Мифы рассказывающие о происхождении человека. Легенды о происхождении человечества. обзор. Пахтанье океана – поиск напитка бессмертия




Любой задается вопросами о себе, своей семье, истории происхождения. В разное время нас интересуют различные вопросы, и мы желаем получить на них ответы. Такова наша природа. Желание преодолеть завесу тайн относительно происхождения человека и его природы, породило несколько основных точек зрения: мифологическую, философскую, научную и креационизм. Рассмотрим их в порядке возникновения.

Мифологические представления о появлении человека тесно связаны с идеями о происхождении вселенной. Они существовали на определенных стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением исторических фактов, так и современных малых народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии. В антропогонических мифах – мифах о творении человека нет единого взгляда на происхождение человека. Одни народы происходят от мистических сил. Так согласно преданию, первые вьетнамцы были потомками могущественного дракона и бессмертной феи. Другие от животных. Австралийские мифы говорят, что человеческий род произошел от животного-великана. В Северной и Южной Америке некоторые племена индейцев также ведут свой род от Ворона, Медведя, Ягуара или Гремучей Змеи. Третьи от абстрактных существ и духов, заключающих в себе силы природы, свойства окружающей среды. К данной категории относится группа гималайских народов, коренные народы Сибири и др. В некоторых культурах, народах, цивилизациях человек произошел от первой пары прародителей. В некоторых культурах, человек произошел от первой пары прародителей, которые стали отцом и матерью остальных людей: в авраамических религиях – Адам и Ева, в германо-скандинавской мифологии это Аск и Эмбла.

Мифологическое происхождение человека может объясняться как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п. Другая категория мифов говорит о начале рода человеческого, как результате перемещения неких существ низшего или высшего миров на поверхность земли (срединный мир). Еще одна категория основана на трансформации тотемных животных, отделении человека от других существ. Четвертая категория сформирована как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ. В одних культурах человечество происходит от женщин, в других от мужчин, третьи представлены парой. При этом происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т. п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.

Со временем появляются более сложные и организованные представления о происхождении человека. Они связаны с религиозными культами. В качестве прародителя человека они выделяют некоторую центральную суть – божественный пантеон. Как правило, во главе которого находиться некий главный Бог (бог-царь, бог-творец, бог-мир). Цивилизации неолита (8-4 тыс. лет до н.э.), такие как древнеегипетская, ассирийская, вавилонская, китайская, индийская и др. формируют религиозную картину мира. И происхождение человека относят к творению божественных сил. Мифы о происхождении человека и вселенной часто взаимосвязаны, одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.

Становление цивилизаций постепенно замещает распространенные представления о происхождении человека на теологические, сужая миропредставление первых людей до божественного творения. Малые народы и локальные этносы, в виду своей отстраненности от глобальных процессов сохранили старые верования в своих легендах, сказках и предании. Как правило, это политеистические религии, в основе творения которых божественные семьи, иерархии и царства. Но и они сохранились до наших дней только в локальных этнических группах. На смену им пришли глобальные монотеистические религии, такие как иудаизм, христианство и ислам. Последователями, которых на 2014 год являются 3,9 млрд. человек (55% населения земли). В современном мире мифы о происхождении человека воспринимаются как древний фольклор, народные сказания, сказки или религиозные догмы. При этом содержание мифа заключает в себе образовательные, ритуальные и сакральные функции. Во многих традициях содержание мифов схоже. Нередко миф воспринимается как реальность. Время происхождения мифологических сюжетов не поддается определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания этноса.

Мифологию изучают такие научные дисциплины как: сравнительная мифология, антропология, этнология, этнография, история, социология, психология, философия и др. В качестве основных исследователей можно выделить: Джамбаттиста Вико, Фридрих Шеллинг, Шарль Дюпюи, братья Гримм, Джеймс Джордж Фрезер, Фридрих Клемм, Эдуард Тайлор, Клод Леви-Строс, Карл Густав Юнг, Эмиль Дюркгейм и др. Следует для примера привести ряд работ, которые могут заинтересовать читателя: «Основания новой науки» (Д. Вико), «Философия Мифологии» (Ф. Шеллинг), «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (Э. Дюркгейм), «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев» (Э. Тайлор).

Мифологическое сознание характеризуется устойчивостью представлений и трудностью их изменений. Мифология, в некотором роде, приходится матерью религии. На редкость красивые и одухотворенные предания сохранились до наших дней, они отражают моральные и духовные качества этносов в разное время их существования.

План:

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

1.3. Особенности мифологического сознания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

3. Древнегреческое представление о происхождение богов и людей.

3.1 Генеалогии богов.

3.2. Создание человека.

3.3. Жизнь человека.

4. Миросозерцание восточных славян.

5. Мифология древних народов.

6. Библия, как книга с повествованием о сотворении мира и человека.

7. Антропогенез.

7.1. Происхождение человека, как биологического вида.

7.2. Теории.

7.2.1. Эволюционная теория.

7.2.2. Теория творения (креационизм).

7.2.3. Теория внешнего вмешательства.

7.2.4. Теория пространственных аномалий.

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

    космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

    антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

    мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

    эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы:

мифы развития

мифы творения

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология),небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). "...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто..." – из мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения – библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью..."

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях 0 повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

1.3. Особенности мифологического сознания.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

    В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;

    В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено;

    Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие;

    Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени;

    Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

    Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека,

    Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим человечества,

    Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

Древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, реконструируемая с помощью сравнительного исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под И.м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии, славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче.

По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племен в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа - служат не только источником для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для ее проверки (соотнесение археологических и лингвистических данных).

Основными источниками для реконструкции И. м. являются мифологические тексты. Кроме того, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции (известия греческих авторов, особенно Геродота; римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.; немецких и польских христианских писателей). Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о И. м. могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов, особенно имен, в составе немифологических (часто иноязычных) текстов.

В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой *deiuo, "дневное сияющее небо", понимаемое как верховное божество (а затем и как обозначение бога вообще и класса богов): ср. хетт. siuna-, "бог", siuatt-, "день", лувийск. tiuaz, "бог солнца", др.-инд. deva, дева - "бог", dyaus, "небо" (Дьяус как божество), авест. daeva, "дав", "демон", греч. Zetg, род. падеж Ai6g, "Зевс, бог ясного неба", лат. deus, "бог", dies, "день", др.-исл. tivar, "боги", литов. dievas (Диевас - "бог") и т. д. В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом" патриархом", это верховное божество выступает как "бог-отец", *deiuos pater: др.-инд. Dyaus pitar, греч. Zeus, латю, лат. lupiter (Юпитер), Diespiter, умбр. lupater, иллир. Aeinccrueog; частичные продолжения этого обозначения в лувийск. tiuaz tatis, палайск. tiiaz papaz и т. д., или сохранение той же модели в латыш. Debess tevs, "небо-отец".

Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - "темная", "черная") как женское божество - мать. Ср. у Гомера Деметра - богиня плодородия (букв. "земля-мать"), фриг. "богиня-мать", рус. "землямать" (совпадение по этимологии) и частичные соответствия: др.-инд. prthivi matar, "земля-мать", и хетт. Dagan-zipas, "душа земли" (см. также в ст. Земля). Специализированный мифологический образ земли обнаруживается в таких индоевропейских традициях, как иранская и славянская: авест. ArSdvI Sura Anahita (Ардвисура Анахита, богиня плодородия, плодоносящей влаги), рус. "мать сыра земля" (где Sura этимологически совпадает с "сыра"). Плодотворящая функция земли отражена в общеиндоевропейском мифологическом мотиве человека, происходящего от земли: ср. лат. homo, "человек", готск. guina, литов. zmones, "люди", слова того же корня, что и "земля" - лат. humus, литов. Zeme и т. д. (ср. также типологически сходный мотив происхождения человека из глины в древних ближневосточных мифологиях).

Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyava-prthivf, "небоземля", дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.

Человек ведет свою родословную от земли как женского (материнского) начала; он смертей, обращается в прах, ср. греч. р(ют6б, "человек", т. е. "смертный", др.-инд. mr-ta-, слав. 8ъты1ь, "смерть", и от другого корня - хетт. danduki, "смертный" при тохар. В on-uwaiine, "бес-смертный", др.ирл. duine, "человек смертный" (сопоставимо с обозначением "земля" от корня dui-, "два", в частности, в арм. erkin, "земля"). Смертность человека противопоставляет его бессмертным детям неба - богам, которые преодолевают смерть с помощью напитка бессмертия, греч. vexтае, "нектар" из nek, "смерть" ter, "преодолевать", греч. йцрцоою, "амброзия", "напиток бессмертия".

От неба как мужского начала происходят его дети-близнецы "сыновья неба" (греч. "Диоскуры", др.-инд. Divo napata, "сыновья бога неба", литов. Dievo suneliai, "сыновья бога", латыш. Dieva deli, "дети бога") и "дочь неба" (др.-инд. Divas duhitar, "утренняя заря - дочь неба"). Идея близнечности пронизывает И. м. и космогонию (см. Близнечные мифы), начиная с исходной неразделенности неба и земли (ср. их обозначение с помощью одного корня dui-, "двойня", в древнеармянском гимне Вахагну - erkin, "земля", erkir, "небо"). Типологические аналогии (и некоторые древние тексты, в частности греческие и анатолийские) позволяют предположить древний мифологический мотив разъединения неба и земли (античный миф об Уране и Гее). По свидетельству индийской, греческой и балтийской мифологий восстанавливается значительное число общих мотивов, связанных с близнецами-братьями, которые ухаживают за своей сестрой или спасают ее (в море). Символы близнецов - кони (у др.-инд. Ашвинов, ср. парные изображения коней - коньков крыши и т. п. в германской, балтийской и славянской традициях). Связь божественных близнецов с культом коня, представленным в полностью совпадающих ритуалах (принесение коня в жертву, ср. др.-инд. ашвамедху, и захоронение коня вместе с человеком) во всех древних индоевропейских традициях, позволяет дать хронологическое, а отчасти и пространственное приурочение индоевропейского близнечного мифа (подтверждаемое и археологическими материалами использование коня в упряжи боевых колесниц в 3-2-м тыс. до н. э.). Ср. обозначения Большой Медведицы как колесницы: древневерхненемецкое wagan, "колесница", среднеголл. woenswaghen, woonswaghen, "повозка Вотана", рус. Воз, "Большая Медведица", согд. ´nxr-wzn, "круг Зодиака", митаинийск. арийск. uasanпа, "круг на ипподроме", др.-инд. vahana, "животное, на котором ездят боги", др.-инд. ratha, "колесница", литов. Ratai, латыш. Rati, "Большая Медведица", др.рус. Кола, "Большая Медведица-Колесница", фриг. "Большая Медведица", тохар. A kukal, В kokale, "колесница" и др.; ср. также др.-инд. обозначения созвездий, образованные от asvayuja, "конская упряжка" и т. п.

Конская символика, специфичная для индоевропейского близнечного культа, отражается и в названии культового дерева, связанного с близнецами: др.инд. asvattha, ашваттха (букв. "лошадиная стоянка"), космическая ось мира, и в сходных по функции ритуальных столбах, называвшихся "конями" (нижненемецкие Hengest, Horsa, Хенгест и Хорса); ср. распространенность "конских" имен в древних индоевропейских традициях (в т. ч. и имени особого конского божества - галльск. Эпона и др.).

На основании отдельных индоевропейских традиций реконструируется мотив разнополости близнецов и инцестуозных отношений между близнецами. Наиболее характерные свидетельства мифа об инцесте близнецов можно почерпнуть из ведийского мифа о Яме и его сестре Ями, которая пыталась его соблазнить (характерно, что Яма был первым смертным, а в дальнейшем стал божеством смерти и подземного царства; вместе с тем отражение индоиранского образа Ямы обнаруживается в среднеиранском Jamsid (Джамшид, ср. авест. Иима), из *Yima-xsaeta, "Иима - царь" и кафирск. Imra (из Yamarajan с тем же значением). К тому же общеиндоевропейскому названию "близнеца" *iemo восходит имя др.-исл. мифологического первого человека Ymir (Имир), др.ирл. е(а)main, "близнец"; ср. Find-eamna, "тройня Фин" - три братаблизнеца, которых сестра уговорила вступить с ней в брачную связь; аналогичный мотив обнаруживается в среднеиранском предании о браке Yima (Иимы) и его сестры Yimak, который послужил прецедентом для подобных браков у зороастрийцев, ср. также древнехеттский миф о браке тридцати братьев - сыновей царицы Канеса и их тридцати сестер-близнецов, а также славянский миф об инцесте Ивана да Марьи, приуроченный к празднику Купалы. Возможно, что в индоевропейском корне *iemo- обозначалось не только близнечное божество плодородия [связь плодородия с инцестом и близнечным культом подтверждается типологически, ср. латыш. Jumis (Юмис), "полевое божество, сдвоенный плод"], но и всякое сочетание двух разных начал, в т. ч. мужского и женского (андрогинное божество, ср. образ Гермафродита как сочетание двух мифологических существ и т. п.). Мотив двойственности, отмеченной выше в связи с небом и землей, обнаруживается и в обозначении образа мира, ср. лат. imago (с тем же корнем iem-, также хетт. himma со сходным значением).

Распространенность мотива инцеста и приурочение его к началу целой брачной традиции и к первому человеку или первому царю может найти историческую параллель в известном обычае инцеста в высшем слое иерархического общества древневосточного типа.

