Религия зарождение. Что такое религия? Когда появились первые религии? Каким было древнее христианство




Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия - продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву -- познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания -- ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления -- понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -- церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, "опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм -- это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых -- не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм -- система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже -- явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм -- вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно -- от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -- предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе - в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия -- первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово "культ" мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать". Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же "диких" народов мы застаем следующую стадию развития -- шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм -- не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной - Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась "таббур эреш", что означает "пуп земли". На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Кафедра философии, политологии и социологии

Дисциплина: философия

Религиозное сознание и его структура

Выполнила: студент группы 8-Э-1

А.С. Стрелкова

Проверил: доцент

А.В. Воецкий

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения религии……………………………..5

Глава 2.Определение религиозного сознания………………………...12

Глава 3. Структура религиозного сознания…………………………...14

Заключение……………………………………………………………....17

Список используемой литературы…………………………………….18

Введение

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.

Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Глава 1. История возникновение религии.

Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев, имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

В первобытном обществе возникают:

Тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

Магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

Фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

Мифология

Анимизм (вера в духовные существа).

Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.

Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

Стадия приспособления (II в);

Стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.

Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.

Христианство, по И.Н. Яблокову, обладало качествами чрезвычайно важными во всех отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.

Полагается, что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас.

В мире существует бесчисленное количество религий. Некоторые из них давно позабыты, а некоторые только набирают обороты. А какая из них самая древняя религия на земле?

Какая религия признана самой древней?

При определении самой древней веры нужно учесть несколько фактов. Есть некоторые религии, упоминания о которых остались только в старых преданиях и легендах. Среди таких можно выделить религию инков и ацтеков. Это развитое вероисповедание, имеющее в своих рядах множество последователей. Вера инков богата разнообразием богов. Это обусловлено военной деятельностью племен. При захвате новых народов божества из преданий и легенд пленников добавлялись в существующее вероисповедание. Благодаря возможности появления новых божеств данное верование не исчезло бесследно, а просто трансформировалось в новые течения.

Из ныне существующих одним из первых было вероисповедание шумеров. Оно отличалось множеством богов, у каждого из которых были свои последователи, именуемые ануннаками. Они были жрецами, помогавшими обычным людям общаться со своими идолами и передавали народу пожелания богов.

Древнейшая из мировых религий – это иудаизм, зарожденный на учениях ведизма. В его основе лежит вероисповедание, в дальнейшем положившее начало христианству. Но несовершенство существующих богов и множество противоречивых высказываний этого вероисповедания послужило тому, что оно стало одним из самых краткосрочных.

Какая религия появилась одной из последних?

Понятие «молодая» весьма относительно, ведь когда счет идет на тысячелетия, несколько веков большого значения не имеет. Именно поэтому самая ранняя вера – «ислам» кажется нам уже давно известной и распространённой.

В основе верования лежит служение Аллаху, мусульманин ставит учение бога выше собственных пожеланий. В наше время ислам довольно популярен, мусульмане проживают в 50 странах мира. Почти четверть всего населения земного шара являются приверженцами мусульманства. Это вероисповедание появилось в седьмом веке нашей эры, когда пророк Мохаммед получил первые аяты Корана. Распространенному учению уже больше тринадцати веков, но более молодые религии современности не известны.

Популярность этого верования обусловлена строгими правилами и праведным образом жизни. В мусульманских семьях рождается много детей, отчего приверженцев ислама становится все больше. Для общения между богом и человеком служит мулла. Он проводит обряды и читает молитвы, будь то никах, аят или другие церемонии.

Когда появилось древнее христианство?

Нынешнее летоисчисление начинается от Рождества Христова, поэтому зарождением христианства считается начало первого века нашей эры в землях Восточного Средиземноморья.

До появления данной религии люди поклонялись множеству мифологических божеств. В христианстве существует единый бог, который всех поймет и простит, если человек искренне раскается в своих проступках. Он объединяет в себе все положительные качества существовавших ранее божеств.

В основе христианства лежат страдания и боль Иисуса Христа, выбравшего такой путь ради искупления людских грехов. Именно поэтому путь к истинному просветлению лежит через страдания. Единый бог готов принять любого человека любой веры, если он действительно этого желает. Христианин ассоциируется с миролюбивым странником, проповедующим путь истины и желающим помочь каждой заплутавшей душе.

