Религия как одна из форм духовной культуры. Конспект на тему "Религия, как одна из форм культуры"(8 класс). Что означает для современного человека религия




Религия, как одна из форм культуры

Религия – это общественное сознание, основанное на вере в одного или нескольких богов и имеющее свой социальный институт – церковь. Если церкви нет, то это не религия, а верование .

Сначала в первобытном обществе были такие верования: тотемизм – поклонение животному или растению, как своему предку-защитнику. Вместе с тотемизмом постепенно сформировался фетишизм – вера в магические свойства предметов(амулеты, фигурки..). Далее тотемизм сменился анимизмом – верой в духов, душу и одухотворённость природы.

Далее после этих верований начали формироваться религии. Есть два вида религий:
1. Политеистические – вера в нескольких богов(индуизм, любое язычество).
2.
Монотеистические – вера в одного бога(иудаизм, христианство, ислам).

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:
1.Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день(культ вуду, шаманизм и т.п.);
2.
Национально государственные религии , составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, синтоизм, иудаизм(?) и др.);
3.
Мировые религии . Их всего три(четыре): христианство, иудаизм(?), буддизм и ислам.

Основатели мировых религий:
1.Христианство – Иисус;
2.Иудаизм – Моисей;
3.Ислам – Мухаммед;
4.Буддизм – Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

К признакам мировых религий относят:
1) огромное число последователей во всем мире;
2) космополитизм(наднациональный и надгосударственный характер);
3) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
4) необычайная пропагандистская активность.

Христианство делится на католицизм , где главой церкви является Папа Римский, православие , в котором над церковью стоит Патриарх, а также протестантизм , делящийся в первую очередь на лютеранство и кальвинизм и большое количество сект, где нет главы церкви.

Церковь – это социальный институт, объединяющий последователей одного культа.
Выделение из церкви группы мирян, не признающих часть догматов называется
сектой .

В России церковь отделена от государства и господствует принцип свободы совести (свободного выбора вероисповедания). Все религии в стране являются равноправными, государство гарантирует свободное отправление культа. Религиозные организации освобождены от налогов.
В России порядка 80% населения называют себя православными. Также в России огромное количество мусульман, а самым большим мусульманским народом являются татары. Иудаизм исповедуют в первую очередь евреи. Буддизм исповедуется в Бурятии, Тыве, Алтае, Калмыкии, причём Калмыкия единственный буддистский регион в Европе.

Противостоит религии атеизм – научно-теоретическое учение об отсутствии Бога. Сомневающихся в существовании Бога называют агностиками.


Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек- тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальное- ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

Еще по теме РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ:

  1. Лекция З Биржа как одна из форм организованного рынка. Виды бирж

Семинар как форма обучения в вузах имеет богатую историю. В Уставе Российского университета 1804 г. учреждены «ученые беседы» преподавателя и студентов. В нем сказано: «желательно, чтобы профессора некоторых наук, особенно словесных, философских и юридических, учредили беседы со студентами, в которых, предлагая им наизустное изъяснение предмета, исправляли бы суждения их и самый образ выражения, приучая их основательно и свободно изъяснять свои мысли».

До 1918 г. семинары носили эпизодический характер, не знали единых методов проведения. В 1923 г. на IV Всероссийском съезде заведующих губернских отделов народного образования провозглашалось, что в высшей школе главными методами преподавания являются групповые и семинарские занятия. Только в 30-е годы понятие «семинар» вошло в лексикон, обозначавшее форму изучения теоретических вопросов.

Современная форма семинарского занятия прошла длинный путь, которому сопутствовало немало споров вузовской среде о его целях, задачах, функциях и методах. Одни преподаватели сводили задачу семинаров к тому, чтобы только закрепить знания, полученные на лекциях. Другие обращали внимание на необходимость использования студентами при подготовке к семинарским занятиям как материалов лекции, так и другой специальной литературы, видели в семинаре важную форму контроля за самостоятельной работой студента, проверки его знаний. Именно такой подход представляется правильным, способствующий формированию студента как личности и как юриста-практика 1 .

Семинар – важная, комплексная, многоцелевая форма обучения. Закрепление лекционного материала, контроль за ходом самостоятельной работы студента подчинены главному – углубить, конкретизировать полученные знания, научить творчески мыслить, рассуждать, вести полемику, излагать и защищать собственную позицию, участвовать в дискуссии, опираясь на научные аргументы. С каждого семинара студент должен уходить с новыми знаниями – будь то запоминающиеся примеры или логическая форма рассуждения. И это новое в семинарское занятие вносит не только преподаватель, но и сами студенты.

Процесс овладения знаниями, практическими умениями и навыками не может проходить без аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Аудиторная работа заключается в способности студента активно участвовать на семинаре: выступать, дополнять, задавать интересующие вопросы, как преподавателю, так и отвечавшему студенту. Самостоятельная работа вне аудитории предполагает не только подготовку на основе лекции, но и изучение специальной литературы по теме семинарских занятий, где важно умение анализировать, выделять главное, конспектировать.

