Мифы древней греции читать медуза горгона. PR в Античной мифологии. Образ Горгоны в искусстве




Мифический образ Горгоны Медузы

Гесиод и Муза

“Вместо волос у горгоны - шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень”

Древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э).

Горгона Медуза (греч: Μέδουσα, точнее Медуса - «стражник, защитница, повелительница») - наиболее известная из сестёр горгон,чудовище с женским лицом и змеями вместо волос.

Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее». Написание: «горгона Медуза», где «горгона» - вид чудовища, а «Медуза» - имя собственное. Внимание: свое имя медуза морская получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной Медузы Горгоны из греческой мифологии.

Горгон было три и были они сестры – Медуза, Эвриала и Стефано и были они красавицами, а две последние были к тому же бессмертны.
Младшая дочь Форка и Кето (по версии, дочь Горгона). Единственная смертная из горгон. По версии, она была девушкой с красивыми волосами, и хотела состязаться с Афиной в красоте.

Горгона Медуза была прекрасной морской девой, настолько привлекательной, что колебатель земли Посейдон решил возлечь с ней.

Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины. Богиня разгневалась почему-то на Медузу, а не на своего дядюшку, и превратила ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами. При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения.

В буквальном смысле. За компанию, чтобы Медузе было не скучно жить, Афина превратила в монстров и ее совсем уж ни в чем неповинных сестер. Во время этого поединка Медуза была беременна от Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона - великан Хриасор(отец трехтелого Гериона) и крылатый конь Пегас.

Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое (поЛукану, это были т. н.Ливийские змеи: аспид, амфиобена, аммодит и василиск. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились красные кораллы.

Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой - использовалась Асклепием для спасения людей.

По другой версии, Медуза рождена Геей и убита Афиной во время гигантомахии. Согласно Евгемеру, ее убила Афина. В подражание жалам Горгоны Афина изобрела двойной авлос.

Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений.

В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ. И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень.

Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) - драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию.

Показав лик Медузы Кето, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко.

Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю, мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду Афины («на грудь Афины») - в искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

По Павсанию, её голова лежит в земляном холме около площади Аргоса. Киклопы изготовили голову Медузы из мрамора и установили у храма Кефиса в Аргосе. Согласно рационалистическому истолкованию, она была дочерью царя Форка и царствовала над народом у озера Тритониды, водила ливийцев на войну, но ночью была изменнически убита.

Карфагенский писатель Прокл называет ее дикой женщиной из Ливийской пустыни. По другому истолкованию, была гетерой, влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние. Животное горгона из Ливии описал Александр Миндский.В античных источниках имеются упоминания:

У Гомера

Гесиод: а поэмах « Теогония» и «Щит Геракла» упоминаются две из пяти сестер Медузы - Сфено и Евриала, а также описывается её смерть от руки Персея.

Эсхил: в «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы. В его трагедиях образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Пиндар: в «Двенадцатой пифийской оде» о происхождении флейты говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками её сестер в день ее смерти. Он описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов-романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы горгоны окаменевают от ее взгляда.

Еврипид: в «Ионе» героиня Креуса описывает два небольших амулета, доставшихся ей от отца Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела. Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное.

Овидий: «Метаморфозы», 4-я и 5-я книги. Самое полное оформление легенды.

В искусстве изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона. Отдельная иконография - изображений отрубленной головы Медузы, либо в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. На прочих щитах превращалсь в декоративный мотив - горгонейон. В скифском искусстве - заклинательная чаша-омфалос IV в. до н. э. из Куль-Обы (Керчь) с 24 головами.

Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид Горгонейон- маска-талисман с изображением головы Медузы, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Традиция встречается и в Древней Руси.

В русской средневековой культуре, в славянских средневековых книжных легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей -девицу Горгонию. Волхву, которому удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. Также в славянских апокрифах - «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения. В романе «Алесандрия » головой овладеваетАлександр Македонский.

В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. Взнаменитой помпейской мозаики доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза.

Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона. На старинных картах звёздного неба Персей традиционно изображается держащим в руке голову Медузы; её глаз - переменная звезда Алголь (бета Персея). Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот -горгонейон, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующимвоенной арматуре в украшении зданий и оград.

К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга, красуясь, в частности, на ограде 1-го Инжерного моста и решетке Летнего сада.

Медуза Ронданини стала эмблемой дома Версаче. В западноевропейской живописи и скульптуре имеется копия несохранившейся картины Леонардо Да Винчи с изображением головы Медузы (описанной Вазари) принято считать работу Караваджо.

На эту тему писали также Рубен, Бёклин и другие. В западноевропейской литературе имеются в IX песне «Божественной комедии» перед Данте предстают три фурии; беснуясь и визжа, они призывают присутствующую там Медузу превратить его сердце в камень. В «Фауст»Гёте горгона Медуза бродит по шабашу, приняв образ Гретхен (Маргариты), чем смущает доктора Фауста. В современной культуре имеются многочисленные проекты:

Das Medusenhaupt - работа Зигмунда Фрейда, анализ мифа с точки зрения психоанализа.
Миф о Медузе был пересказан для детей К.И.Чуковским.
Медуза Горгона является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Версаче.
В фильме Альберто Де Мартино «Подвиги Геракла: Медуза Горгона» убийство чудовища приписано не Персею, а его более знаменитому единокровному брату.
«Медуза-Горгона» - песня группы «Крематорий »
Миф о Медузе упоминается в песне «Отражение» группы «Король и Шут»: «В сером мешке - тихие стоны, сердце моё как трофей Горгоны…»
В серии книг Дмитрия Емца «Таня Гроттер» есть персонаж Медузия Горгонова
Медуза Горгона является одним из героев в Dota
Медуза Горгона - истинное имя слуги Райдер в аниме Fate/Stay Night .
В честь Медузы Горгоны назван астероид 149 Медуза.
Медуза Горгона встречается в фильме Перси Джексон и похититель молний.