После разъединения неба и земли идея двоичности дублируется и в пределах собственно неба. Солнце [индоевропейское *s(a)ucl-n-, др.-инд. Surya, Суръя, др.-иран. x^runah, "фарн, солнечное высшее благо", лат. sol как женское начало; ср. также частый женский образ "дочери солнца": др.-инд. Duhita Suryasya, литов. Saules dukte, латыш. Saules meita, слав. "солнцева дочь"] и месяц (индоевропейское *me-n-s, литов. menuo как мужское начало) вступают в брачные отношения (мифологический мотив небесной свадьбы наиболее полно сохранился в балтийской мифологии). Вместе с тем этот индоевропейский мифологический сюжет содержит другой прецедент - первую измену (ср. Денницу и мотив утренней звезды в балтийской и славянской мифологии и т. п.). Образ утренней звезды часто сливается с образом утренней зари, обозначаемый индоевропейским корнем со значением "рассветать"; ср. др.-инд. Usas (Ушас), греч. ´Hug (Эос), лат. Aurora (Аврора), др.-англ. Eastre, литов. Ausra (Аушра), латыш. Usins (Усиньш).

В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях - либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространенный во многих мифологиях мотив солнечной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определенный исторический (начало бронзового века) контекст.

Имя громовержца восстанавливается на основании совпадения ряда древних традиций. Ср. литов. Perkunas (см. Перкунас, латыш. Perkons, прус. Perkuns), слав. Регипъ, др.-рус. Перунъ, Перун (с многочисленными трансформациями на славянской почве), др.-исл. Fjqrgyn, Фьоргун (мать громовержца Тора), др.-инд. Рагjanya- (Парджанья, имя бога и одновременно грозовой тучи), хетт. Pirua-, Пирва.

Громовержец и связанный с ним основной миф стоит в центре древней И. м. Громовержец обычно находится наверху - на небе, на горе, на скале, на вершине дерева, прежде всего дуба, в дубовой горной роще (ср. такие родственные имени громовержца слова, как лат. quercus, "дуб", готск. faiguni, "скала", хетт. регипа-, "скала", др.-инд. parvata-, "гора" и т. д.). Ядро мифа составляет поединок громовержца с противником, для которого восстанавливается общеиндоевропейское исходное имя с корнем *uel-, ср. др.-рус. Велес, Волос, литов. Velnias, Vielona (см. Велняс), латыш. Veins, Vels (см. Вело), др.-инд. Vala (Вала), Vrtra (Вритра, ср. Varuna, Варуна) и др. Противник громовержца находится внизу - под горой, под деревом, у воды, в его владении скот как основное богатство и как символ потустороннего мира - пастбища: ср. общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где пасутся души умерших, ´г|^й<л,ое Xti^u´ov, "елисейские поля", хетт. uellu, "луг", др.-исл. valhqll, "вальхалла", литов. vele, "душа умершего", velines, латыш, velu laiks, "день поминовения умерших", тохар. A walu, "мертвый", лувийск. ulant-, "мертвый". Противник громовержца, как повелитель загробного мира, связан с властью и богатством; ср. тохар. A wal, В walo, "царь", слав. *volstb, рус. "власть, владыка", словац. last, "собственность". Этот противник предстает в виде существа змеиной породы. Громовержец преследует его, убивает, рассекая на части и разбрасывая их в разные стороны, после чего освобождает скот и воды. Начинается плодоносящий дождь с громом и молнией.

Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надежностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: *gwhenti ng^im perunt-, "поражает змея в отношении скалы" (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); *ogniin (g´e)g´on-e dwo ak´men-, "порождает огонь с помощью двух камней" (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); *perperti ng^im Per^n(t-s), "поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы". Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имен или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.

И. м. знает ряд названий змееобразных чудовищ, относящихся к классу существ нижнего мира, связанных с водой и с хаотическим началом и враждебных человеку. Кроме противника громовержца с названием от корня *uel-, к этому виду существ принадлежат такие, как *Budh: др.-инд. Ahi budhnya (Ахи Будхнья), "змей глубин", где ahi, как и др.-Иран. AJi dahaka (Ажи-Дахака), "Змей Огненный", закономерно продолжает индоевропейское ´"ng^´hi, "змей", встречающееся и в приведенных фрагментах основного мифа; др.-греч. IItOtov, "Пифон", серб. Бадньак, Бадняк. Существа, связанные с иным, нижним, водным миром, также символизируют плодородие, богатство и жизненную силу, соотносясь с одной из ипостасей образа матери-земли или вообще плодотворящего начала, ср. индоевропейское *Ner-/*Nor-, представленное как в женских мифологических образах (иллирийск. Noreia,. италийск. сабинск. Neria, Neriena; др.-герм. Nerthus, Нертус, определяемая Тацитом как terra mater, "земля-мать", греч. NT)QT)i6es, Нереиды, дочери морского царя Нерея; ср. также хетт. ^nnara и, на уровне сказок, рус. Норка), так и в мужских именах (др.-исл. Njordr, Ньорд - морской бог, греч. NT)()ei;g, Нерей - морской царь, имя осетинских мифологических героев - нартов). Вокруг того же корня пег-, который, по-видимому, являлся одним из важнейших обозначений нижнего мира и его плодоносящих свойств, группируются названия и представления о подземном царстве и входе на небо (др.-инд. naraka, нарака, "дыра", "подземное царство", тохар. А йаге, "преисподняя", слав. "нора" и т. п.), о воде (др.-инд. naras, "воды", новогреч. veoo, "вода", литов. naras, "гагара" - водяная птица, связанная с преисподней и с актом творения мира, и т. д.), о зловещем начале, иногда символизируемом левой стороной (ср. умбрск. nertru "sinistro"), о жизненной, плодородной силе (хетт. innara-, "сила", лувийск. апnarummi-, "сильный", Annurammenzi, "сильные боги", хетт. Innarauantes, литов. noreti, "хотеть", narsas, "ярость", "мужество" и т. п.).

Еще один круг мифологических персонажей, связанных с обозначением нижнего мира, объединяет ряд божеств, чьи имена восходят к индоевропейскому *Trit: древнеиндийскому Trita, Trita Aptya, "Трита Водяной" (ср. хетт. Нар-, "бог ручья", "бог потоков", "бог-судья" при ордалиях), авест. Orita, Qraetaona (Tpaэтаона) и т. д., ср. также др.-греч. TgiTtov (Тритон) как обозначение морского мифологического персонажа или потока, а также ирл. triath, "море". С этими персонажами связан миф о спуске героя в колодец (иногда вследствие предательства двух старших братьев); само имя Trita, вероятно, обозначает "третий" (брат или мир, который так обозначается в сравнении с двумя предыдущими мирами - небом и землей). Он попадает в нижний мир, добывает богатства или живую воду, которые позволяют преодолеть смерть и вернуться к жизни на земле (другие варианты спуска в преисподнюю и путешествий в загробном мире, например в мифе об Орфее и Эвридике; ср. также героя русских сказок о трех царствах, которого иногда называют Иван Водович или Иван Третий, Третьяк). Тема водного царства связана с еще одним индоевропейским мифом, главным героем которого является божество по имени *Nep(o)t (букв. "племянник", уравниваемый в правах с сыном), ср. др.-инд. Apam Napat (Апам Напат), авест. Аращ Napat (Апам-Напат), лат. Neptunus (Нептун), ирл. Nechtan. В мифе об этом божестве рассказывается о чудесном источнике - колодце, спрятанном от взоров или таящем в себе сокровища. После того как герой мифа подходит к источнику и обходит его три раза или трижды входит в него (ср. мотив Триты как указание на троичность водного царства), из источника выходят воды, образующие озеро или тройной поток, преследующий героя. В своем течении этот поток доходит до мифического моря.

Древностью своего происхождения те, которые говорят нам...

«Тьма изначальная» - всё тот же хаос, присутствовала в представлениях древних славян как западных, так и восточных.

«И была тьма изначальная, и жила в той тьме Мать Времени, великая Мать мглы и вечности – Сва. И тосковало сердце её, захотелось ей узнать смех детский, ручонки нежные, и взяла она тепло души свое, и, держа в руках, свернула в спираль, скатала зародыш огненный. И из того зародыша огненного сделала сына своего. И родился сын из зародыша огненного, а из пуповины родился змей огнедышащий, имя ему - Ферт.

И стал змей мудрый другом сыну Сва - Сварогу. Играя, вместе росли они. И стало скучно Сварогу с матерью, ибо стал он уж юношей. И схотел он тоже иметь детей маленьких. И попросил он мать помочь ему. Согласилась Мать Времени. Она взяла от души своей и дала проглотить это змею мудрому. Прошло много времени. И однажды проснулся Сварог. Взял посох богатырский и прикоснулся к хвосту змея-Ферта. И выпало из змея яйцо.

Подхватила его Мать Времени и, разбив, звезду сделала. Еще раз нажал Сварог посохом на хвост змея огненного, и еще родился ребенок (сын или дочь) у бога с богинею. Так рождены были все дети его и Матери Времени – Сва.

Как же всё живое появилось на свете белом?

Уснул Сварог, лег на змея-друга и свернулся змей, став ложем для побратима своего. Мать Времени, богиня Вечности, захотела удивить сына своего. Взяла в ладошки звезды ясные, содрала со змея шкуру старую, смолола всё это в пыль серебристую. Взмахнула руками лебедиными, и рассыпалась пыль по небу звездному. И от той пыли всё живое народилось. И ушло на то не день, не два и не тысяча лет.

Человек так же сделан был, только в тело его Великая Мать всего сущего душу вложила. Душа же та – дыханье спящего сына Сварога. Может, оттого и спит душа в теле нашем и просыпается лишь в годину трудную. Может, и правильно оное, ибо, если б думал человек только о возвышенном, не заботясь о хлебе насущном, люди бы вымерли. Знай, рожден человек и богом, и змеем. От того заключено в нем и хорошее, и плохое. Левая половина змеева, а правая – звездная. Важно только следить ему, чтоб плохое и хорошее, зло и добро, в равновесии находились, он от того только выиграет. Если злого больше будет – сгорит душа в пламени огненном, в пламени злости и зависти. И не будет от жизни той ни пользы, ни радости. Коль добро перевесит, то скучен станет для людей человек тот, сильно праведный зануден более, чем надобно. Поучать берется без меры он. Наставления же его не от сердца часто идут. Нуден такой человек и смешон.

Но любят всех своих детей отец с матерью. Каждый им ребенок мил по-своему. Любит Сварог и друга Ферта верного. Раз в год гуляет Сварог с посохом по небосклону и от тех шагов звезды падают и рождается пространство, форма, время.

Но не вечны, как и люди, звезды на небе. Не вечен и сам Сварог. Всему есть смерть и рождение. Настанет час, и погубит Сварога друг, друг любимый, змей огненный. Изрыгнет он из пасти огонь смердящий, словно тысячу солнц жарких. И погибнут звезды в пламени. И погибнет всё живое на свете белом. Но, погибая, возродится. Произойдет обновление. Так было уже и так будет. И при смерти богов и змея огненного соберутся души их и души людей в единое целое, в одну общую спираль, и взлелеет это целое Мать Времени. И добавит к нему частицу души своей. И появится из этого со временем зародыш огненный, и появится огонь, земля и вода, и повторится сначала всё, и вернётся на круги свои. Так было, есть и будет…»

ОБРАЗ СМЕРТИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОТЛИЧИЕ БОГОВ ОТ ЛЮДЕЙ
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2011 г.
Древние арии верили, что человек современного типа ведет свое начала от такого явлением как смерть, потому человек у них назывался смертным, как впрочем до сих пор.
В мифах индоевропейских народов нет единого образа Смерти . У греков и скандинавов она мужского пола, у славян, как у индусов, женского. У греков Танатос (смерть) связан с подземным миром, где он пребывает вместе со своим собратом Гипносом (сном).
Кельты верили, что люди произошли от бога смерти и впервые появились на земле из Страны Смерти, чтобы захватить власть в этом мире .
А из эзотерической философии известно , что под землей обитали атланты.
Брахма индусов оставляет богиню Смерти при себе, заставляя ее выполнять свою функцию освобождения Земли от излишнего бремени жизни . В Махабхарате говорится : «Было время, когда смерти не знали на земле. Люди, потомки Вивасвата [Бога солнца], вначале были бессмертными».
«В Критаюге, Золотом веке [длящемся 4000 божественных лет, или 38"352"426 земных года], они не ведали греха и жили на земле счастливо, в мире и благоденствии... Живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее. Наконец Земля взмолилась к Брахме - она уже не могла выносить долее такое бремя. Тогда задумался Создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мире, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель*».

*По эзотерической космогонии , в огне погибла Лемурия.

«Великий бог Шива сжалился над живыми существами. Он приблизился к Брахме и сказал:
-Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель! Не допусти, чтобы опустела вселенная! Ибо, если погибнут ныне все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!...
...Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший вселенную. Тогда вышла из тела Брахмы женщина, ....одетая в темно-красное платье**».

**В древней Индии красный цвет ассоциирован со смертью .
Другую версию выбора красного цвета в качестве символа смерти приводит Папюс , объяснявший такой выбор тем, что мятежники избрали красный цвет в качестве своей эмблемы протеста против эпохи Рама, которая длилась в Индии 35 столетий, началась с владычества самого Рама (в 6728 г. до н.э.) и завершилась восстанием мятежников в 3228 г. до н.э. Эти мятежники покинули Индию в 3200 г. до н.э. и достигли Египта к 2700 г. до н.э. (в истории зафиксировано как нашествие кочевников). "Покорив Аравию и почти всю Малую Азию, они положили основание могущественным государствам: Финикии и Ассирии" .

