцы решили, что открыли земной рай с садами Эдема и семью заколдованными городами. И поныне цивилизация майя

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку