Георгий Полтавченко: православный Чекист. Общество друзей афонского монастыря кутлумуш создано в греции Русское афонское общество полтавченко




Публичная деятельность градоначальника Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко не очень яркая. Он воздерживается от громких заявлений, не дает популистских обещаний и вот уже 5 лет стоит во главе культурной столицы России. Кто он?

Многие жители Петербурга в последнее время интересовались, почему Георгий Полтавченко редко появляется на публике. И тут же родился слух, что в Кремле готовится отставка губернатора, которая состоится уже в 2016 году. Пока неизвестно, кто его заменит, но не надо называть Георгия Сергеевича сбитым летчиком. Он пойдет на более высокий пост. Это подтвердили сразу три источника - из Кремля, Госдумы и ФСБ. Так, обсуждается вопрос о создании Объединенного следственного комитета, а кое-кто ожидает увидеть Полтавченко даже в правительстве.

НА СВЯТОЙ ГОРЕ

Вы когда-нибудь замечали на запястьях больших чиновников интересные браслеты в виде православных четок? Это религиозный амулет и знак принадлежности к «братьям Афона». Так называемый комбоскини - браслет из 60 узелков, которые с молитвой вяжут афонские монахи из ниток овечьей шерсти.

Среди политиков даже ходит такая фраза: «Есть термин - правление православных чекистов. Многие из них объединены вокруг афонского братства». Такие четки, например, носит на руке третий губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, который бывает на Афоне несколько раз в год.

Вообще многие российские деятели и крупные бизнесмены несколько раз в год летают на Святую гору, даже имеют там духовных наставников из братии монастырей. На Афоне бывает и Владимир Путин.

Именно после восхождения Путина на Святую гору в 2005 году было учреждено Русское афонское общество, которое возглавил Полтавченко. А в сентябре 2006-го оно реализовало свой первый масштабный и общественно значимый проект, когда в Россию из афонского монастыря Симонопетра были привезены мощи святой равноапостольной Марии Магдалины.

После этого «афонцы» Полтавченко привезли мощи святого великомученика Дмитрия Солунского. На деньги общества на Святой горе отреставрировали несколько десятков монашеских келий и монастырей, воссоздали памятник-часовню народному герою России князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому.

Вообще греческие СМИ сообщают, что афонские провидцы получают от российских властей миллионы долларов по благотворительной линии.

Это элитарная вера. Она для тех, кто останавливается в пятизвездочных отелях и в резиденциях управления делами президента. Греческие монахи подчиняются не московскому патриарху, а константинопольскому. Такое православие люкс - для особо избранных.

ИЗ КАЗАКОВ - ВО ФЛОТ

А как Георгий Полтавченко вообще попал в КГБ? О своем детстве большой политик рассказывает так.

«Мама, Нина Ивановна, коренная жительница Ленинграда, блокадница, осталась одна в 14 лет. Ее мама и бабушка умерли от голода у нее на руках. Отец и старший брат, которому не было и 18, погибли на войне.

Отец Сергей Петрович окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. После окончания училища его направили служить на Потийскую военно-морскую базу Черноморского флота СССР.

Стоит вспомнить, что в свое время императрица Екатерина II издала указ о расформировании запорожского казачества, и мои предки направились в русский флот. По семейному преданию, они служили на Балтике. Прадед в конце XIX века ходил на броненосце. В 1885-1890 годах, после присоединения к Российской империи Бухарского и Хивинского ханств, встала необходимость в создании Амударьинской флотилии. Вместе с семьей в составе нескольких экипажей туда был направлен прадед. Поэтому мой дед и папа родились в Средней Азии. Я же появился на свет в Баку, недалеко от Поти, куда мама приехала к дальним родственникам».

Весной 1961-го семья Полтавченко вернулась в Ленинград и поселилась в коммунальной квартире. Из удобств - один умывальник на кухне, общая уборная и печка в комнате. Учился Георгий в 210-й школе на Невском проспекте: «Получал приличные оценки, но отличником никогда не считался. Друзей было много. Самых близких два. С одним мы до сих пор дружим - сидели за одной партой, да и хулиганили часто. Родителей в школу вызывали в основном за драки, но дрались мы беззлобно, не жестоко».