Миф о Сцилле и Харибде
Миф о Сцилле и Харибде был необычайно популярен в древнем мире. Именно с этими чудовищами пришлось столкнуться легендарному Одиссею. Как оказалось, древние не преувеличивали смертельной опасности приближения к тому месту, где чудовища подстерегали мореплавателей.
Сцилла и Харибда, жившие по обеим сторонам узкого пролива, губили проплывавшие между ними корабли.

В «Одиссее» Гомера дано описание этих страшилищ.
«…Спокойно плыл все дальше корабль, но вдруг услышал я вдали ужасный шум и увидел дым. Я знал, что это Харибда. Испугались мои товарищи, выпустили весла из рук, и остановился корабль. Обошел я моих спутников и стал их ободрять.
- Друзья! Много бед испытали мы, многих избежали опасностей, - так говорил я, - опасность, которую предстоит нам преодолеть, не страшнее той, которую мы испытали в пещере Полифема. Не теряйте же мужества, налегайте сильнее на весла! Зевс поможет нам избежать гибели. Направьте дальше корабль от того места, где виден дым и слышится ужасный шум. Правьте ближе к утесу!

Ободрил я спутников. Изо всех сил налегли они на весла. О Сцилле же ничего не сказал им. Я знал, что Сцилла вырвет у меня шесть спутников, а в Харибде погибли бы мы все. Сам я схватил копье и стал ждать нападения Сциллы.
Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда; волны клокотали около ее пасти, а в глубоком чреве, словно в котле, кипели морская вода, тина и земля. Когда же изрыгала она воду, та бурлила вокруг со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. Бледный от ужаса, смотрел я на Харибду. В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. Я видел лишь, как мелькнули в воздухе их руки и ноги, и слышал, как призывали они меня на помощь. У входа в свою пещеру сожрала их Сцилла, напрасно несчастные простирали с мольбой ко мне руки. С великим трудом миновали мы Харибду и Сциллу и поплыли к острову бога Гелиоса - Тринакрии…»
Теперь мы знаем, что речь шла об узком проливе между Сицилией и материком, называемом сегодня Мессинским.

Миф о Сцилле и Харибде веками будоражил мореходов, которые принимали его за истину. Да и как было не принимать, если древнеримский поэт Вергилий Марон доказывал реальность существования этих чудовищ: «Лучше потратить несколько дней, чтобы обогнуть это проклятое место, только бы не увидеть в мрачной пещере ужасную Сциллу и ее черных псов, от воя которых рушатся скалы…»
Но были в те времена и попытки реально объяснить трудности плавания через Мессинский пролив. Помпилий Мела отмечал, что Сицилийский пролив очень тесен и сильное течение в нем направляется попеременно то в Этрусское море (сегодня Тирренское), то в Ионическое, что создает особую опасность. Сцилла - это скалистый мыс, рядом с которым находится селение Сцилла.
Верно, Мессинский пролив довольно узок: в северной части его ширина едва достигает 3500 м. В нем бывают сильные приливно отливные течения, скорость которых достигает 10 км/ч. Здесь часто образуются огромные водовороты. Все это и породило миф о Сцилле и Харибде.

А как же столбы дыма и ужасающий грохот? Апеннинский полуостров (особенно южная его часть), равно как и Сицилия, является зоной повышенной сейсмической активности. Только за XVII-XIX вв в районе Мессинского пролива произошло свыше 20 разрушительных землетрясений. Более опасного в этом отношении места нет во всем бассейне Средиземного моря. Например, 5 февраля 1763 года землетрясение продолжалось всего 2 минуты, но этого хватило, чтобы сровнять с землей большинство селений в Калабрии и северо восточной части Сицилии.

При этом сползли в море большие участки побережья, в морских водоворотах бурлила вода, перемешанная с землей, растительностью, тиной (совсем как в рассказе Одиссея). В одной только Мессине погибли 30 тысяч человек. Землетрясение, моретрясение, цунами взвили воды пролива так, что оголилось дно. Всего в тот страшный день погибло свыше 100 тысяч человек (по другим данным - 160 тысяч). Подобные катастрофы происходили здесь и в древности, о чем наверняка был наслышан Гомер, описавший бесчинства Сциллы и Харибды.

)))))Леньтяка)))Ну как замануху не бросить

Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено , Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь смертна.
В одном из позднейших миф происхождении горгон сказано следующее.
В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины. Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею, сыну Зевса. Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи.
Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (Эгиде).

«Mиф есть познанная тайна бытия и нечто предугаданное в нем» —
определение Якова Эммануиловича Голосовкера точно и созидательно.

Миф о горгоне,
в котором запечатлены нравственно-эстетические проблемы
в полноте Триединства — Истины, Добра, Красоты,
неисчерпаем по своему содержанию.

Наверху — «Голова Медузы». Музей в Сусе (античный Гадрумет). Тунис.
Внизу — «Голова Медузы». Мраморный рельеф из Греческого святилища
в Сиракузах (Сицилия). Музей Сиракуз.

Работа над вторым альбомом завершена 05.12.2010

«Горгоны» известны эллинам с глубокой древности. Свидетельство тому таково: задолго до Гомера они называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

На горгонейонах изображалось круглое женское лицо, улыбающееся и с высунутым языком. В геральдике высунутый язык — непременный атрибут активных (по большей части хищных) животных. Иная окраска языка в сравнении с цветом фигуры служит указанием на яростный характер животного. Отсутствие высунутого языка означает немотность изображенного существа, лишенность «права голоса».

Значительно позднее горгонейоны переплелись с мифом о Медузе горгоне и взаимно повлияли друг на друга. Горгонейоны украсились змеями и кабаньими клыками. Медуза горгона унаследовала от древнейших амулетов эпитеты «Защитница», «Охранница», «Повелительница».

Предположение сомнительно: вряд ли чудовище, смертельно опасное для людей, может носить такие эпитеты? Погружаемся в Первый акт трагедии…


Античная ваза. «Олимпийский бег».

Публий Овидий Назон (43 год до н.э. – 18 год н.э.) — римский поэт, занимавшийся систематизацией древнегреческих мифов, в своем труде «Метаморфозы» пишет о Медузе Горгоне следующее..

«Дела причину тебе изложу. Красотою блистая,
Многих она женихов завидным была упованьем.
В ней же всего остального стократ прекраснее были
Волосы. Знал я людей, утверждавших, что видели сами».