Благодаря своим миролюбивым учениям христианство получило большую популярность и вошло в тройку самых распространенных верований в мире наряду с исламом и буддизмом. Сейчас эта религия разделена на три течения:

  1. православие;
  2. католицизм;
  3. протестанизм.

Какие древние религии существовали ранее?

К другим не менее старым вероисповеданиям относится буддизм. Он зародился в пятом веке до нашей эры. Появлению буддизма предшествовало изменение учений и основных положений брахманизма.

В основу данной веры положены учения о стирании границ между замкнутых каст и разделений общества. Все люди равны перед богом вне зависимости от их материального достатка и положения. Первоначально буддизм появился в Индии, но быстро распространился и в других странах, таких как Китай, Монголия, Тибет и другие. В современном мире приверженцами буддизма считаются почти полмиллиона людей.

К другим менее популярным древним религиям относятся финские божества в Финляндии, вера ханаанов и атонизм. На берегах острова Крит было известно минойское вероисповедания, во главе которого стояла богиня природы. У ассирийского народа было принято почитание бога Ашура.

В европейских землях был популярен митраизм. Его распространение стало возможно благодаря завоеваниям Александра Македонского. Митра – это бог небесного светила и справедливости.

Какая вера самая старая в мире?

Некоторые полагают, что индуизм – самая первая религия. Он объединял в себе языческие божества и основы для зарождения христианства. В свое время индуизм был также популярен, как и тройка самых распространенных религий в наше время.

В третьем веке до нашей эры было известно тенгрианское вероисповедание, зародившееся в Центральной Азии. В его основе лежит вера в духов предков. Учения передавались из поколения в поколение, хотя письменных подтверждений тому факту не существует.
Буддизм появился в пятом веке до нашей эры, что также делает это верование одним из старейших.
Одним из первых верований считается зороастризм. Точных данных о зарождении этой религии не существует, хотя первые упоминания о ней появились еще в шестом веке до нашей эры в землях Ирана. Первые письменные упоминания появились примерно в первом веке до нашей эры, но тогда зороастризм уже считался древней верой. Главным священным собранием законов вероисповедания является Авесты. Эта книга написана на ныне мертвом языке. Главный бог – это Ахура Мазду, создатель всего мира. Он послал на землю только одного пророка – Заратустру.

Одной из древнейших религий, насчитывающей десятки тысячелетий, является и . Это верование было распространено у большинства народов на земле, например, у сибирских якутов. Шаманизм основан на единстве человека и природы, а связующим звеном между ними выступал шаман, он умел общаться с духами и применять методы народной медицины. Эта вера оказала больше влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

Вполне возможно, что существовали и более ранние религии, но из-за недостатка письменных доказательств это доказать невозможно.

30.09.2014

Многие люди благодаря вере в высшие силы имеют надежду в будущее. Во всем мире существует много различных религиозных течений. Каждое из них имеет собственные истоки и учения. Не смотря на это можно проследить некоторые основные закономерности возникновения религии.

Почему в жизни людей возникла необходимость в религии

Причины появления религии определить очень сложно, так как ее зарождение происходило много веков назад. Правда, специалисты уверенны, что люди, таким образом, стремились найти причину своего появления на свет, а также определить свое предназначение. Рассматривая эту точку зрения, можно считать религию философским фундаментом, который послужил толчком для дальнейшего формирования личности человека. Изначально люди, населявшие планету, объясняли свое существование мифами и сказаниями, но со временем этого стало мало. Поэтому и появилась целая система разъяснения мира и всего того, что в нем происходит. Благодаря религии у людей появилась возможность:

— урегулировать общественные отношения;

— сплотиться;

— найти смысл жизни.

Каким образом религия повлияла на существование людей

Религия – это своеобразный регулятор человеческих отношений. В те времена, когда религии еще только зарождались, общественный строй был совершенно другой и не имел практически ничего общего с тем, который существует сейчас. Для людей не существовало ни правил, ни законов, ни запретов. Целью человечества было формирование и моральных и нравственных убеждений, которые помогли бы регулировать отношения в обществе. Такие функции и возлагались на религию. Ведь если человек осознает, что за содеянные проступки он будет наказан, то это будет провоцировать его на соблюдение установленных правил и норм.