«ТОГДА МНОГИЕ ХОТЕЛИ ЗАХВАТИТЬ САМОЛЕТ»

После школы Георгий поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения. Учился хорошо. Принимал активное участие в общественной жизни. В составе студенческого отряда работал на строительстве Камского автозавода. С будущей супругой Екатериной Леонидовной познакомился в 1970 году. В 1972 году молодые поженились и не жалеют до сих пор...

А в 1985 году у них родился сын Алексей, который окончил Московскую юридическую академию. Сейчас ему 28 лет, и он уже преуспел в серьезном бизнесе, заработав 4,2 млрд рублей.

Так вот, после института Георгий Полтавченко по распределению поступил на работу в НПО «Ленинец», при этом продолжал активно заниматься общественной работой. В 1978 году получил предложение перейти в Невский райком комсомола Ленинграда инструктором орготдела. Но вдруг Полтавченко пригласили в управление КГБ на Литейном, 4 и спросили прямо, есть ли желание послужить Родине?

«Честно говоря, для меня предложение было неожиданным. Я всегда считал, что в органах госбезопасности служат только самые достойные, достойнее не бывает. А себя таковым никогда особо не считал, с учетом того что характер у меня был в молодости бесшабашный, - рассказывал Полтавченко. - Поэтому пришел к отцу посоветоваться, все обсудили с мамой и супругой. Общим семейным решением постановили, что если возьмут, то надо идти».

В 1979 году Полтавченко был призван на службу и направлен в Минск на Высшие курсы КГБ.

Одним из первых заданий после минской учебы было обеспечение безопасности в Москве во время проведения Олимпиады-80. Потом Георгий Сергеевич вернулся в Ленинград, когда руководство направило его в аэропорт Пулково заниматься обеспечением безопасности на воздушном транспорте.

«Интересная была работа, живая. Много мероприятий мы провели по пресечению инцидентов, провоза контрабанды. Начиная с середины 70-х хватало желающих угнать пассажирский самолет. Причем преступники скорее руководствовались не идейными соображениями, а личными. Хотели с шумом захватить советский самолет, прилететь на Запад, попросить политического убежища, а потом открыть там ресторан или создать музыкальную группу».

«Я БОГА БОЯЛСЯ, УПОВАЛ НА НЕГО...»

Служба у Полтавченко шла хорошо, в 1987-м он был направлен в Выборг руководителем отдела управления КГБ, где работал пять лет. Отвечать приходилось, помимо прочего, даже за защиту государственной границы. А весной 1991 года он удивил всех, когда вышел из партии. Для сотрудника КГБ это был тогда крайне редкий случай.

В 1992-м в России начала создаваться налоговая полиция, и руководство предложило именно Полтавченко возглавить структуру в Санкт-Петербурге. Служба длилась семь лет, и завершил ее наш герой в звании генерал-лейтенанта.

Именно в те годы Полтавченко по работе часто пересекался с Владимиром Путиным, который тогда работал первым заместителем мэра Собчака. «Владимир Владимирович нам много помогал, в том числе защищал нашу деятельность перед своим руководителем, которому некоторые недобросовестные предприниматели доносили информацию о работе налоговой полиции в выгодном для себя свете. Пытались воспользоваться личным знакомством для уклонения от уплаты, хотя налицо был состав преступления».

Интересно, что Полтавченко сам заметил вакансию полномочного представителя президента в Ленинградской области и предложил на нее себя, хотя должность была в основном представительской. В администрации президента многие удивились: все-таки большой начальник, целый генерал, а тут полпредство с пятью подчиненными. Но Георгий Сергеевич все-таки получил этот пост - еще при Ельцине.

А потом уже Владимир Путин пригласил своих представителей в Москву, где озвучил инициативу по созданию полпредств в федеральных округах. Полтавченко было предложено возглавить Центральный федеральный округ. Через 10 лет, в августе 2011-го, уже президент России Дмитрий Медведев предложил Полтавченко стать губернатором Санкт-Петербурга.

ПУТЬ НА АФОН

Полтавченко не обижается на прозвище «православный чекист».