Вот, что интересно: красота Медузы в ее девичьем возрасте не губительна — ни для женихов, которые уповали на счастье разделить с ней жизнь, ни для прохожих, оборачивавшихся ей вслед, чтобы подольше полюбоваться ее прекрасными волосами.

Беда Медузы заключалась не в отношении к ней людей,
а в нежелании Богов олимпийских допускать соперничество
со стороны Богов — предшественников…


Одеяния древнегреческих цариц (с античной вазы). Знаменитая работа Джулио Феррарио, изданная в Милане в 1816 году

— племянница «беззлобного правдолюбца» Нерея — не могла не унаследовать прекрасный характер, силу духа и прочие достоинства. Значит, все обещало ей прекрасное будущее. Она могла стать царицей, наделенной несказанной внешней и внутренней красотой. Причем, царицей просвещенной — устремленной к душевной чистоте, наделенной высокими духовными свойствами, способной на великие свершения во имя Света, Добра и Правды.

Возможно, в дальнейшем так оно и было бы,
не случись того, что случилось…


Новый Эрмитаж. Двадцатиколонный зал греко-этрусских ваз.
Проект Лео фон Кленце. 1836

Медуза могла бы жить, и жила, в царских хоромах, полных изысканных вещей, что дарят чувство наслаждения и самым высоким, и самым малым. То, что такая жизнь не будет вечной, вряд ли бы ее особенно смущало. Кто думает о невзгодах, когда он счастлив?

Но беда уже в двери стучалась.
Богиня Афина родилась…
Родилась та, которую назовут «горгоноубийцей».


Античная ваза. «Рождение Афины из головы Зевса»

Не могу не напомнить еще один миф…

Богиня Афина рождена была самим Зевсом. Мойры — Богини судьбы — открыли Зевсу тайну, что сын, рожденный его супругой Метис — Богиней разума, свергнет его с престола и отнимет власть над миром. Испугался великий Зевс, и, чтобы избежать грозной судьбы, усыпил Метис ласковыми речами и проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь Афина.

Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Он призвал своего сына Гефеста и приказал, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума, разрубить себе голову. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп.

Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

Почему Зевс держит в руке ликторский пучок с лабрисом?
Ведь это — средство расправы над… Сыновьями тоже,
проявившими неучтивость по отношению к отцу?

Другое важнее понять. И что же, Богиня Афина стала воплощением чистого разума, без примеси чувств — женских? Никоим образом: она украсила свою божественную мудрость женскими страстями, как коня жемчугами…

Афина не терпела тех, кто мог соперничать с нею,
особенно в красоте, а тут — Медуза..

О красоте Медузы Богиня Афина узнала
и начала думать, как соперницу погубить…


Античная ваза. Сюжет — «Геракл и Лернейская гидра

Возможно, мысль, как отмстить своей сопернице, подал Богине Афине Второй подвиг Геракла, уничтожившего Лернейскую гидру. Ввожу дополнительные сведения…

Недалеко от Аргоса находилось обширное Лернейское болото. Яркая зелень, всегда покрывавшая болото, манила к себе усталого путника, но едва он ступал на зелёную лужайку, с шипением и свистом выползало из трясины девятиголовое чудовище — гидра, обвивалась своим змеиным хвостом вокруг человека, затягивала его в болото и пожирала.

Царь Еврисфей приказал Гераклу уничтожить Лернейскую гидру. Геракл отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай. Доехав до болота, Геракл зажёг факел и отважно зашагал вперед — к чудовищу.

Гидра была сыта и дремала. Геракл стал пускать в неё горящие стрелы. Раздразнив гидру, он заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него. Геракл поплотней завернулся в львиную шкуру, надёжную защитницу и от звериных зубов и от змеиного жала, вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры.

Но едва стекала из раны чёрная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. Скоро Геракл был окружён словно живым кустом шипящих голов, и все они тянулись к нему, разевая кровавые пасти.

И он позвал друга Иолая, дал ему факел и велел жечь огнём рану, чтобы уже не вырастали новые головы. Скоро последняя голова гидры скатилась в болото. Но она не хотела умирать и, лёжа на траве в крови, поводила злыми глазами, в немой ярости разевая пасть. Гераклу пришлось вынести её из болота и зарыть в землю, чтобы она не причинила кому-нибудь зла.

В чёрной крови Лернейской гидры Геракл смочил концы своих стрел, и они стали смертельными — никакая сила не могла исцелить того, кто был поражён такой стрелой.

Сколько поучительных сведений содержал миф,
буквально предлагающий ввести в игру змей —
подвластных Богине Афине существ…


Античная ваза. «Убегающая Медуза горгона»

В жизни Медузы события развивались следующим образом: красавицу несравненную увидел Бог морей Посейдон и начал преследовать ее своей любовью. Медуза убегала, пряталась, скрывалась, но… Пусть Овидий продолжит рассказ…

“Но говорят, что ее изнасиловал в храме Минервы
Царь зыбей. И Юпитера дщерь отвернулась, эгидой
Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волосы обратила Горгоны».

Якобы разгневанная осквернением своего святилища Богиня направила на жертву Бога морей щит, отполированный до зеркального блеска. Превратив роскошные волосы в змей, изгнала Медузу из своего храма, и всех других храмов тоже, на вечные времена. Как вы думаете, Афина (Минерва) щепетильно целомудренна, либо завистлива и вероломна?!

Трагедия «Прометей прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила, представленная в 443 году до н. э., негативный образ горгон закрепила. Говорит Прометей
сначала о граях, потом о горгонах…

Тебе открою, Ио, путь скитальческий,
Впиши его в дощечки горькой памяти,
Пройдя поток, материки разрезавший,
На солнечный, палящий поверни восток!
Прибой минуй бурлящий моря! Знойные
Поля Кисфены встретишь ты Горгонины,
И трех Форкид, седоволосых девушек,
На лебедей похожих. Глаз один у них
И зуб один. К ним луч не проникал еще
Дневного солнца и ночного месяца.
А по соседству три сестры крылатые
Живут. Горгоны, в косах — змеи, в сердце — яд.
Кто им в глаза заглянет, в том остынет жизнь!