«...Брахма воззвал к ней и сказал:
-Смерть, ступай и убивай живые существа в этом мире...
И смерть... отправилась в путь и явилась в мир. Но все же Прародитель даровал ей милость: слезы, которые она пролила, превратились в болезни, убивающие людей в назначенный срок; страсти и пороки ослепили человеческий род и стали причиною гибели живых существ. Поэтому искони нет вины на Смерти. Брахма сделал ее госпожой справедливости; свободная от любви и ненависти, исполняет она его веление».

В Ведах раскрывается главное отличие богов от людей . Этим отличием является бессмертие первых. Однако многие бессмертные божества изначально были тоже смертны-ми. Они преодолели время и стали неподвластны ему благодаря тому, что творили жертвоприношения, произносили священные мантры и употребляли амриту - священный нектар бессмертия. Так Веды указывали путь ариям к бессмертию. Следуя стопами божеств, прошедших этот путь до них, арии сами могут обрести бессмертие. В результате грань между людьми и богами становилась менее четкой. Особенно почитались ариями боги, которые став бессмертными, продолжали приносить жертвы, творить ритуалы и устраивать богослужения. Потому боги-жрецы пользовались у ариев особой популярностью как посредники между богами и людьми. Им посвящено наибольшее количество ведических гимнов. Божественным жрецом считался Праджапати (эпитет всех сыновей Брахмы, первых существ в созданном им мире), предстающий в Ведах едва ли не центральным персонажем. Другой бог-жрец, Агни, - бог огня. Именно Агни является послом, которого люди направляют к богам. Он приносил богам пищу, пожертвованную людьми - участниками обряда. Агни часто представал в виде огненного коня или огненной птицы (жар-птицы - у русов), летящей между небом и землей и хозяином дома, зажигающей пламя в очаге.
У христиан богом-посредником между богом-Отцом и людьми стал Иисус.
Тайная Доктрина учит , что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом, даже высочайшие - Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. Когда оккультисты говорят, что это приложимо не только к нашему земному человечеству, но и к смертным, обитающим на других планетах и в других мирах, т.е. к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между материей и духом. Каждое существо должно завоевать себе право стать богоподобным через личный опыт. Та же мысль прослеживается в Каббале евреев: "Дыхание становится камнем; камень растением; растение животным; животное человеком; человек духом и дух богом". Все боги, разумом рожденные, разных форм и обликов, в других мирах и предыдущих воплощениях, все были людьми. В христианском мире самым молодым богом является Иисус Христос.
Миф о детях Вивасвата присутствует в древнейших из Вед, в Ригведе, и повторяется в других источниках. Согласно этому мифу , «младшие дети Вивасвата родились богами, старшие же - Яма, Ями и Ману - были смертными, ибо и отец их был смертным, когда они появились на свет, и только потом стал богом Солнца. Яма, старший сын Вивасвата, был человеком и жил со своей сестрой на земле... И был он первым человеком на земле, который умер. Ману же, брат его, единственный из смертных спасся во время великого потопа* - он-то и стал прародителем человечества [ныне живущего на земле, как говорится в другом месте]. Ями стала потом богиней священной реки Ямуны [сейчас река Джамна]... Яма был первым из умерших - он открыл смертным путь в загробный мир...Он с той поры и поныне - владыка царства мертвых и блюститель закона справедливости. В его обитель по тропе, проложенной предками, уходят с земли души тех, кто умирает. Вивасват же, его отец, первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Он послал за ним Матаришвана, духа ветра, и тот принес его с небес на землю. Мудрецы из рода Бхригу научили смертных, как обращаться с огнем».

*По эзотерической философии , в потопе погибли атланты.

Корни же создания всего человечества раскрываются в древнешумерском мифе о сотворении людей, из которого становятся понятными, почему многие древнейшие народы почитали Богиню-мать, и смысл слов из Ветхого Завета "Ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Бытие,3,19). Шумерский миф гласит :
"Во дни белые, когда небеса от земли отделились, в белые ночи, когда земля от небес отошла, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало.
И ануннаки, старшие боги, заставили младших, игигов, трудиться. И рыли игиги канавы, и носили на плечах тяжелые корзины с землею, и орошенные поля засевали. И не было конца их труду. И возроптали они и побросали в огонь свои мотыги, и двинулись к Энки [хозяину "Дома земли" - владыке первозданной бездны и всех первозданных вод, рек и источников; богу людских судеб, мудрости, знания и магии, что в представлениях древних тесно было связано с водной стихией] искать справедливости.
Заволновались ануннаки: без работников не стало в мире пищи. Собрались они все вместе и запричитали, сетуя, что спит Энки в глубине Энгури, куда никто проникнуть не смеет. И, услышав стоны и жалобы богов, праматерь Намму [дочь космического океана, праматерь всего сущего и всех богов] отправилась к Энки.
-Проснись, сын мой! Покинь свое мягкое ложе в глубине тихоструйной Энгуры. Сон прогони! Избавь богов от терзаний! ... Помощников ты не сделал, которые взяли бы на свои плечи наши заботы. Людей! ... Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, но бессмертия не знают.
-Из чего же я их сделаю? - спросил Энки, спуская ноги с ложа.
-Из плоти Апсу [первозданное божество, олицетворение бездны, подземных пресных вод. Соответствует греческому Хаосу. Для лучшего понимания в аккадской переработке древнешумерского мифа материалом для сотворения людей послужила кровь Кингу, поверженного и убитого, как и Апсу], - ответила Намму. - Из мягкой его сердцевины, которую называют глиной*. На воде ты ее замешаешь. А лепить тебе Нинмах ["Госпожа могучая", возможно, Богиня-мать древних народов] поможет. И еще семь богинь прекрасных вокруг вас в этот миг да встанут".

*Глиной в древней шумерской мифологии называлась плоть бога Апсу. В отличие от греков, христиан и современных историков, наиболее верно ее интерпретировали древние аккадцы, которые для лучшего понимания своих соплеменников "глину" Апса назвали кровью своего бога Кингу. Такого же мнения придерживались и вавилоняне : из тела Тиамат, матери всего сущего, была создана земля.
Как ни странно, в мифах древних скандинавов, которые историки считают моложе греческих, этот вопрос освещается с наибольшей ясностью: происхождение мира богов начинается с убийства чудовищного великана ; из его расчлененного тела, воплощавшего первобытный и нераздельный хаос, был создан упорядоченный космос - царство культуры, и боги-асы стали первыми его культурными героями, изобретателями благ. Из тела убитого великана боги построили весь мир: из крови - море и воды, из мяса - земля, из костей - горы, из зубов - камни, из мозга - облака, а из черепа - небесный свод; остатки сбросили в бездну хаоса.
Другие народы потеряли связь времен и первозданную божественную плоть ("глину") стали отождествлять со строительным материалом, из которого люди строили дома и до сих пор еще де-лают мазанки на юге Азии.