Как он пришел к религии? Откуда начался путь на Афон?

«Я всегда Бога боялся и уповал на него, хотя не знал, крестили ли меня, - рассказал он в одном из интервью. - Впервые в церковь меня привела глубоко верующая бабушка, которая и привила любовь к православию. Даже во время работы в КГБ я не делал особого секрета из своих убеждений.

Верить в Бога в советские времена мне не мешали ни членство в компартии, ни работа в органах госбезопасности. Не могу сказать, что я жил некоей двойной жизнью: прятал партбилет в сейф и шел молиться. Но я и не скрывал, что верю в Бога. Во всяком случае, это уже было неопасно и не страшно».

Материал подготовил Степан Строев

Фото ТАСС/П. Ковалев, ТАСС/Интерпресс/В. Свистунова

Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе в интервью порталу Патриархия.ru рассказал о деятельности Русского Афонского общества, главой Попечительского совета которого он является.

- Георгий Сергеевич, Русское Афонское общество, Попечительский совет которого Вы возглавляете, сделало большое дело для дальневосточного региона, привезя в Россию с Афона список чудотворной иконы "Скоропослушница". Скажите, пожалуйста, планируются ли какие-нибудь подобные акции в ближайшее время, и какое значение Вы придаете передаче этой иконы?

- Русское Афонское общество - общественная организация, которая главными своими уставными целями и задачами видит помощь Церкви в возрождении православных святынь в России, и не только в России, - во всем православном мире. Это возрождение старых монастырей и храмов, строительство новых - там, где это необходимо, и, естественно, активная поддержка всему тому, что способствует пропаганде - если можно так выразиться светским языком - Православия, продвижению Православия, возрождению и популяризации православной культуры. Акция, которая прошла сегодня, - это еще один из уже многих конкретных шагов нашего общества по поддержке православной культуры, в том числе и в отдаленных регионах нашей страны.

Эта акция приурочена к очень хорошим датам - 70-летию Хабаровского края и 150-летию Айгунского договора, утверждению России на дальних восточных рубежах. Поэтому мы рассматриваем этот дар, этот список чудотворной иконы "Скоропослушница", хранящейся в одном из древнейших монастырей Святой Горы Афон, как своего рода поддержку нашим братьям и сестрам, которые живут на дальневосточном форпосте России, работают, верят, делают максимум для того, чтобы и этот отдаленный уголок нашей страны развивался, как и все наше государство сегодня.

Если говорить о других планах - у нас запланировано достаточно много различного рода мероприятий. Ближайшее из них уже идет. Это серьезная работа: Русское Афонское общество выступило с инициативой по сбору народных средств на воссоздание мемориала князя Дмитрия Пожарского, который в свое время (также на народные деньги), в 1885 году, был построен на территории Спасо-Евфимиевского монастыря в городе Суздале. Это была очень красивая, величественная мраморная постройка; ее создавали академики Российской академии художеств. К сожалению, в 30-е годы XX века она была уничтожена, но сохранились все чертежи, сохранились планы, и воссоздать ее вполне реально.

Мы объявили подписку, и могу сказать, что подписка идет достаточно активно. Информация эта размещена в Интернете, и откликнулись уже несколько сотен человек. Каждый вносит, сколько может, но суть не в сумме пожертвований, суть в том, что эта акция дает возможность людям узнать друг друга, узнать о том, что они в своем стремлении не только не забывать свои корни и историю своего Отечества, но и восстанавливать, воссоздавать утерянные традиции не одиноки. Таких людей много, и, я думаю, с каждым годом их будет все больше.

http://www.patriarchia.ru/db/text/416819.html

СВОЙ КРУГ

В Афонском обществе состоят два самых влиятельных вице-губернатора - Василий Кичеджи и Игорь Дивинский (последний - исполнительный директор «Русского Афонского общества»).

Связаны с «афонцами» вице-губернатор Владимир Лавленцев и вновь назначенные главы районных администраций - Приморского (Николай Цед), Курортного (бывший руководитель партии «За Русь святую» Алексей Куимов), Невского (Константин Серов). Заместителем Полтавченко в Москве служил генерал-майор налоговой службы Александр Громов. Недавно его сын Иван возглавил Комитет по информатизации и связи правительства Петербурга. Влияние «афонцев» на подбор и расстановку кадров восходит ко второму путинскому сроку.