Оговорила Афина и горгон, и грай! Оговорила, даже титаны в ее навет поверили. Грайи остались «седоволосыми девушками, на лебедей похожими». Все три горгоны в чудовищ превратились, злонамеренных и смертельно опасных.


Оборачивание прекрасного ужасным свершилось!

Афина за красоту наказала лишь Медузу. Старшие ее сестры — Сфенно и Эвриала — разделили ее участь по собственной воле, не подумав, что их удел будет пострашнее: им придется метаться в этом ужасном облике Вечность.

Все тело ужасных горгон покрывает чешуя. Рыбья!
Медные руки с когтями у трех сестер. Скрюченными!
Вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи. Опасные!
Изо рта торчат острые, как кинжалы, клыки. Длинные!
Губы их красны, будто измазаны человечьей кровью!
Глаза горят яростью, налиты злобой чудовищной!

На крыльях золотых носятся горгоны по белу свету.
Горе, о горе ждет человека, встретившегося на их пути!
Разорвут на части медными руками!
Выпьют кровь жадными устами!

Особенно зла младшая из горгон — Медуза — Властительница.
Она умерщвляет людей взглядом. Посмотрит — и все:
живой человек окаменевает, становится холодным камнем.
У-у-ужас… Отвернитесь, не смотрите, не то…

Не пожалела Афина красок, чтобы уничтожить
ни в чем неповинную Медузу.
Скажете, это тоже титаномахия,
только на женском фронте разыгранная?
Богиня вступила в борьбу с титанидой — не честную?
Похоже…

В чем причина?


Причина, думаю я, кроется в СВАСТИКЕ…

Свастика в санскрите — наименование символа,
изображающего крюковой крест. То — «руки бога» Савитара, упорядочивающего Мир по осям и по сторонам света: Восток — Север — Запад — Юг. Упорядочил — и все: гармонизация Мира в Пространстве состоялась. Если еще и бежать по солнечному кругу, то Мир упорядочится и во Времени: Вчера — Сегодня — Завтра.

ВОСТОК — СЕВЕР — ЗАПАД — ЮГ. И СНОВА…
ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА. И СНОВА…
ВРЕМЯ БЕЖИТ В ЗАСТЫВШЕМ, КАК ДОЛЖНО, ПРОСТРАНСТВЕ.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ДЕЯНИЕ БОГОВ СОХРАНЯЕТСЯ.

О, крылатые девы — горгоны!


Древнегреческая чаша с солярной свастикой, рыбами и осьминогом.
Ок. V в. до н.э. Сицилия.

В рисунке чаши в одно целое объединены два символа — свастика (по торцевому кругу чаши) и рыбы. Здесь рыбы, известные своей плодовитостью, увлекаются в глубину моря вихрем направленного на них осьминогом потока энергии.



Здесь свастика утверждает:
БЛАГО ВО ВСЕЛЕННОЙ НЕИСЧЕРПАЕМО ВО ВРЕМЕНИ…

О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!


Здесь хорошо виден волнообразный свастичный орнамент, идущий по торцевому кругу чаши. В центре — тоже свастика, шестиволновая, и тоже направленная слева направо, то есть в знак благополучия “отворачивается от левой стороны”. И здесь рыбы, известные своей плодовитостью, вовлекаются в движение вихрем направленного на них потока энергии.

Главное в изображении — число ТРИ:
изначальное ПРАЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ.
Здесь оно усилено числом ШЕСТЬ:
ПРАЧИСЛОМ СОЧЕТАНИЯ ДЕЙСТВИЯ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ.
Это сочетание утверждает:
ВСЕЛЕНСКОЕ БЛАГО ЗАЩИЩЕНО ОТ ВТОРЖЕНИЙ ВРАЖДЕБНЫХ.

О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!


Архаические (этрусские) клыкастые и пучеглазые Горгоны в окружении
стоящих крылатых львиц или сфинксов. Гидрия из Вульчи. 540-530 до н.э.

Орнамент вазы в архаичном стиле представляет собой многоуровневую горизонтальную концентрическую композицию, выполненную с соблюдением строгой симметрии. Уровни кругов — уровни миров по вертикали, на которые распространяются Блага, или которыми они поддерживаются. Симметрия — неизменность обещаний, их данность, что определена сердечным бескорыстием древних Богов.

В центре, по-видимому, — уже Медуза с разверстыми глазами, не то широко улыбающаяся, не то ощерившася, с языком и даже клыками. Справа и слева от нее — Пантеры (Львы, Сфинксы?) и орлы, что-то пожирающие. Ниже — не то павы, не то фазаны. В любом случае, все эти существа символизируют обретение Благополучия и его утрату.

ИЗОБРАЖЕНИЕ УТВЕРЖДАЕТ :

Медуза —
защитница, охранница, повелительница времени,
отвечающая за круговращение благ в природе.

Перенос смыслов состоялся. Идея смертельной опасности чудовища не поддержана. Злокозненные намерения Афины не осуществились — пропали даром. Если не принимать во внимание чувства Медузы, не то оговоренной, не то на самом деле ставшей змееволосой.


Что охраняли горгонейоны?
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ?..Известно, вся повседневная жизнь древнего эллина пронизана искусством. Не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей художественного уровня - живописные фрески на стенах, статуи, ковры, мебель, керамические сосуды, на которых представлен весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Горгонейоны в этом ряду играли важную роль, так как в них видели не только изображение, украшающее предмет, но и амулет охранного смысла.Афинянин пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце. Затем, попотчевав себя кубком вина и куском хлеба, выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра.Вопрос — «Что слышно?», имел большой смысл, так как не было других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события.Все легко вступали в общение, обращались друг к другу на «ты»: различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.


Многие полдня проводили в Народном собрании, судах и других государственных учреждениях.

Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, самому выйти на трибуну и выступить с речью против того, что не нравится, голосовать — все это позволяло ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений.

В полдень, называемый «временем, когда рынок полон», гражданин, выбирал себе по вкусу что-нибудь на обед из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов. Купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине (гинекее).

Отдохнув после обеда, афиняне шли в гимназию или палестру, чтобы заняться спортом, подискутировать на философские темы, обсудить политические события и пр. Из гимназий выросли знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.