Аудиторная работа . На первом семинарском занятии преподаватель излагает требования, предъявляемые к студентам: 1) систематическое посещение семинарских занятий; 2) тщательная подготовка к каждому семинару; 3) активная аудиторная работа; 4) освоение языка науки (доступно и понятно излагать материал, избегая упрощений); 5) критерии оценки знаний студента; 6) отчет за пропуск занятия или задолженность (последняя ставится, если у студента отсутствуют элементарные знания по теме семинара).

Каждое последующее практическое занятие по своей структуре можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя, обсуждение студентами вопросов темы семинарского занятия, заключительное слово руководителя семинара, задание студентам на следующее занятие.

I. С помощью краткого вступительного слова преподаватель: 1) вызывает интерес к теме семинара, показывает ее научное и практическое значение; 2) устанавливает контакт со студентами, мотивируя их активное участие в обсуждении темы семинара. Но главное – преподаватель разъясняет студентам цель занятия, т.е. выделяет ведущую идею, которую должны обсудить, разобрать и усвоить студенты, а также показывает, что исследуемая тема является логическим продолжением темы последнего семинарского занятия.

II. Основная часть семинара – обсуждение студентами вопросов темы . Как правило, оно проходит по плану занятия, утвержденному кафедрой, и имеется у студентов. План носит характер общей ориентировки, рекомендации. В ходе обсуждения темы возможны отступления от плана, которые чаще всего неизбежны и могут быть целесообразны. Приведем несколько вариантов развития обсуждения темы семинара.

1. Если по ходу занятия студенты увлеклись каким-то большим научным вопросом данной темы, то остальные вопросы плана могут остаться вне обсуждения (их можно рассмотреть на консультации).

2. Обсуждение студентами вопросов темы, выходя за рамки плана. Так, исследуя вопросы темы семинара №8 «Нормы права» преподаватель может предложить студентам дополнительно проанализировать их свойства: истинность, эффективность и др.

3. Семинар может проходить одновременно и как исследование вопросов темы, и как практическое решение заданий по ним. Это позволяет закрепить изученный материал, а также привить и развить умение и навыки студентов пользоваться полученными знаниями.

Суть предлагаемого задания заключается в следующем: правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя свое мнение.

Можно выделить три вида обсуждения, которые распространены в практике юридических вузов: свободная беседа студентов, обсуждение заранее подготовленного реферата и смешанный вид обсуждения вопросов на семинаре.

Активному обсуждению реферата по сравнительно узкому вопросу темы занятия предшествует тщательная подготовка студента – докладчика, предполагающая изучение специальной литературы, законодательства, материалов правоприменительной практики, посещение консультаций, с целью понимания проблемы и постановки в своем выступлении действительно спорных вопросов, требующих обсуждения на семинаре и определения основных путей их решения.

Предпочтителен смешанный вид обсуждения, ибо он использует сильные стороны беседы и реферата, позволяет исключить их недостатки: 1) выступления только активных студентов; 2) мнимой активности (студент из плана семинара выбирает один вопрос и этим ограничивает свою подготовку); 3) раскрытие вопроса темы в пределах учебника; 4) поверхностного реферата; 5) плохой подготовке докладчика к семинару.

Студенты положительно оценивают тот семинар, на котором они имеют возможность активно применять свои знания (поспорить, высказать свои суждения, ставить вопросы и обсуждать их). Несомненно, учебный материал лучше усваивается в ходе научной дискуссии. Но важно отличать стихийную, искусственную и организованную дискуссию 1 .

Стихийная дискуссия . Порой в ходе семинара спонтанно возникает спор по существу, который заранее не предусмотрен, но его надо стимулировать, четко определить научные позиции двух сторон и предложить студентам аргументировано высказаться по предмету дискуссии.

Но если дискуссия искусственная , не по существу, порой умышленно спровоцированная студентами целесообразно ее прекратить, разъяснив при этом, что не тот предмет спора. Кроме того, спорить надо, основываясь на доказательствах, а не эмоциях, как это порой бывает у студентов. Высказав положение, надо его доказать, привести пример из жизни, научное положение или статью (статьи) нормативного акта.

Для более глубокого усвоения студентами учебного материала очень полезна дискуссия, организованная преподавателем. Предметом дискуссии может быть действительно научная проблема, которая освещается в литературе весьма неоднозначно (например, современное понимание права, системы права, юридической ответственности). В процессе полемики студентам предлагается защищать научные позиции, которые им представляются более правильными, обосновывать свои взгляды.

Выступления студентов на семинаре можно организовать по разному – либо студент выступает по своему желанию, либо вызывается преподавателем. Сочетание этих двух приемов позволяет предоставлять слово желающим и стимулировать активность тех студентов, которые к 3-4 занятию ни разу не выступали на семинаре, (каждое выступление преподаватель фиксирует в своей тетради). Такой общий опрос студентов, уклоняющихся от выступлений, практикуется, как правило, в конце каждого семинара в течение 10-15 минут.