ПОПЕЧИТЕЛИ

18 сентября 2005 года в здании мэрии Москвы был основан «Попечительский совет благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой горе Афон». Сопредседателями Совета избраны тогдашний Патриарх Алексий II, представитель президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко и мэр Москвы Ю. М. Лужков. В попечительский совет вошли министр иностранных дел С. В. Лавров, председатель Торгово-промышленной палаты Е. М. Примаков, заместитель председателя Центробанка В. Н. Мельников, генеральный директор «Рособоронэкспорта» С. В. Чемезов, председатель совета директоров «АвтоВАЗа» В. В. Артяков, президент ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» С. М. Богданчиков, президент ОАО «АФК «Система» В. П. Евтушенков, председатель Совета директоров ООО «НГК «Итера» И. В. Макаров и другие политики и бизнесмены.

С Афонским обществом связаны и другие влиятельные чиновники и бизнесмены - партнеры Владимира Путина по дзюдо Аркадий и Борис Ротенберги, генеральный прокурор Юрий Чайка, председатель попечительского совета фонда Андрея Первозванного, глава ОАО РЖД Владимир Якунин.

Отношение «православных чекистов» к РПЦ - сложное. Слишком многое они знают и о прошлом епископата, и о порядках внутри епархий. Местным иерархам - не доверяют.

Первым «афонцем»-губернатором стал даже не Георгий Полтавченко , а Игорь Слюняев. С 2007 по 2012 годы он возглавлял входящую в Центральный федеральный округ Костромскую область. На последних выборах правящая партия и президент получили в области сенсационно мало голосов («Единая Россия» - 30,74 % Владимир Путин - 52,78 %). Слюняев ушел в отставку, но не потерялся - и через несколько месяцев стал министром регионального развития. Его первый заместитель Николай Цед, как уже говорилось, перебрался в Петербург.

ИМПОРТНЫЙ ВАРИАНТ

Что же связывает всех этих людей с Афоном? Мы поговорили на условиях анонимности с несколькими православными священниками и получили такой ответ.

Отношение «православных чекистов» к РПЦ - сложное . Слишком многое они знают и о прошлом епископата, и о порядках внутри епархий. Местным иерархам - не доверяют. Уже упоминавшийся костромской губернатор Слюняев не на жизнь, а на смерть боролся с влиятельным и популярным архиепископом Костромским и Галичским Александром. Раздражала губернатора в Александре его харизма и самостоятельность. В результате Слюняев выиграл. По решению Патриарха архиепископ Александр покинул Костромскую область и возглавил Астанайскую епархию в Казахстане.

Новообращенные чиновники не будут, как обычные граждане , обращаться при случае в милицию или проводить отпуск в Сочи. И вера им нужна особая - не совсем такая, как у электората, а со спецсвященниками. Если для олигархов и связанных с ними чиновников клубными местами стали Лондон, Ницца, Куршевель, Сардиния, то для воцерковленных крупных чиновников - Афон, храмовая гора. Поездка туда - как для мусульман хадж.

Афонские монастыри не подчинены Патриарху Кириллу , они формально принадлежат константинопольскому патриархату. Получается - православие, но не российское. Импортный вариант. Бизнесмены предпочитают хранить за границей деньги, вкладываться в собственность. А православные чиновники - доверять свои тайны греческим духовникам.

К Афону и грекам у русских православных людей и Синода в свое время было немало претензий. Федор Достоевский писал: «Предстоятели православия в Константинополе могут унизиться до интриги, мелких проклятий, отлучений, неправильных соборов и проч., а может быть, упадут и до ереси - и все это из-за национальных причин, из-за национальных оскорблений и раздражений».

Митрополит Московский Филарет об афонских монастырях : «Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келий и скитов и на свое содержание, не заслуживает поощрения».