Вечерами устраивались дружеские вечеринки - симпозиумы…


В переводе с греческого понятие «симпосиум» означает «питие возлежа». На симпозиумах присутствовали только мужчины, из женщин - лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, а на улицах несли дозор лучники. На другой день все начиналось снова в том же — заведенном — порядке.

Может быть горгонейоны становились амулетами, подтверждая неизменность временного цикла: Утро — Полдень — Вечер — Ночь и снова, и снова?.. А горгон греки считали «защитницами», «охранницами», «повелительницами» Времени? Это вполне им под силу, ибо, по природе своей, они представляют собой воздушную стихию, что находится в непрерывном, непрекращающемся движении.


Воздушная стихия не имеет пространственных ограничений: она свободна. Поэтому, Медуза горгона защищала, охраняла не только мир греков, не только управляла их суточным временем, она была настоящей древней титанидой с огромным перечнем обязанностей и полномочий. Деятельность Медузы носила космогонический характер…

Медуза бежит по ободу чаши — Вселенскому кругу — и стоит неподвижно, судя по уравновешенности ее крыльев и композиции в целом относительно вертикали.

Медуза — вселенская константа,
утверждающая неизбывность движения времени
и происходящих в нем изменений.

Солярные знаки определение подтверждают и уточняют. В круг вращения входят концентрическое небо с девятью планетами и четырехчастная земля, скоординированные относительно друг друга по диагональному кресту. Птицы — дружеские воздушной стихии силы — придают и устойчивость фигуре, и не мешают движению. Свастика — древнейший символ вечного круговращения Вселенной, знак солнца, жизни, света. Здесь свастика — еще и знак благополучия, ибо движется слева направо, “отворачиваясь от левой стороны”.

Всему и вся — от Богов до людей — Медуза горгона помогала,
только самой себе противостоять навету не помогла.
Много было дел?.. Уставала?..


Античная ваза. «Афина вручает Ахиллу щит победителя»

У древних греков была и трехлучевая свастика, лучи которой завивались относительно центра в виде спиралей. Называлась она «трискеле». Любопытный вариант трискеля — трёхлучевой свастики — был изображён на щите, который подносился победителю Олимпийских игр в Афинах.

Здесь показан сюжет из Троянской войны. Богиня Афина, скрыв лицо под маской, появляется на поле боя, чтобы вручить щит победителя Ахиллу — герою, который находится под ее покровительством. Рядом с нею стоит Гермес, сопровождавший ее во многих сложных заданиях.

Внизу простерто тело погибшего Гектора, достойного во всех отношениях героя. Лучший из лучших убит, и все потому что Афина покровительствует эллинам, а не троянцам. И происходит эта резня по одной и той же, уже проявившей себя в истории с Медузей причине: троянский принц Парис не признал Афину первой красавицей. Самой первой! И все тут!

О, женщины!
Даже самые умные!


Античная ваза. «Афина-воительница со щитом»

Здесь у Афины другой щит — с шестилучевой свастикой. Три луча — львы: символы Высшей силы и власти. Три других луча — птица, крылатый конь Пегас и, по-видимому, осел, тоже крылатый. Все трое — символы сверхскоростного движения и выносливости. В центре — Медуза горгона с мертвящим взглядом.

Соответственно, изображение на щите утверждает:
Богиня Афина — Властительница, сопротивляться ей бесполезно.
И весть это разносится по всем пространствам-временам.

А Вселенские блага?
Подчинение Афине — гарант Блага!

Если просмотреть многие изображения, то выяснится, что не змеи-волосы, а именно высунутый язык является устойчивым признаком существ в центре горгонейонов. Высунутый язык — обозначение ярости, угроза нападения. В этом есть отголоски наидревнейших представлений, например, о Богине-Матери: воплощении смертоносного и жизненного начала. Отсутствие языка в изображении человеческих существ и зверей свидетельствует о немоте, бездействии, безразличии ко всему, кроме собственного существования. Миф о Медузе, в сравнении с подобными представлениями, очень молод, хотя и неотрывен от них.

А может быть, в зеркале с Горгоной высунутый язык показан, как насмешка над неудавшейся попыткой Афины полностью Медузу победить? Превращением чуда в чудовище, вид которого должен всех пугать, Богиня лишь удовлетворила свою зависть. Никто особо не испугался: чудо-чудовище в Мире людей продолжало исполнять изначально-высокую миссию Охранницы, Защитницы, Повелительницы.

Она способна убить одним лишь взглядом. Ее лик превращает живых в камень. Все мужчины без исключения боялись ее на поле боя. Смерть настигала воинов, когда они видели лик Медузы. Тела их превращались в холодный камень, а на лицах на веки застывала гримаса ужаса.

Этот удивительный миф о Медузе шокирует людей на протяжении почти 3000 лет. Ее образ невозможно с кем-либо спутать. Во время археологических раскопок ученые обнаружили множество древних ваз с изображением Медузы - это была женщина со змеями вместо волос и большими кабаньими клыками. Часто она была изображена с бородой или вываливающимся языком. С помощью мифов древние греки пытались понять необъяснимые явления этого мира. Мифы навязывали людям стиль жизни, объясняли природные явления, и делали их общество организованным. История о Медузе раскрывает занавес тайны о ценностях древнегреческого народа. В частности он отражает собирательный образ мужчины, который рано или поздно попадал под чары роковой для них женщины.

Один лишь взгляд Медузы способен убить любого мужчину. Такое умение делает ее практически непобедимой. Эта легенда способна пробудить в любом человеке скрытые страхи, таящиеся в глубине его сознания. Повествование этого мифа действует преимущественно на мужчин, поскольку речь идет о всесильной женщине, взгляд которой очаровывает и обездвиживает. Лик Медузы пробирается в душу, замораживает, и в некотором смысле поглощает. Роковой и смертельный взгляд Медузы был для греков одним из ужаснейших во всей их мифологии. Однако чудищем Медуза была не всегда.