Далее в шумерском мифе говорится : "...Нинмах руки в воде смочила, глины кусок отщипнула. И задвигались быстрые пальцы, создавая богов подобья. Голова же богини кружилась, и земля под нею шаталась, словно хмельная. И фигурки, что появлялись на ее ладо-ни, совершенством не обладали. Вот возникает первый. Руки его слабы, ни согнуться, ни взять ничего не могут; а вот второй, подслеповатый, и третий, с ногою слабою и кривою, на червя похожий [Как во времена Кроноса, когда Земля рожала уродов и это никого не удивляло, поскольку атмосфера была еще слаба и легко пропускала вредное космическое излучение, вызывающее различные мутации].
Видит Нинмах, что получились у нее уродцы, и хотела их расплющить, но Энки уже дал сотворенным вкусить хлеба жизни.
-Пусть остаются! - сказал он веско. - Да будет первый стражем дворцовым, второй же певцом пусть станет в гареме, мастером дел серебряных третий.
Затем вылепила Нинмах еще одну пару людей, а вслед за ней и третью. И вновь получились уроды. Дал и им Энки вкусить хлеба и определил им судьбы. А потом он молвил:
-Давай поменяемся местами. Я буду лепить, а ты подыщешь применение.
И принялся Энки за работу. Со второй попытки ему удалось слепить существо с двумя руками и двумя ногами. Но были его ноги тонки, как тростинки, живот вздут, спина сгорблена. Был этот старец, о которых говорят: "Его день позади".
Обрадовавшись удаче, Энки обратился к Нинмах:
-Назначь этому человеку судьбу, чтобы он мог пропитаться.
Нинмах рассмеялась:
-Какая может быть судьба у такого калеки! Видишь, у него дрожат руки и он трясет головой.
С этими словами она подошла к созданию Энки и хлеб ему предложила. Он же не мог его взять. Нинмах головой покачала:
-Не живой это человек. Нет ему на земле примененья.
-Но я же нашел примененье для твоих ублюдков, - воскипел Энки. - Отыщи и ты примененье для моего созданья..."
С учетом анализа обширной шумерской мифологии А.И. Немировский и Л.С. Ильинская составили следующую историю человечества : "Потомство семи созданных в конечном счете пар постепенно заселило всю землю, и несмолкаемый шум стал раздражать Энлиля ["Господина воздушного пространства, атмосферы", в имени которого заложен второй смысл - дыхание, дух, с одной стороны, и ветер, циклон - с другой. Первоначально он прежде всего был связан с бурными проявлениями природы (ураганом и дождем)]. Чтобы уничтожить человечество или хотя бы уменьшить его численность, Энлиль решает наслать на людей эпидемию, а когда ее губительных последствий оказывается недостаточно - засуху, голод и, наконец, потоп".
Из шумерского мифа о происхождении человека остается неясным, о создании каких людей шла речь? - О поколении титанов или людей современного типа. Согласно греческой мифологии , из "глины" были созданы те и другие. Для лучшего понимания древнегреческого мифа о происхождении человека необходимо напомнить эзотерический взгляд на этот вопрос. Согласно Е.П. Блаватской , на Земле существовало три материализованные формы поколения людей (такой же порядок будет наблюдаться в греческой мифологии): 3-я коренная раса - лемурийцы - вначале обитали в воде, затем вышла на сушу; 4-я коренная раса - атланты - наиболее ранние их формы также обитали в воде, но затем освоили сушу и поздние атланты уже получили название титанов, или гигантов; и, наконец, 5-я коренная раса - люди современного типа. Первая и Вторая расы людей не имели материальной оболочки, потому здесь разбираться не будут: их происхождение уходит в такие понятия, как Дух и душа, составляющие основу оккультизма и всей эзотерической философии. Сейчас же речь идет об экзотерических учениях и мифах, которые до сих пор еще многим кажутся непонятными.
В шумерском эпосе о сотворении человека можно только догадываться о том, что под ануннаками, вероятно, подразумевается 3-я раса, а игиги - это, возможно, 4-я раса людей. После них пошел процесс низвержения человека в пучину материализма для освоения материальных основ мироздания. Этот процесс познания материальных основ мироздания греческая мифология в изложении Гесиода разбирается наиболее подробно.
По греческой мифологии, в изложении Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.) , современное человечество ведет свое происхождение не от Крона, низвергнутого Зевсом в Тартар*, а от Прометея, сына титана Иапета (Япета) и одной из океанид**. Прометей взял глину из тела Земли, давшей жизнь поколению титанов, замешал ее с речной водой, и вылепил людей как земное подобие богов. Общими для всех поколений людей (титанов, богов и современно-го человека) была у них Мать-Земля, т.е все имели земное происхождение (в отличие от сов-ременных спекуляций относительно космического вторжения инопланетян). Первые люди не знали ни изнурительного труда, ни забот, ни горестей: неистощимая земля давала им все в изобилии. Хлеб родился без пахоты и посева. Животные не боялись людей и давали ему свое молоко, а свирепые хищники не беспокоили их. Не знали люди старости и недугов. Смерть, наступавшая после долгой жизни, была безболезненна, как сон. Время жизни первых людей называли золотым веком***. Позднее о нем будут вспоминать многие народы, и его время будет обрастать новыми легендами и мифологическими сюжетами. Память о «Золотом веке» составила основу мифа о Гиперборее.