В начале XX века Россия даже посылала к Афону канонерскую лодку «Донец», чтобы подавить движение «имяславцев» - православных сектантов. Епископ пермский Пафнутий отрицал подлинность знаменитого «пояса Богородицы» и считал, что Богоматерь провела свои последние годы не в Афоне, а в Иерусалиме или Эфесе. Старообрядцы именно афонских греков считают инициаторами реформ Никона и раскола русской церкви.

Но имеет ли это значение? Горы, воздух, святые источники, вкусная средиземноморская еда, мощи, легенды, личный духовник. Никаких нищих, или тучных священников на «Майбахах», или толп молящихся пенсионеров и бюджетников. Православие класса люкс. Закрытый клуб. Как у ельцинских теннисистов или дзюдоистов при Путине.

МНЕНИЕ

Кирилл Копейкин, протоиерей, директор Научно-богословского центра СПбГУ, кандидат богословия:

«Я сам был в русском монастыре Святого Пантелеймона на Афоне . Приезжая туда, словно попадаешь в средневековую Византию. Это православные монастыри, у нас есть евхаристическое общение - мы можем вместе причащаться, вместе совершать таинства. Мы можем сослужить друг другу - когда священнослужители из Греции приезжают к нам, они у нас в храме служат, и мы у них. Различий у нас нет никаких. Только на Афон женщин не пускают.

Почему популярен у нас Афон? У человека есть тяга к сакральному . Душу колбасой не накормишь. В чем смысл церковных таинств? В них происходит нечто, что нам самим непонятно. Но это нечто дает нам силу справляться со сложностями.

Я думаю, если человек занимается, например, бизнесом - он живет очень непростой жизнью, ему каждый день приходится решать массу вопросов. И его душа нуждается в том, чтобы ей была оказана помощь. Естественно, он задает себе вопрос - где бы он мог эту помощь обрести? Еще Геродот писал, что мир устроен таким образом, что самые удивительные вещи находятся на самом краю Ойкумены. Человек склонен думать - и не только сейчас, так было всегда - что где-то далеко, наверняка, лучше, что здесь уже все «не то».

Не думаю, что, к примеру, Валаам по интенсивности духовной жизни хуже , чем Афон, я знаю некоторых монахов Валаамских. Но человеку всегда кажется, что настоящее - где-то далеко. Хотя что такое монастырь: самое главное там - это общение с Богом. Поэтому в таких местах, как Афон, Валаам, присутствие Божие ощущается в гораздо большей степени, чем здесь у нас».

В элитном посёлке Ленинское в последнее десятилетие возник и стал активно развиваться Константино-Еленинский монастырь. Попав в этот монастырь, сразу обращаешь внимание на обилие дорогих икон, десятки привезенных с разных мест мощей святых и прочие реликвии. Откуда же взялось это богатство?

Дело в том, что монастырь этот был построен на средства Константина Вениаминовича Голощапова, который вхож в ближний круг Путина. Знакомы они были с детства, оба - дзюдоисты, хотя и выступали за разные клубы. Масажистом Голощапов стал в 90-ые, когда Путин переехал в Москву и Голощапов помогал ему облегчить последствия спортивных травм.

Кроме как массажист Путина, Голощапов известен еще и как "афонец". Русское афонское общество включает в себя многих влиятельных людей, например, главой попечительского совета является Георгий Полтавченко. В знак принадлежности к обществу его члены носят деревянные афонские четки на запястье.
Все они часто выезжают в Грецию на святую гору Афон, где решают дела не только религиозные. А мне сразу вспомнилось лето-2013, когда мы провели три хороших дня на греческих Халкидиках, купаясь в удивительно тёплом и чистом Эгейском море с видом на священный Афон.

Но вернёмся к Голощапову, который стоял у истоков Русского афонского общества. Общество возникло в 2005 году - сразу, как только Святую гору посетил Владимир Путин. При содействии Русского афонского общества в Россию приво-зили мощи разных святых и Пояс Пресвятой Богородицы. Общество активно занимается восстановлением храмов на Афоне.

Так же Голощапов балует своим вниманием и другое святое место, где даже приобрел себе квартиру, - итальянский Бари. Там находится храм Русской православной церкви и хранятся мощи святого покровителя Руси Николая Чудотворца. Кстати, часть этих мощей Голощапов перевез в Россию и передал Константино-Еленинскому монастырю. А Путин подарил монастырю древний образ святителя Николая Чудотворца.