Появление Медузы

Легенда гласит, что когда-то Медуза была прекрасной девушкой. Ни один греческий мужчина не мог устоять перед ее красотой. Она обладала стройной фигурой и роскошными длинными волосами. Все женщины завидовали Медузе, поскольку не было ни единого мужчины, который бы не мечтал взять ее в жены. Однако Медуза не могла выйти замуж, поскольку являлась жрицей богини войны - Афины . Жрицы Афины были связанны вечным обетом безбрачия.

Афина являлась покровительницей города Афины. Она была недоступна ни для одного из мужчин, секс не интересовал ее, она была богиней-девственницей. Жрицы ее храмов всегда были обязаны оставаться девственницами, чтобы посвящать все свое время и силы службе Афине, а не воспитанию детей. Изначально Медуза - символ зла, была символом непорочности.

Храм, посвященный Афине, и в наши дни возвышается над Афинским Акрополем. Его называют «Парфенон», что в переводе с греческого - «место девы». Он был построен в 430 г. до н. э., его размеры поражали воображение. У греков было принято возводить в каждом большом городе, громадный храм. Город Афины являлся важнейшим в древней Греции. Огромных размеров храм был построен, с целью подчеркнуть величие и значимость города, именно по этой причине появился Парфенон. В центре этого храма была установлена величественная статуя Афины, вырезанная из слоновой кости, высота ее достигала 13 метров. Аналогов этой скульптуры в древней Греции не было. В этом храме судьба Медузы приняла трагический поворот.

Судьба Медузы

Медуза была жрицей храма великой Афины. Ее красота была недосягаема для всех смертных мужчин. Однако ее обед безбрачия не беспокоит бессмертных богов - бог морей захотел обладать прекрасной Медузой. Посейдон считался символом вечной мужской силы. Ослепленный желанием, он явился Медузе, и овладел девственной жрицей прямо в храме великой Афины.

Посейдон осквернил храм Афины изнасилованием в нем Медузы. Он силой лишил ее невинности. Как сейчас, так и в те времена это считалось страшным преступлением. После такого трагического события нормальная жизнь для Медузы была окончена навсегда. По законам древней Греции жертва изнасилования считалась недостойной быть супругой какого-либо мужчины. Также после потери невинности Медуза больше не могла быть жрицей храма Афины. Сексуальный акт в храме считался осквернением святынь и священного места. Узнав о случившемся, Афина пришла в ярость. Однако воинственная богиня была разгневана не на Посейдона, поскольку он являлся великим богом известным своим темпераментом. Афина посчитала виновной Медузу. Несчастная жертва преступления становится его виновницей. Поскольку Афина была воинственной богиней, умеющей сражаться, это делало ее мужеподобной во многих отношениях. Афина в сложившейся ситуации приняла мужскую сторону.

Этот миф прекрасно отражает древнегреческое общество, где женщина являлась собственностью мужчины. Хотя греки понимали, что изнасилование женщин это плохо, ни в одном из своих мифов они не выразили ни малейшего сочувствия к его жертвам. Приговором Афины для несчастной Медузы станет ее превращение в смертоносное чудовище - Горгону . Красота Медузы сменится ужасающим образом мертвого тела.

Медуза была прекраснейшей из женщин, интимной близости с которой так желали люди и боги. Но ее жизнь полностью изменилась после изнасилования Посейдоном. Медуза не совершила преступления, напротив, она была его жертвой, и все же страшная кара постигла именно ее, а не Посейдона.

В наказание, Афина наслала проклятие на Медузу, и прекрасная девушка становится чудовищем. Ее кожа покрылась морщинами. Роскошные, длинные волосы превратились в ядовитых змей. Взгляд Медузы - превращал в камень любого, кто осмелится посмотреть на нее. Превращение окончено. Медуза, красоте которой завидовали все девушки, превратилась в Горгону, что на древнегреческом означало «ужасная». В заключение, Афина изгоняет ее на необитаемый остров.

В первых легендах Горгоны упоминаются только в связи с Медузой. Она стала первым человеком, которого превратили в такое чудовище. У древних греков Горгоны были воплощением смерти. Именно смерть вдохновила людей на создание этих тварей. Все черты, которыми обладали Горгоны, имели поразительное сходство с трупами: морщины, пятна на коже, широко раскрытые глаза, распухшее лицо, вываливающийся изо рта язык, обнаженные зубы. Спустя несколько дней после смерти человека, кожа на трупе стягивается в некоторых местах, глаза вылезают из глазниц, язык распухает и вываливается изо рта. Таким образом, человек превращается в чудовище.

У многих древних народов встречаются подобные символы смерти. Так в Центр Ацтекского календаря помещено изображение трупа, или головы мертвеца. Египетский бес имеет те же черты: распухший язык, глаза навыкате и т.д. Рауль, индийский демон затмения, также изображен в виде разлагающегося тела. Демон Рангда, похищающий детей и пожирающий трупы также имел выпадающий язык и огромные глаза, вылезающие из глазниц. Образ Горгоны был очень распространен в древних легендах. Это указывает на глубокую символичность такого образа.

Согласно мифу Медуза превратилась в Горгону, приняла облик смерти. Но ее превращение являлось лишь первым этапом наказания Афины. Ужасный вид сделал ее изгнанницей из человеческого общества, однако ее взгляд, способный превратить любого в камень делает ее желанной целью для воинов.

Воину, которому удастся обезглавить Медузу, достанется самый ценный военный трофей, потому как даже после своей смерти Медуза будет превращать людей в камень. Чтобы обрести сильнейшее оружие против своих врагов, воины со всего средиземноморья предпринимали попытки обезглавить Медузу. Один воин пошел на убийство Медузы не ради славы или военного трофея. Его звали Персей . Путешествие Персея за головой Медузы стало едва ли не самым известным из древнегреческих мифов.

Путешествие Персея за головой Медузы

Легенда о Персее берет свое начало в Аргосе , настоящем районе, находящемся на юге Греции. Большинство греческих мифов происходят в абсолютно реальных местах. Для древних греков это место было очень важным, так как они имели возможность заявить о своем родстве с героями и богами. Легенда гласит, что правителем Аргоса был Акрисий (сын Абанта и Аглаи ). Акрисий имел одну большую проблему - он не имел наследника.