Второй причиной возникновения религии стало, то, что людям необходимо было сплочение. Даже незнакомые и чужие друг другу люди, имеющие одну веру, становятся одним целым. Таким образом, можно было избавиться от враждебности. Самым наглядным примером этому является возникновение христианства на территории Руси. Государство, которое было раздроблено, объединилось при помощи религии в одно целое.

Также религия имеет огромное значение и с точки зрения психологии. Ведь человеку намного прочее существовать с верой в то, что его жизнь имеет какую-то цель и ею что-то управляет. Тот, кто обращается к религии, непременно испытывает потребность в покровительстве и помощи.


Христианство является самой крупной мировой религией. Больше всего людей по всему миру приняли христианскую веру. Их количество превышает двух миллиардов. Около двух тысяч лет назад на палестинской земле стала...



Религия является неотъемлемой частью жизни для многих людей. Однако существуют такие религиозные учения, которые сложно понять здравомыслящему человеку. Иногда даже появляются сомнения в том, что последователи...



Религиозный человек всегда воспринимался обществом немного с опаской. Почему так происходит – ответить очень сложно. Но факт остается фактом – религия и общество это понятия трудносовместимые, сейчас мы разбереся...

Идете ли вы в мечеть по пятницам, посещаете синагогу по субботам или молитесь в церкви по воскресеньям, религия, так или иначе, коснулась вашей жизни. Даже если единственная вещь, которой вы когда-либо поклонялись – ваш любимый диван и лучший друг-телевизор, ваш мир был все равно сформирован религиозными убеждениями и практиками других людей.
Верования людей влияют на все, от политических взглядов и произведений искусства до одежды, которую они носят и пищу, которую они едят. Религиозные убеждения не раз ссорили народы и вдохновляли людей на насилие, они также играли не последнюю роль в некоторых научных открытиях.
Ни для кого не новость, что религия очень сильно влияет на общество. Каждая цивилизация, от древних майя до кельтов, имела своего рода религиозную практику. В своих самых ранних формах, религия предоставляла обществу систему взглядов и ценностей, в соответствии с которой оно могло воспроизводить и воспитывать молодёжь. Кроме того, это также помогало объяснять процессы и явления такого прекрасного и такого сложного и порой пугающего окружающего мира.
Свидетельства неких зачатков религии были обнаружены еще в артефактах эры неолита, и хотя религия очень развилась по сравнению с примитивными обрядами того времени, никакая вера в действительности не умирает. Некоторые, как например мировоззрение друидов, продолжают жить до настоящего времени, в то время как другие, типа древних греческих и римских религий, живут в качестве составляющей части и каких-то отдельных аспектов более поздних христианства и ислама.
Ниже мы сделали небольшой обзор из 10 религий. Несмотря на их древние истоки, во многих из них хорошо прослеживаются параллели с главными современными религиями.

10: Шумерская Религия


Хотя существуют отдельные свидетельства, указывающие на то, что люди, возможно, практиковали религию уже 70 000 лет назад, самое раннее достоверное доказательство сформировавшейся религии относится приблизительно к 3500 году до нашей эры. То есть, к тому времени, когда шумеры построили в Месопотамии первые в мире города, государства и империи.
Из тысяч глиняных табличек, которые находят в районах, где располагалась шумерская цивилизация, мы знаем, что у них был целый пантеон богов, каждый из которых «заведовал» своим сектором явлений и процессов, то есть, милостью или гневом конкретного бога люди объясняли для себя то, что не могли иначе объяснить.
Все боги шумеров имели «привязку» к конкретным астрономическим телам, они же управляли естественными силами: например, восход и закат солнца приписывались сверкающей колеснице бога солнца Уту. Звезды считались коровами Наннар, божества Луны, путешествовавшего по небу, а полумесяц был его лодкой. Другие боги представляли собой такие вещи и понятия, как океан, война, плодородие.
Религия была центральной частью жизни шумерского общества: цари утверждали, что действовали на воле богов и, таким образом, выполняли и религиозные и политические обязанности, а священные храмы и гигантские платформы в виде террас, известные как зиккураты, считались жилищами богов.
Влияние Шумерской религии прослеживается в большинстве существующих религий. Эпопея о Гильгамеше, наиболее раннее из уцелевших произведений древней шумерской литературы, содержит первое упоминание о великом потопе, которое также содержится в Библии. А семиярусный вавилонский зиккурат, вероятно, и есть та самая Вавилонская Башня, рассорившая потомков Ноя.