На средства Голощапова было осуществлено строительство двух первых храмов монастыря в посёлке Ленинском.

Совсем недавно, а точнее в Рождество, открылся третий храм, который был построен вплотную к Константино-Еленинской церкви. Получилось некоторое нагромождение храмов и новый храм своим объемом подавляет старый.

На территории монастыря есть пара памятников от скульптуров с громкими именами. Первый - Александру Невскому. Скульптор - А. Чаркин, бывший ректор института имени Репина. Скульптура делалась на конкурс на монумент Александру Невскому на одноименной площади. Проиграла, на площади ныне стоит другой Невский, а этот коленопреклоненный князь нашел приют в селе Ленинское.

Другой памятник - Николаю Чудотворцу - работа Церетели. Не гигантская, и то хорошо.

Рядом со скульптурой насажены ёлочки. Под ёлками бронзовые таблички.

Только сейчас обратила внимание, что храм освятили в тот же день, когда в Америке были совершены теракты.

Вот такой монастырь. По фоткам он мне показался похожим на Елизаровский под Псковом, но нет, Елизаровский будет посимпатичнее. Разве что финансируются они из одного котла.

Кстати, элитный посёлок Ленинское произвел весьма удручающее впечатление. Сначала вдоль дороги идут заборы-заборы-заборы, потом на горке возникает монастырь, за ним следует район совковой застройки, а в конце посёлка расположен какой-то сельскохозяйственный комплекс безобразного вида, не разобрались, живой он или заброшенный. Думала, что уродливее Оржиц ничего нет, ан нет, существует еще посёлок Ленинское. ИМХО.

У Константино-Еленинского монастыря недалеко имеется подворье - Линтульский монастырь, который стоит на трассе Скандинавия в Огоньках. Тоже новодел, но на историческом месте.

Возник Линтульский монастырь в конце 19 века, на территории бывшего Великого княжества Финляндского. Вскоре после революции территория эта отошла Финляндии, а во время советско-финской войны монастырь оказался во фронтовой зоне. Сестры бежали, а Линтульский монастырь вместе со всеми иконами и убранством был разграблен и погиб.

В Финляндии же сёстры основали монастырь заново, он находится недалеко от Ново-Валаамского монастыря.

Линтульский монастырь расположен на небольшой горке, внизу шумит оживленная трасса и, если перейти по ней через речку, то за табличками запрещающего содержания, которые то тут, то там сейчас втыкают обнаглевшие собственники..

Можно посмотреть на деревянного Ленина. Редкость, деревянных Ильичей да еще обрубленных под самые ягодицы видеть ещё не приходилось.

Идея поездки в эти края возникла после прочтения поста

В Интернете открылся сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество» www.afonru.ru

Как говорится на первой странице сайта, Общество, созданное в сентябре 2005 года, «объединило людей, неравнодушных к судьбе России», стремящихся «сохранить переданные нам поколениями наших предков православные и культурные ценности, играющие основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом». Неслучайно поэтому на первой странице сайта посетитель увидит призыв «Русского афонского общества» к гражданам и организациям России начать сбор пожертвований на восстановление находящейся в Суздале усыпальницы князя Дмитрия Михайловича Пожарского - национального героя, спасителя России от польских интервентов в 1611-1613 гг.

«Русское афонское общество» развивает связи с монашескими общинами Святой Горы Афон, помогает в восстановлении монастырей и церквей как на Афоне, так и в России. В настоящее время, например, на средства, пожертвованные частными благотворителями и некоторыми коммерческими структурами, Общество восстанавливает ряд объектов на территории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и в других афонских обителях.

Среди задач Общества духовно-нравственное просвещение населения России через ознакомление с обычаями, традициями и историей православной культуры. «Русское афонское общество» осуществляет также благотворительную деятельность, направленную на поддержку православных людей, нуждающихся в помощи.

Посетители сайта «Русского афонского общества» смогут подробнее узнать об истории его создания, о проектах, которые уже осуществлены Обществом или находятся в стадии реализации, и о том, как стать членом Общества.