Древние греки стремились оставить все накопленные ими богатства в семье. Согласно законам того времени наследство доставалось старшему сыну. У правителя Аргоса была единственная дочь по имени Даная . Детей у Данаи не было. Акрисий решил обратиться к прорицательнице, чтобы узнать может ли он надеяться на появление внуков. Прорицательница сказала царю, что у Данаи родится сын, но этот сын и убьет его. Как только Акрисий узнал, что его ждет смерть от собственного внука, он так испугался, что решил сделать все возможное, чтобы у Данаи никогда не было детей. Страх лишиться всего из-за нового поколения был настоящим. Акрисий задумывает план по собственному спасению.

Правитель Аргоса решает заточить Данаю в башню. Она была настолько непреступна, что его дочь вряд ли кто-то мог увидеть. Акрисий практически не давал еды и воды своей дочери, таким образом, он рассчитывал убить ее, не пролив ни капли ее крови. Царь день за днем ждал, что его дочь погибнет от голода. Он был удивлен, что ему так долго не доносят о том, что его дочь умерла от голода и жажды. Спустя некоторое время в башне стал зажигаться свет и раздаваться странные звуки. Тогда Акрисий решает разузнать, что задумала Даная. Когда царь вошел в темницу башни, то увидел, что Даная не только жива и здорова, но и держит на руках новорожденного младенца. У Данаи родился сын - Персей. Акрисий был поражен, что кто-то осмелился проникнуть в темницу башни и сделать Данаю матерью. Но на этот шаг решился не смертный, Даная забеременела от величайшего бога - Зевса .

Зевс, который был известен своими интригами со смертными женщинами, увидел Данаю и влюбился с первого взгляда. Он проник сквозь решетку темницы в виде золотого дождя. Зевс превратился в золотой дождь, пролился в темницу и занялся любовью с дочкой Акрисия в том же виде.

За мифическим образом Зевса в виде золотого дождя мог стоять реальный феномен, его назвали в честь Персея. Одним из самых впечатляющих метеоритных дождей можно назвать «метеоритный дождь Персея». Он был назван золотым по той причине, что отдельные метеориты оставляли желтоватые следы в небе. В легендах различных народов существуют мифы, в которых женщины беременеют от природных явлений.

Персей был ребенком бога и смертной женщины. Подобных героев называли полубогами. Само понятие «полубог» означало, что герой наделен какими-то сверхспособностями, однако при этом остается смертным. Прежде чем стать героем, Персей должен будет пережить гнев своего деда. Акрисий боится, что его внук может исполнить пророчество и решается убить его. Первый порыв Акрисия - убить и мать и ребенка, но страх перед возможной местью Зевса останавливает его. Он решает, что убить их должно нечто другое - сама природа. Акрисий решил посадить свою дочь с новорожденным ребенком в лодку и отправить в открытое море. Данаю и Персея бросили на верную гибель. Они оказались беззащитными перед любыми опасностями.

Тем временем Медуза пополняет свой каменный сад статуями. Этот сад образовывается из воинов, стремящихся отрезать Медузе голову, чтобы завладеть могущественным оружием, превращающим любого противника в камень. О таком оружии, которым обладает Медуза Горгона мечтают все воины, даже Александр Македонский . Древние греки считали, что силу Горгоны можно использовать как во зло, так и во имя добра. На языке древних греков имя Медуза на самом деле имело положительную коннотацию - оно означало «охранительница». Ее лик часто использовался как символ опасности. Ее голова была изображена на щитах и доспехах самых беспощадных воинов в мире. Доказательства тому были найдены в одном из кладезей древнего мира - в Помпеях.

В 1830-х годах на раскопках города археологи обнаружили мозаичную картину. Она изображала битву между Александром Великим и Персидским царем Дарием. На доспехах Александра был изображен лик Медузы. Однако могущество Медузы могло пригодиться не только на поле брани - ее именем пугали детей. Родители изображали на печной дверце Медузу, чтобы отпугнуть детей и не дать открыть дверцу печи. Именем медузы греческие родители пугали своих детей, что бы те доедали свой обед.

Легенда гласит, что на Медузу ведется охота. Различные воины приплывали на далекий остров, чтобы срубить ей голову и использовать это мощное оружие против своих врагов. Но все они совершают одну, и туже ошибку - они смотрят на нее. Древние источники не упоминают о чувствах самой Медузы, заточенной на далеком острове среди огромного сада каменных трупов.

Персея и Данаю ждала неминуемая гибель, но Зевс спас их. Прибой вынес их лодку к берегу острова Серифоса , там они и поселились. Когда Персей вырос, то стал очень правильным юношей с сильной волей. Но он очень боялся за свою мать. У Персея действительно были причины за нее бояться - у правителя Серифоса были виды на его мать. Царь Серифоса был не в восторге от Персея, особенно потому, что он был влюблен в Данаю, которая все еще была молода и красива. Царь Серифоса пожелал взять ее в жены. Коварный царь придумал, как избавиться от Персея. Он потребовал богатые дары от своих подчиненных и поклялся изгнать тех, кто опозорится. Он знал, что Персей очень беден, что не сможет преподнести ему дар.

У Персея не было отца. В древней Греции человек, у которого не было отца, находился в самом низу социальной лестницы. Персею не было, откуда взять дар для царя. Он загнан в угол. Если его прогонят, его мать принудят вступить в нежеланный брак и тогда они будут разлучены навеки. Он принимает решение, которое может стать для него смертельным. Персей сказал: «Богатый дар я купить не могу, ибо я беден. За то я сделаю то, что не удавалось ни одному смертному - я принесу тебе голову Медузы». На тот момент, с острова Медузы еще никто не вернулся живым. Но для Персея пути назад нет. Если его план удастся - он вернется домой героем. Он сможет бросить вызов Царю и защитить свою мать, в противном случае он превратится в камень.

В греческой мифологии имена Персей и Медуза связаны на веки. Загнанный в угол герой и ужасное чудовище. Эта легенда началась в Микенах . По легенде основателем этой великой цивилизации был сам Персей.