*Тартар , куда были низвергнуты титаны, побежденные Зевсом, находился ниже Аида. В Тартаре залегали корни земли и моря, все концы и начала. Он, как и Аид, тоже был огорожен со всех сторон. Его окружали медная стена с медной дверью, которую стерегли сторукие, и ночь, в три ряда. В Тартаре находилось жилище богини Никты (Ночи).
Указание на медные стены и медную дверь свидетельствует о том, что миф о Тартаре достаточно поздний.
По эзотерической философии , Аид, или Гадес - "неведомая" страна теней, одной из областей которой был Тартар, место полной темноты. Судя по аллегорическому описанию различных наказаний, налагаемых там, это место было чисто кармическим. Ни Аид, ни аменти египтян не бы-ли тем адом, о котором проповедуют христиане. Аид представлял собой место свершения справедливости, и не более. Его можно было достичь, только лишь перейдя на "другой берег" реки смерти.
В скандинавской мифологии , царство мертвых предназначалось не для воинов и героев, погибших в бою (для них Один построил отдельный чертог на небесах). В преисподне томились миряне, она находилась под землей, и в ней правила богиня Хель. Ворота в ее царство сторожил чудовищный пес с грудью, обрызганной кровью трупов. Могила самой Хель находилась к во-стоку от ворот. В ней спала богиня, которая ведала прошлым и будущим. У врат в царство Хель текла река Гьелль, мост через которую охраняла дева Модгуд.
В русском и славянских языках слово "Ад" выражало то же представление, что и греческий Аид, с той лишь разницей, что с появлением христианства Ад стал горяч . Скандинавский Ад был холоден. Однако все экзотерические религии (брахманов, буддистов, зороастрийцев, мусульман, иудеев и пр.) сделали Ад горячим и темным. Идея горячего Ада является поздним измышлением, искажающим астрологическую аллегорию. У египтян Ад стал местом наказания огнем не ранее XVII-XVIII династии, когда Тифон был превращен из бога в дьявола. Устройство горящего Ада и мучимых там душ является чисто египетским. Ра (Солнце) стал Владыкой Горнила в Карре, аду фараонов, а грешника пугали муками в "жаре адских огней". Еврейское слово "гаихинном" (геенна) на самом деле никогда не имело значения, приписываемого ему христианской ортодоксией.
**Океаниды - многочисленные дочери Океана, который в греческой мифологии был божеством одноименной реки, омываемой Землю. Океан был титаном, сыном Урана и Геи, братом и супругом Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей - океанид и столько же сыновей - речных потоков. Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть и доверие олимпийцев. Он отец Метиды - супруги Зевса, безуспешно пытавшийся примирить Прометея с Зевсом.
Матерью Прометея чаще всего называли то океаниду Азию, то Клементину, а по Эсхилу – это была Фемида . Из наиболее известных его братьев выделялись Эпиметей и Атлант. Деть-ми Прометея считали Девкалиона, Лика и Химеру, реже - Этнея, Эллина и Фебу.
***Следует напомнить, что по Папюсу , библейский Адам относился к расе атлантов и до своего грехопадения обитал в Раю.
В древнем Египте "золотым веком" считалось время, " когда люди и боги жили на земле вместе" .
Согласно скандинавской мифологии , "золотой век" закончился тогда, когда появилась злобная ведьма, воплощавшая жажду золота и отменившая все добрые и бескорыстные отношения между людьми. В современном мире золото является основным мерилом стоимости всякого труда и всех плодов труда, потому возврат к "золотому век" сейчас невозможен.

Первое поколение людей исчезло, когда низвержен был в тартар Крон . Но Зевс не изгнал людей золотого века вместе с титанами с поверхности Земли. Они превратились в не-видимых, безмолвных свидетелей правых и неправых дел нового поколения людей, которому жилось намного хуже чем первому. Его назвали серебряным поколением. Его дети сто лет росли несмышленышами в домах своих матерей и тешили себя детскими забавами. Едва достигнув зрелости и набравшись кое-какого ума, они вскоре умирали. Не видя в этом поколении никакой пользы, Зевс упрятал его глубоко под землю (!!!).
Далее Гесиод описывает 5-ю коренную расу людей (современного типа), которая у него разбивается на 3 подрасы: первыми появляются люди медного "века", за ними - герои, которых автор по значимости деяний и благородству целей приравнял с полубогам, и, наконец, появились людей железного "века", оказавшиеся самыми ничтожными по своим моральным, психологическим и социальным устоям. По Гесиоду, мы относимся к железному веку.
Третье людское поколение, созданное Зевсом, называли медным . Его люди с малолетства вооружались копьями с медными наконечниками, носили медные доспехи, обитали в домах с медной кровлей и непробиваемыми медными стенами. Были они могучи телом и свирепы духом, питались мясом животных, не ведая хлеба. Каждый видел в соседе врага. Они вели бесконечные войны, не помня о их причинах. Зевсу не понравились эти люди, и он спустил их в самую глубокую и страшную область подземного мира.
Четвертое поколение людей оказалось справедливым и благородным . Это были герои, или полубоги, потому что происходили от богов и богинь, вступивших в связь со смертными людьми. Именно герои этого поколения людей полегли в сражениях под стенами Фив или Трои, перебив друг друга, или погибли при возвращении на родину. Уцелевших Зевс переселил на острова, омываемые Океаном, и дал им блаженную жизнь людей золотого века.
Пятое поколение появилось после Троянской войны, греки назвали железным и описывали его жизнь в самых мрачных тонах, предрекая ему суровое будущее :
"Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то,
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут...
Правду заменит кулак. Города подпадут разгробленью...
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся..." (Гесиод, "Труды и дни").
Здесь А.И. Немировский поясняет, что на стихи Гесиода о пятом поколении людей оказали существенное влияние древневосточная, прежде всего шумеро-вавилонская и иудейская литература, использовавшая задолго до греческого автора ту же формулу критики сов-ременных ей социальных и моральных устоев. От себя могу добавить, что описание пятого поколения людей перекликается с содержанием «Второй жалобы» египетской поэмы "Спор разочарованного со своей душой" из эпохи Среднего царства.
Из этой мифологической генеалогии человеческого рода становится ясным, что древние арии не связывали свое происхождение с обезьянами. Арии знали, что в Южной Европе, на Кавказе и в Индии водились эти животные, однако ни в каких мифах они не фигурировали в роли создателя людей. Этот экскурс в древнюю мифологию важен еще и тем, что арии вели свою историю с времен атлантов, существование которых современные историки всячески отрицают. Арии обожествляли атлантов, верили в их всесильность, молились на них и просили у них помощи. Обожествление сил природы и придание им имен, вероятно, пошло еще от атлантов, которые умели управлять этими силами природы посредством магии. И ни в коей мере, ни один ариец под богом не подразумевал обезьяну, какой бы всесильной она ни была в глубокой древности. И если бы древнему арийцу сказали, что его бог, которому он молился, поклонялся и верил, был всего лишь обезьяной, он бы, наверное, оскорбился. Так современные ученые глумятся над нашими далекими предками, ведя их родословную от обезьяны. Неандертальцев же и кроманьонцев арии не уважали и боролись с ними нещадно. Ярким подтверждением правоты этих слов является тотальное уничтожение всех человекоподобных существ и палеоантропов на территории современной Европы. Если все же опираться на исторические позиции, тогда получится, что современные европейцы – это поколение хамов, не ведающее своего прошлого и поголовно истребившее своих предков. На мой взгляд, дарвинизм – аморален, а потому он - не для меня. Самого Дарвина, получившего церковное образование, надо оценивать как шутника, поиздевавшегося над «учеными»-материалистами и запустившего «утку» более чем на сто лет. На эту «утку» попался даже А. Конан-Дойль, публицист, литератор, доктор права и медицины, изучавший эзотерическую философию с уклоном на спиритизм. Как же трудно было распознать истину людям, шарахавшимся от эзотерики «как Чёрт от ладана»!