9: Древняя египетская Религия


Для того чтобы убедиться во влиянии религии на жизнь Древнего Египта, достаточно посмотреть на тысячи пирамид, расположенных в регионе. Каждая постройка символизирует собой веру египтян в то, что жизнь человека продолжается даже после смерти.
Правление египетских фараонов длилось приблизительно с 3100 по 323 года до н.э. и насчитывало 31 отдельную династию. Фараоны, имевшие божественный статус, использовали религию для поддержания своей власти и подчинения себе абсолютно всех граждан. Например, если фараон хотел заполучить расположение большего количества племен, все, что он должен был сделать, это принять их местного бога как своего собственного.
В то время как бог солнца Ра был главным богом и создателем, египтяне признали сотни других богов, примерно около 450. Причем, по крайней мере, 30 из них получили статус главных божеств пантеона. С таким количеством богов, египтяне испытывали неудобства в истинной последовательной теологии, однако они были связаны общей верой в загробную жизнь, особенно после изобретения мумификации.
Руководства, названные «гробовыми текстами», давали тем, кто мог позволить себе это руководство в похоронных мероприятиях, гарантию бессмертия. Гробницы богатых людей часто содержали драгоценности, мебель, оружие и даже слуг для полноценной жизни после смерти.
Флирт с Единобожием
Одна из первых попыток установить единобожие произошла в Древнем Египте, когда фараон Эхнатон пришел к власти в 1379 году до н.э. и объявил бога солнца Атона единственным богом. Фараон попытался стереть все упоминания о других богах и их разрушить их изображения. Во время правления Эхнатона народ мирился с этим так называемым «Атонизмом», однако, после смерти он был объявлен преступником, его храмы были разрушены, а само его существование было вычеркнуто из записей.

8: Греческая и римская Религия

Боги Древней Греции


Как и египетская, греческая религия была политеизмом. Хотя наиболее широко признаны 12 Олимпийских божеств, греки также имели несколько тысяч других местных богов. Во время римского периода Греции эти боги были просто адаптированы к римским потребностям: Зевс стал Юпитером, Венера Афродитой и так далее. Фактически, большая часть римской религии была заимствована у греков. Настолько, что эти две религии часто упоминаются под общим названием греко-римской религии.
Греческие и римские боги имели довольно скверные характеры. Им были не чужды ревность, гнев. Это объясняет, почему людям приходилось приносить так много жертв в надежде умилостивить богов, заставить их воздержаться от причинения вреда, вместо этого помогать людям, делать добрые дела.
Наряду с жертвенными обрядами, которые были первичной формой греческого и римского вероисповедания, в обеих религиях важное место занимали празднества и ритуалы. В Афинах, по меньшей мере, 120 дней в году были праздничными, да и в Риме не много дел затевалось без предварительного выполнения религиозных ритуалов, гарантировавших одобрение богов. Особые люди следили за знаками, посланными богами, наблюдая за птичьим щебетом, погодными событиями или внутренностями животных. Рядовые граждане могли также расспросить богов в священных местах, называвшихся оракулами.

Религия Обряда
Возможно, самой внушительной особенностью римской религии была важная роль ритуалов фактически в каждом аспекте повседневной жизни. Мало того, что ритуалы выполнялись перед каждым собранием сената, празднеством или другим общественным мероприятием, так они к тому же должны были быть выполнены безукоризненно. Если, например, обнаруживалось, что молитва была неверно прочитана перед правительственной встречей, то любое решение, принятое во время этой встречи, могло было быть признано недействительным.


Религия, основанная исключительно на природе, Друидизм появился из шаманских практик и колдовства в доисторические времена. Первоначально, он был распространен по всей Европе, но затем сконцентрировался в кельтских племенах с их продвижением в сторону британского побережья. Он продолжает практиковаться сегодня среди небольших групп.