Преподаватель внимательно слушает и следит за выступлением студента. Если его речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет преподавателя, то она продолжается до 5-7 минут. Ограничение времени выступления исключает чтение конспекта, приучает студента говорить самостоятельно и по существу, не повторяя дословно содержание учебника, а при подготовке лучше обдумывать материал, изучая специальную литературу и нормативно-правовые акты.

Если студент затрудняется ответить и читает вслух учебник или конспект лекции, то, очевидно, что к занятию он не готовился. Преподаватель ставит ему задолженность, которая должна быть ликвидирована на консультации.

Далее, конкретизируя первый вопрос плана семинара, преподаватель повторно обращает его к другому студенту или ко всей группе, и т.д., пока не будут обсуждены и усвоены все вопросы, предусмотренные планом занятия. После этого преподаватель спрашивает группу, нет ли вопросов, дополнений, уточнений по существу работы семинара в целом и при наличии такого рода вопроса (или вопросов) дает краткое разъяснение (следует заметить, что иногда интересный, проблемный вопрос студента может быть приравнен к выступлению).

По итогам работы студентов на семинаре преподаватель оценивает их знания. При этом следует обратить внимание на специфику оценки знаний на семинаре и на экзамене. Если в первом случае оценивается уровень усвоения знаний, то во втором случае – их качество и глубина.

III. В кратком заключительном слове преподаватель: а) отмечает лучшие выступления, их сильные стороны, указывает на недостатки слабых; б) если в ходе занятия были допущены ошибки принципиального порядка, то преподаватель отмечает их и дает правильный ответ; в) в случае необходимости разъясняет студентам вопросы, которые вызвали затруднения при рассмотрении темы. В результате у студентов по окончании занятия не должно оставаться пробелов в уяснении темы семинара.

IV. В заключение преподаватель формирует задание на следующее семинарское занятие : акцентирует внимание на основных вопросах плана, рекомендует новую литературу, которая не успела получить отражение в учебно-методическом пособии.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.


Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Зензелинская СОШ»

Манаева Жанна Гимрановна

Урок по обществознанию.

(8 класс)

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания о религии.

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников подготовленные на уроках информатики.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры» (слайд 1)

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

Определение понятия « религия».

Особенности религиозной веры.

Функции религии.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме: (слайд 4)

Что такое религия?

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Учитель: А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

Вера Крест Бог Душа Секта

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

(слайд 5)

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

Племенные

Национальные

Мировые

Перечислите мировые религии (слайд 6)

Христианство

Ислам

Буддизм

Презентация учеников (три презентации)

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры (слайд 7)

Учитель:

Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

(слайд 9) и ответы


Подписи к слайдам:

Религия как одна из форм культуры. Урок учителя истории и обществознания МБОУ « Зензелинская СОШ» Манаевой Ж.Г.

Цели урока. Обобщить и систематизировать знания о религии. Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

План Определение понятия « религия». Особенности религиозной веры. Функции религии. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания

Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. Исторические формы развития религии. Племенные Национальные Мировые

Племенные религии – один из исторических типов религий. Рода – племенные религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. в настоящее время рода - племенные религии распространены у некоторых народов Азии, Африки и т.д. Национальные религии – распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации Мировая религия – религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. в настоящий момент этим термином обозначаются только три религии.

Перечислите мировые религии Христианство Ислам Буддизм

Религиозная вера: Убежденность в существовании сверхъестественных сил; Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом; Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Практическая работа. Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функции религии Функция Её сущность Пример Регулирующая Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм. Библейские заповеди: «не убий», «не укради». Воспитательная Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств. Воспитание доброты, милосердия, умеренности. Мировоззренческая Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.п. Психологическая (компенсаторная) Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение. Посещение богослужения, церковные обряды. Коммуникативная Религия способна избавить человека от одиночества. Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины, молитва. Интегративная Объединяет людей. Роль Православной церкви в процессе объединения русских земель в XIV-XV в. Функция Её сущность Пример Регулирующая Воспитательная Мировоззренческая Психологическая (компенсаторная) Коммуникативная Интегративная

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей? - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. - Не убивай. - Не прелюбодействуй. - Не кради. - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

цитаты из разных священных книг БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» (Махабхарата). БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» (Удана-Варга: 5, 18). ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей» (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн). ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя» (Дадистан-и-диник, 94:5), ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» (Сунна). ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд, Шаббат, 31 а). КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» (Аналекты, XV, 23). ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

Толерантность – это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Религиозные организации и объединения. -церковь -секты -организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. На 2010 год в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Церковь иерархия в Русской Православной церкви Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов. Крещение Хадж

Секта Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны: - замкнутость, - обособленность, - претензии на исключительность своей роли, - абсолютная нетерпимость к инакомыслию

В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: Православие - 75 % Ислам - 5 % Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше Неверующие - 8 %

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. Свобода совести- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Конституция РФ статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Поразмышляем! «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Т. Харди (1840-1928), английский писатель.