Микены были величайшим городом-государством бронзового века. Цари Микен правили большей частью древней Греции. На протяжении тысячи лет считалось, что Микены, как и Персей с Медузой были лишь мифом. Единственная ссылка на Микены содержалась в эпической поэме Гомера «Илиада». Но в конце XIX века потерянная цивилизация была вновь найдена. Руководствуясь поэмами Гомера, археологи XIX века сумели обнаружить величайшие цитадели древности. Им удалось доказать, что Гомер писал о реально существовавших городах. Микены лежат неподалеку от Аргоса, города, где по легенде родился Персей. Развалины Микен являются проводником в жизнь людей, придумавших миф о Персее и Медузе, греков, пытающихся объяснить загадки жизни посредством мифов.

Городские строения были настолько массивными, что поздние поколения греков решили, что их построили боги. Отсюда легенда о Персее разошлась по всему миру. Героя помнят как строителя этого города и победителя Медузы. За эту сложнейшую из задач Персей берется с энергией мальчишки, который желает доказать, что он уже мужчина. Однако к выполнению этой задачи он совершенно не подготовлен. У Персея нет ни оружия, ни опыта, и он не знает, как убить свою жертву.

Медуза казалась ужасной еще потому, что никто попросту не знал, как она выглядит на самом деле. Все, кто ее видел, уже не смогут рассказать какая она. Персей знал о ней только то, что это чудовище настолько ужасно, что если он на нее взглянет, то немедленно превратится в камень.

Путешествие Персея началось. Скоро он осознает, что понятия не имеет, во что ввязался. Однако герои, особенно родившиеся от богов, зачастую получают божественную помощь.

Окончательно заблудившись, Персей делает то, что сделали бы все древние греки в такой ситуации - он молится. И боги его услышали. Его отец Зевс отправляет к нему вестника богов - Гермеса , который делает ему ценнейший подарок - пару крылатых сандалией. Теперь Персей обладает крыльями, ему недостает лишь хорошего оружия. Кроме сандалией, Гермес дает Персею ценный совет. Он советует ему найти Стигийских Нимф - прелестных женщин, владеющих оружием, без которого ему не обойтись. Однако место нахождения этих нимф является тайной, лишь три ужасные женщины знают, как их найти - сестры Грай .

Сестры Грай появились на свет уже старыми сморщенными старухами. Они терпеть не могут гостей. Персей должен добиться от них ответа, чтобы пережить встречу с Медузой и спасти свою мать.

Чтобы сразить Медузу Персею понадобится мощное оружие. Это оружие хранится у Стигийских Нимф. Но где их искать, знают лишь три древние старухи - сестры Грай. Остров, где живут сестры Грай настолько мрачен, что даже луна там не сияет. С помощью крылатых сандалией Персей в одно мгновение добирается до них. Персей был довольно умен, поэтому, как только он прибыл на остров, где обитали сестры Грай - стал искать их слабые места. Увидев, что у них есть всего один глаз на троих, что без него они слепы, Персей выжидает момент и крадет у них глаз. Сестры ударяются в слепую панику, все попытки отобрать у Персея глаз обратно, приводят лишь к столкновениям друг с другом.

Персей требует сказать, где живут нимфы. Сестры Грай открывают ему, что нимфы живут на реке Стикс. Эта мифическая река отделяет мир живых от подземного царства мертвых. Персей узнал все, что ему было нужно. Он бросает глаз в песок и взмывает в небеса.

У берегов реки Стикс, Персей встречается со Стигийскими Нимфами, они дарят Персею три предмета необходимых, чтобы победить Медузу: меч Зевса, щит Афины и шлем самого Аида. Персею пришлось преодолеть долгий и непростой путь, чтобы попасть на остров Медузы. И вот, наконец, наступает момент истины - он стоит на пороге логова смертоносной Медузы. Боги помогли ему добраться до острова, но теперь он один на один с чудовищем. Персей напуган, но все же делает первый шаг к своей судьбе. Однако ступает он не вперед, юный герой медленно пятится. Персей понимает, что стоит ему посмотреть на Медузу, как тот час он превратится в камень, поэтому он высматривает Горгону в отражении своего божественного щита.

Наконец Персей заметил в отражении щита силуэт Медузы, он закрыл глаза и ударил мечом. Один удар, и голова Медузы покатилась по полу. Персей завладел самым опасным оружием на Земле. Теперь он может, кого угодно превратить в камень.

Тем временем царь Серифоса готовится к свадьбе. Мать Персея, Данаю, собираются насильно выдать замуж. На эту свадьбу прибыл даже отец Данаи, Акрисий. Победоносный Персей прибывает в самый разгар свадебной церемонии. Когда Персей увидел, что его мать готовят к свадьбе, то пришел в настоящую ярость. Он поднял голову Медузы и произнес: «Царь, я принес тебе твой дар». Один взгляд, и царь превращен в камень. Его лицо застыло в вечном вопле. Таким же образом был наказан и Акрисий.

Персей спас свою мать Данаю. Сам он обрел свое место среди величайших мифологических героев. Смертельно опасное путешествие превратило мальчика в мужчину. Персей, после того, как спас свою мать преподнес голову Медузы в дар Афине, богине, создавшее это чудовище. В конце концов, Медуза досталась той, которая ее так жестоко наказала.

Источники

    • Tom Stone «Zeus: A Journey Through Greece in the Footsteps of a God»
    • Scott A. Leonard «Myth and Knowing»
    • Гесиод «Теогония» («Происхождение Богов»)
    • Нейхардт А.А. «Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима» — 1990
    • Ян Парандовский «Мифология». «Czytelnik». Warszawa. 1939
    • Н. А. Кун «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях», 1922
    • Рудольф Мертлик Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. – М.: Республика, 1992. — 479 с.
    • Dennis R. MacDonald «The Homeric Epics and the Gospel of Mark»
    • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза - женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины - эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.

Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны - Стено и Эвриала - чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.

В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы - крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца - Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела.

Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.

Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон - Грей - было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.

Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение - самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.

И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.

Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.

Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров - предметов с таким изображением - знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным - практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», - писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона - одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза - олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, - Лауры Афины - олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо - копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини - непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза - существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона - не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой - Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д"Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.

Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.

На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза - Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 - 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище - Медузу. В какой то момент герой понимает, что он - не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше - герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души.