Главная идея Друидизма состоит в том, что все действия человек должен совершать, не причиняя никому вреда, даже себе. Нет другого греха, кроме нанесения вреда Земле или другим, считают друиды. Точно так же нет никакого богохульства или ереси, так как человек неспособен нанести вред богам, и они способны себя защитить. Согласно верованиям друидов, люди — только маленькая часть Земли, которая в свою очередь является единым живым существом, населяемым богами и духами всех видов.

Хотя христиане пытались подавить Друидизм за его политеистические языческие убеждения и обвиняли его последователей в осуществлении жестоких жертвоприношений, друиды были фактически мирными людьми, которые практиковали скорее медитации, размышления и осознание, чем жертвенные действия. В жертву приносились только животные, которые потом употреблялись в пищу.
Поскольку вся религия Друидизма была построена вокруг природы, ее церемонии были связаны с солнцестояниями, равноденствиями и 13 лунными циклами.


Чем-то похожая на языческую веру Викка, Асатру – вера в дохристианских богов Северной Европы. Восходит к началу скандинавского Бронзового века приблизительно 1000 до н.э. Асатру взяла многое из древних скандинавских верований викингов, и многие последователи Асатру продолжают воспроизводить обычаи и традиции викингов, как например, сражения на мечах.
Главные ценности религии — мудрость, сила, храбрость, радость, честь, свобода, энергия и важность родовых связей с предками. Как и друидизм, Асатру основана на природе, и все вероисповедание завязано на смене сезонов.
Асатру утверждает, что вселенная разделена на девять миров. В их числе Асгард — царство богов и Мидгард (Земля) — дом всего человечества. Соединение этих девяти миров — Мировое Дерево, Иггдрасиль. Главный бог и создатель вселенной — Один, но также большим уважением пользовался Тор, бог войны, защитник Мидгарда: именно его молот викинги изображали на своих дверях, чтобы отгонять зло. Молот, или Mjollnir, многие сторонники Асатру носят таким же образом, как христиане носят крест.
Освобождение от налогов
Хотя некоторые аспекты Асатру могут показаться непосвященному неправдоподобными, она получает все большее распространение по всему миру. Кроме того, что это зарегистрированная религия в Исландии и Норвегии, она освобождена от уплаты налогов в Соединенных Штатах.


Справедливости ради, нужно уточнить, что, технически, индуизм — это не одна религия. Под этим понятием фактически объединено множество верований и практик родом из Индии.
Индуизм — одна из старейших существующих религий, корни которой прослеживаются приблизительно до 3000 до н.э. Хотя некоторые из ее сторонников утверждают, что учение существовало всегда. Священные писания религии собраны в Ведах, старейших из известных религиозных произведений на индоевропейских языках. Они были собраны приблизительно между 1000 и 500 годами до н.э. и почитаются индусами как вечная правда.

Всеобъемлющая идея индуизма — поиски «мокша», вера в судьбу и перевоплощение. Согласно представлениям индусов, люди имеют вечную душу, которая непрерывно рождается заново в разных воплощениях, согласно ее образу жизни и действиям в предыдущих жизнях. Карма описывает последствия, которые следуют из этих действий, и индуизм учит, что люди могут улучшить их судьбу (карму) через молитву, жертвы и различные другие формы духовных, психологических и физических дисциплин. В конечном счете, следуя праведными путями, индус может быть освобожден от возрождения и достигнуть «мокша».
В отличие от других главных религий, индуизм не заявляет ни о каком основателе. Не прослеживается его связь и с каким-либо определенным историческим событием. На сегодняшний день почти 900 миллионов человек во всем мире считают себя индусами, причем большинство из них живут в Индии.