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
109. Темкин Э., Эрман В. Мифы Древней Индии. 4-е издание, доп. М.: ЗАО «РИК Русанова»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ВСТ», 2002.-624 с.
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
114. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2002.-464 с.
137. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. М.: Литература, Мир книги, 2004.-496 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
142. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. М.: Локид-Пресс, 2003.-336 с.
148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/ И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
150. Колум П. Великие мифы народов мира. Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.-351 с.

Люди всегда стремились узнать, как они появились, откуда берет свое начало человеческий род. Не зная ответа на свой вопрос, они строили догадки, сочиняли предания. Миф о происхождении человека существует практически во всех религиозных верованиях.

Но не только религия пыталась найти ответ на этот извечный вопрос. По мере своего развития наука тоже приобщилась к поискам истины. Но в рамках этой статьи будет сделан упор на теории происхождения человека именно на основе религиозных верований и мифологии.

В Древней Греции

Греческая мифология известна во всем мире, поэтому именно с нее в статье начинается рассмотрение мифов, объясняющих происхождение мира и человека. Согласно мифологии этого народа в начале был Хаос.

Из него появились боги: Хронос, олицетворяющий время, Гея - земля, Эрос - воплощение любви, Тартар и Эреб - это бездна и мрак соответственно. Последним божеством, рожденным из Хаоса, была богиня Нюкта, символизировавшая ночь.

Со временем эти всемогущие существа рождают на свет других богов, завладевают миром. Позднее они обосновались на вершине горы Олимп, которая отныне стала их домом.

Греческий миф о происхождении человека - один из самых известных, поскольку изучается в школьной программе.

Древний Египет

Цивилизация в долине реки Нила является одной из самых ранних, поэтому их мифология тоже очень стара. Разумеется, в их религиозном веровании тоже был миф о происхождении людей.

Здесь можно провести аналогию с уже упомянутыми выше греческими мифами. Египтяне считали, что в начале был Хаос, в котором царили Бесконечность, Тьма, Ничто и Небытие. Эти силы были очень сильны и стремились все разрушить, но в противовес им действовала великая восьмерка, из которых 4 имели мужской облик с головами лягушек, а другие 4 - женский облик со змеиными головами.

Впоследствии разрушительные силы Хаоса были преодолены, и был сотворен мир.

Индийские верования

В индуизме есть минимум 5 версий происхождения мира и человека. В соответствии с первой версией мир возник из звука Ом, произведенного барабаном Шивы.

По второму мифу мир и человек появились из "яйца" (брахманда), пришедшего из космоса. В третьей версии было "первичное тепло", породившее мир.

Четвертый миф звучит довольно кровожадно: первочеловек, которого звали Пуруши, совершил жертвоприношение частей своего тела самому себе. Из них появились остальные люди.

Последняя версия говорит о том, что своим происхождением мир и человек обязаны дыханию бога Маха-Вишну. При каждом его вздохе появляются брахманды (вселенные), в которых проживают Брахмы.

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил "плохую" жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Верования викингов

Скандинавские мифы о происхождении человека не так известны современным людям, чем те же греческие или египетские, но не менее интересны. Они верили, что вселенная появилась из пустоты (Гинугага), а остальной материальный мир возник из туловища обоеполого великана по имени Имир.

Этот великан был взращен священной коровой Аудумлой. Камни, которые она лизала, чтобы получить соль, стали основой для появления богов, в числе которых был и главный бог скандинавской мифологии Один.

Один и его два брата Вили и Ве убили Имира, из тела которого и сотворили наш мир и человека.

Древнеславянские верования

Как и в большинстве древних политеистических религий, по славянской мифологии в начале тоже был Хаос. А в нем жила Матерь мглы и бесконечности, которую звали Сва. Захотела она однажды себе дитя и создала из зародыша огненного себе сына Сварога, а из пуповины был рожден змей Ферт, который стал другом ее сына.

Сва, чтобы порадовать Сварога, сняла со змея старую шкуру, взмахнула руками и создала из нее все живое. Человек был создан так же, но в его тело была вложена душа.

Иудаизм

Это первая монотеистическая религия в мире, из которой берут свое начало христианство и ислам. Поэтому во всех трех вероучениях миф о происхождении людей и мира похож.

Иудеи считают, что мир был создан богом. Однако есть некоторые расхождения. Так, некоторые считают, что небо было создано из сияния его одежды, земля - из снега, находящегося под его троном, который он бросил в воду.

Другие же считают, что бог сплел воедино несколько нитей: две (огонь и снег) использовал для создания своего мира, еще две (огонь и вода) пошли на создание неба. Позднее был создан и человек.

Христианство

В этой религии господствует идея сотворения мира из "ничего". Бог создал весь мир при помощи собственной силы. На сотворение мира у него ушло 6 дней, а на седьмой он отдыхал.

В этом мифе, объясняющем происхождение мира и человека, люди появились в самом конце. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому именно люди являются "высшими" существами на Земле.

Ну и, конечно, все знают про первого человека Адама, который был создан из глины. Затем из его ребра Бог сделал женщину.

Ислам

Несмотря на то что мусульманское вероучение берет свои корни из иудаизма, где Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал, в исламе этот миф трактуется несколько иначе.

Для Аллаха не существует отдыха, он сотворил весь мир и все живое за шесть дней, но его ничуть не коснулась усталость.

Научные теории происхождения человека

Сегодня принято считать, что люди появились в ходе длительного биологического процесса эволюции. Теория Дарвина утверждает, что человек появился из высших приматов, поэтому у человека и человекообразных обезьян в древности был единый предок.

Конечно, в науке тоже существуют разные гипотезы касательно появления мира и людей. К примеру, некоторые ученые выдвигают версию, по которой человек является результатом слияния приматов и иноземных пришельцев, которые в глубокой древности посетили Землю.

Сегодня стали появляться еще более смелые гипотезы. Например, есть теория, по которой наш мир является виртуальной программой, а все, что нас окружает, включая самих людей, является частью компьютерной игры или программы, которой пользуются более развитые существа.

Однако столь смелые идеи без должного фактического и экспериментального подтверждения не многим отличаются от мифов о происхождении людей.

В заключение

В этой статье были рассмотрены различные варианты происхождения человека: мифы и религии, версии и гипотезы, основанные на научных изысканиях. Никто на сегодняшний день не может со стопроцентной уверенностью сказать, как было на самом деле. Поэтому каждый человек волен выбирать, в какую из теорий верить.

Современный научный мир склоняется к теории дарвинистов, поскольку она имеет наибольшую и наилучшую доказательную базу, хотя в ней тоже есть некоторые неточности и недочеты.

Как бы то ни было, люди стремятся докопаться до истины, поэтому появляются все новые и новые гипотезы, доказательства, проводятся эксперименты и наблюдения. Возможно, в будущем удастся найти единственно верный ответ.