4: Буддизм


Буддизм, зародившийся в Индии около 6 века до н.э., во многом подобен индуизму. Он основан на учении человека, известного под именем Будда, который родился как Сиддхартха Гаутама и вырос как индус. Как и индусы, Буддисты верят в перевоплощение, карму и идею достижения полного освобождения — Нирваны.
Согласно Буддистской легенде, Сиддхартха имел довольно закрытую молодость и был поражен, когда обнаружил, что люди вокруг, оказывается, испытывают такие вещи как горе, бедность и болезни. Встретив группу людей, ищущих просвещения, Сиддхартха начал искать способ закончить человеческие страдания. Он долгое время постился и медитировал, и, наконец, достиг способности вырваться из вечного цикла перевоплощений. Именно это достижение «бодхи», или «просвещения» привело к тому, что он теперь известен как Будда, или «Просвещенный».
Четыре Благородных Истины: (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого - одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы.
1. Все существование — страдание.
2. Все страдания вызваны человеческими желаниями.
3. Отречение от желаний закончит страдания.
4. Существует путь к прекращению страданий – Восьмеричный путь.
Буддизм не оказывает слишком большое внимания божеству, гораздо большую важность имеет самодисциплина, медитация и сострадание. В результате буддизм иногда расценивается больше как философия, нежели религия.
Путь
Как и буддизм, даосизм и конфуцианство являются больше философией, чем религиями. Обе зародились в Китае в 5 – 6 веках до н.э. обе активно практикуются в Китае и сегодня. Даосизм, который является основанным на понятии «Дао», или «Путь», очень ценит жизнь и проповедует простоту и непринужденный подход к жизни. В основе конфуцианства — любовь, доброта и человечность.


Еще одна религия, происходящая из Индии. Джайнизм провозглашает в качестве главной цели достижение духовной свободы. Берет свое начало из жизней и учений Джайн, духовных учителей, которые достигли наивысшего уровня знания и понимания. Согласно учению Джайн, последователи религии могут достигнуть свободы от материального существования или кармы. Как и в индуизме, это освобождение от перевоплощения называют «мокша».
Джайны также учат, что время вечно и состоит из ряда восходящих или нисходящих движений, которые длятся в течение миллионов лет. В течение каждого из этих периодов, есть 24 джайн. Только два из этих учителей известны в текущем движении: Парсва и Махавира, жившие в 9 и 6 столетиях до н.э., соответственно. При отсутствии всяких высших богов или бога создателя, последователи джайнизма почитают Джайн.
В отличие от буддизма, который осуждает страдания, идея джайнизма — аскетизм, самоотречение. Образ жизни джайна управляется «Великими обетами», которые провозглашают отказ от насилия, честность, сексуальное воздержание, отрешение. Хотя эти клятвы строго соблюдаются отшельниками, джайны также следуют им соразмерно своим способностям и обстоятельствам, с целью саморазвития по 14-этапному пути духовного роста.


Хотя другие религии и имели короткие периоды монотеизма, иудаизм считается старейшей всемирной монотеистической верой. Религия основана на том, что Библия описывает как соглашения между Богом и некоторыми из отцов – основателей. Иудаизм — одна из трех религий, ведущих свое происхождение от патриарха Авраама, который жил в 21 веке до н.э. (Две другие — ислам и христианство.)
Пять Книг Моисея входят в начало еврейской Библии, образуя Тору (Пятикнижие), еврейский народ — потомки Авраама и однажды возвратятся в свою страну Израиль. Поэтому евреев иногда называют «избранным народом».
В основе вероисповедания — десять заповедей, представляющие собой священное соглашение между Богом и людьми. Наряду с 613 другими руководствами, которые содержатся в Торе, эти десять заповедей определяют образ жизни и мысли верующего. Следуя законам, евреи показывают их приверженность воле бога и укрепляют свои позиции в религиозном сообществе.
В редком единодушии, все три главные мировые религии признают десять заповедей основополагающими.


Зороастризм основан на учении персидского пророка Заратустры, или Зороастры, который жил между 1700 и 1500 годами до н.э. Его учения явлены миру в виде 17 псалмов под названием Гаты, которые составляют Священное Писание зороастризма, известное как Зенд Авеста.
Ключевым аспектом зороастрийской веры есть этический дуализм, постоянная борьба между добром (Ахура Мазда) и злом (Ангра Майнью). Личная ответственность имеет большое значение для зороастрийцев, поскольку их судьба зависит от выбора, который они делают между этими двумя силами. Последователи верят, что после смерти, душа приходит к Мосту Суда, откуда она попадает либо в рай, либо в место мучений, в зависимости от того, какие при жизни преобладали поступки: хорошие или плохие.
Поскольку положительный выбор не так сложно сделать, зороастризм в целом рассматривается как оптимистичная вера: Заратустра, якобы, единственный ребенок, который смеялся при рождении вместо плача. В настоящее время зороастризм одна из самых малочисленных среди основных мировых религий, но ее влияние ощущается широко. Христианство, иудаизм и ислам, все были сформированы на его постулатах.