Евангелие от луки. Толкование Евангелия от Луки Исторический фон этой главы




1–4. Две лепты вдовы. – 5–38. Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христа.

Лк.21:1. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

Лк.21:2. увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

Лк.21:3. и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

Лк.21:4. ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Повествование о вдове, положившей в храмовую сокровищницу две лепты, представляет собою почти точное повторение рассказа евангелиста Марка (Мк. 12:41-44).

«Взглянув же». До сих пор Господь вел беседу со Своими учениками. Теперь Он осматривает народ, входивший в храм, и видит вдову.

«В дар» (стих 4) точнее: «в дары» (εἰς τὰ δῶρα), т.е. богатые прибавили от себя к дарам, находившимся в сокровищнице.

Лк.21:5. И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

Лк.21:6. придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

Лк.21:7. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

Вступление в речь о погибели Иерусалима и о конце мира изложено по Евангелию Марка с сокращениями (Мк. 13:1-4).

«Некоторые». Это были, по всей вероятности, ученики Христа (ср. стих 7 и Мк. 13:1).

«Дорогими камнями» (ср. Мк. 13:1).

«Вкладами» (ἀναθήμασι). Это разные приношения храму, сделанные по известным случаям, например, золотая виноградная лоза, подаренная Иродом Великим (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VI, 5, 2).

«Когда же это будет?» По-видимому, спрашивающие имеют в виду только разрушение Иерусалима, но так как этот факт в их представлении был тесно связан с погибелью мира, то они ничего и не спрашивают о последней (см. Мк. 13:4).

Лк.21:8. Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

Лк.21:9. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

Лк.21:10. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

Лк.21:11. будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

Господь говорит здесь о предвестиях наступления мессианского времени, времени открытия славного Царства Мессии.

«Тогда сказал им» (стих 10), т.е. после предварительного увещания начал изображать предстоящие бедствия.

«По местам», т.е. то там, то в другом месте.

«С неба». Это определение относится к обоим предыдущим выражениям «явления» и «знамения». Подробнее об этом сказано в комментариях к Мк. 13:6-8; Мф. 24:4-7.

Лк.21:12. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

Лк.21:13. будет же это вам для свидетельства.

Лк.21:14. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

Лк.21:15. ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

Лк.21:16. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

Лк.21:17. и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

Лк.21:18. но и волос с головы вашей не пропадет, -

Лк.21:19. терпением вашим спасайте души ваши.

О бедствиях, которые перед наступлением этого времени постигнут учеников Христа, евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком (Мк.13:9-13).

«Прежде же всего того» (стих 12), т.е. эти бедствия постигнут вас еще до разрушения Иерусалима.

«Будет же это вам для свидетельства» (стих 13), т.е. вы этим сможете проявить свою верность Мне.

«Уста» (стих 15), т.е. способность говорить красноречиво и убедительно. Это получили апостолы в ниспослании им Святого Духа (см. Деян. 6:10).

«Но и волос с головы вашей не пропадет» (стих 18). По обычному толкованию (см., например, Толковое Евангелие еп. Михаила), здесь речь идет о том, что Бог будет охранять учеников, оберегать их жизнь, необходимую для евангельской проповеди. Но такому объяснению не соответствует выражение 16-го стиха: «некоторых из вас умертвят». Вероятнее то мнение, что здесь речь идет о сохранении учеников в духовном отношении: «ничто из вышесказанногоне послужит к ущербу вам в деле вашего спасения». К этому толкованию подходит и смысл 19-го стиха, где речь идет, несомненно, о том, что через терпение в страданиях ученики Христовы сохранят себя для вечной истинной жизни (Мк. 13:13). Наконец, можно бы понимать это место и так, что если апостолы и будут терпеть несчастия, мучения, то только там, где на это будет соизволение Божие (ср. Мф. 10:30).

Лк.21:20. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:

Лк.21:21. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,

Лк.21:22. потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

Лк.21:23. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:

Лк.21:24. и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком (Мк. 13 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности.

«Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его...

«Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха («увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20).

«Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах (Дан. 9:26-27).

«От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» (στόματι μαχαίρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт. 34:26; Втор. 13:15). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев.

«Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч.

«Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6; Откр. 11:2).

«Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст). Окончиться эти «времена» (καιροί) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» (Рим. 11:25) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф. 24).

Лк.21:25. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;

Лк.21:26. люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

Лк.21:27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

Лк.21:28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

Лк.21:29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

Лк.21:30. когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

Лк.21:31. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

Лк.21:32. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

Лк.21:33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Второе пришествие будет предварено особыми знамениями, о которых евангелист Лука говорит, более приближаясь к Евангелию Марка (см. Мк.13:24-31).

«Знамения в солнце» (стих 25; см. Мк 13:24).

«Уныние народов и недоумение» – точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и волн (шум моря и возмущение его – это именно и есть то, перед чем люди будут стоять в безнадежном состоянии духа, συνοχὴ ἐθνῶν ἐν ἀπορίᾳ).

«Издыхать от страха» (стих 26). Так как изображение идет все более и более сильным темпом, то здесь нужно видеть не простое бессилие, а прямо испускание последнего дыхания людьми.

«Ибо силы небесные поколеблются». В этом и будет причина необычайного шума моря и других смятений в мире.

«Избавление ваше» (стих 28) – то же, что «отмщение за избранных» (Лк. 18:7). Начнется суд над злодеями и прославление страдальцев за имя Христа.

Лк.21:34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

Лк.21:35. ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

Лк.21:36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Увещательный характер в заключение этой речи можно наблюдать и у Матфея, и у Марка, но у Марка и Матфея это увещание гораздо проще и короче (ср. Мк.13 и сл.; Мф. 24:42).

«Объядение» – точнее: «похмелье», как результат вчерашнего опьянения (κραιπάλῃ) в отличие от пьянства (μέθῃ).

«День тот», т.е. день второго пришествия и суда.

«Не постиг вас». День этот олицетворяется как схватывающий людей неожиданно.

«Как сеть» – сеть, которую набрасывают на животных или птиц охотники (ср. Ис.24:17).

«На всякое время». Это выражение правильнее относить к слову «молитесь» (δεόμενοι), потому что о всегдашней молитве Господь говорил и выше (Лк. 18:1-7).

«Да сподобитесь» – это цель и вместе содержание молитвы. Согласно лучшим кодексам здесь читается: чтобы вам иметь силу, быть в состоянии (κατισχύσατε, а не καταξιωθῆτε).

«Избежать всех...». Т.е. счастливо миновать все опасности, какие вам будут предстоять, и спасти свою жизнь, т.е. свое положение избранных Божиих (ср. стих 19 и Лк. 18:7).

«Предстать пред Сына Человеческого» (см. Мк. 13:27). Избранные будут поставлены (σταθῆναι) пред Христом Ангелами и составят вокруг Него избранную свиту (ср. 1 Фес. 4:17). О суде над этими избранниками Божиими здесь речи нет.

Лк.21:37. Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

Лк.21:38. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Комментарии к главе 21

ВВЕДЕНИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ЛУКИ
ПРЕКРАСНАЯ КНИГА И ЕЕ АВТОР

Евангелие от Луки было названо самой восхитительной книгой в мире. Когда однажды один американец попросил Деннея посоветовать ему для чтения одно из жизнеописаний Иисуса Христа, тот ответил: "А вы пробовали читать Евангелие от Луки?" По преданию Лука был искусным художником. В одном испанском соборе сохранился до сего дня портрет Девы Марии, якобы написанный Лукой. Что же касается Евангелия, то многие исследователи полагают, что оно - лучшее из когда-либо составленных жизнеописаний Иисуса Христа. По традиции всегда считалось, что автором его является Лука, и мы имеем все основания поддерживать эту точку зрения. В древнем мире книги обычно приписывались известным людям, и никто не противоречил этому. Но Лука никогда не принадлежал к видным деятелям раннехристианской Церкви. Поэтому никому бы и в голову не пришло приписать ему это Евангелие, если бы он действительно его не написал.

Лука произошел из язычников. Из всех авторов Нового Завета только он не был иудеем. По профессии он врач (Кол. 4,14), и может быть, именно этим объясняется внушаемая им симпатия. Говорят, что священник видит в людях хорошее, юрист - плохое, а врач видит их такими, какие они есть. Лука видел людей и любил их.

Книга написана для Феофила. Лука называет его "достопочтенный Феофил". Такое обращение применялось лишь к чиновникам высокого ранга в Римском правительстве. Вне сомнения, что Лука написал эту книгу, чтобы поведать серьезному и интересующемуся человеку больше об Иисусе Христе. И он преуспел в этом, нарисовав Феофилу картину, несомненно пробудившую его большой интерес к Иисусу, о Котором он слышал уже раньше.

СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ

Каждое из четырех Евангелий было написано под определенным углом зрения. Евангелистов часто изображают на витражах церкви, обычно каждого со своим символом. Эти символы правда меняются, но наиболее типичны следующие:

Символом Марка является человек. Евангелие от Марка - самое простое, самое лаконичное из всех Евангелий. О нем хорошо сказали, что его отличной чертой является реализм. Он ближе всего соответствует своему назначению - описанию земной жизни Иисуса Христа.

Символом Матфея является лев. Матфей был иудеем, и писал для иудеев: он видел в Иисусе Мессию, льва "от колена Иудина", пришествие которого предсказывали все пророки.

Символом Иоанна является орел. Орел может летать выше всех других птиц. Говорят, что из всех творений Божиих только орел может не щурясь смотреть на солнце. Евангелие от Иоанна - богословское Евангелие; полет его мыслей выше всех других Евангелий. Из него философы черпают темы, обсуждают их всю жизнь, но разрешают их только в вечности.

Символом Луки является телец. Телец предназначен для заклания, и Лука видел в Иисусе жертву, принесенную за весь мир. В Евангелии от Луки, кроме того, преодолены все барьеры, и Иисус становится доступным и иудеям, и грешникам. Он спаситель мира. Помня об этом, давайте рассмотрим особенности этого Евангелия.

ЛУКА - ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИК

Евангелие от Луки является прежде всего результатом тщательной работы. Его греческий язык изящен. Первые четыре стиха написаны лучшим греческим языком во всем Новом Завете. В них Лука утверждает, что его благовествование написано "по тщательному исследованию". Он располагал для этого большими возможностями и надежными источниками. Как доверенный спутник Павла, он, должно быть хорошо знал всех крупных деталей раннехристианской Церкви, и они, несомненно, рассказали ему все, что знали. Два года он вместе в Павлом находился в тюрьме в Кесарии. В те долгие дни у него несомненно было много возможностей все изучать и исследовать. И он сделал это основательно.

Примером тщательности Луки приведем датировку появления Иоанна Крестителя. При этом он ссылается, ни много ни мало, на шесть современников. "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря (1), когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее (2), Ирод был четвертовластником в Галилее (3), Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахотнитской области (4), а Лисаний четвертовластником в Авилинее (5), при первосвященниках Анне и Каиафе (6), был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лук. 3,1.2). Несомненно, мы имеем дело со старательным автором, который будет придерживаться максимально возможной точности изложения.

ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ

Главным образом Лука писал христианам из язычников. Феофил, как и сам Лука, был из язычников; и в его Евангелии нет ничего, чего язычник не осознал и не понял бы, а) Как видим, свою датировку Лука начинает римским императором и римским губернатором, то есть, на первом месте стоит римская манера датировки, б) В отличие от Матфея, Лука меньше заинтересован в изображении жизни Иисуса в смысле воплощения иудейских пророчеств, в) Он редко цитирует Ветхий Завет, г) Вместо еврейских слов Лука обычно употребляет их греческие переводы, чтобы каждый эллин смог понять содержание написанного. Симон Кананит становится у него Симоном Зилотом (ср. Мат. 10,4 и Лук. 5,15). Голгофу он называет не еврейским словом, а греческим - Краниева гора, значение же этих слов одно и то же - Лобное место. Он никогда не употребляет по отношению к Иисусу еврейское слово - раввин, а греческое слово, означающее наставник. Когда Лука приводит родословную Иисуса, он прослеживает ее не до Авраама - основателя народа Израиля, как это делает Матфей, а до Адама - праотца человечества (ср. Мат. 1,2; Лук. 3,38).

Именно поэтому Евангелие от Луки читается легче всех других. Лука писал не для иудеев, а для людей, таких же как и мы.

ЕВАНГЕЛИЕ МОЛИТВЫ

Евангелие от Луки уделяет особое внимание молитве. Более других Лука показывает нам Иисуса погруженного в молитву перед важными событиями в Его жизни. Иисус молится во время Своего крещения, (Лук. 3, 21) перед первым столкновением с фарисеями (Лук. 5, 16), перед призванием двенадцати апостолов (Лук. 6, 12); перед тем, как спрашивает учеников, за кого почитают они Его (Лук. 9,18-20); и перед тем, как предсказывает свою смерть и воскресение (9,22); во время преображения (9,29); и на кресте (23,46). Лишь Лука говорит нам о том, что Иисус молился за Петра во время его испытания (22,32). Лишь Лука приводит притчу-молитву о друге, приходящем в полночь (11,5-13) и притчу о неправедном судье (Лук. 18,1-8). Для Луки молитва являлась всегда открытой дверью к Богу, и самым драгоценным во всем мире.

ЕВАНГЕЛИЕ ЖЕНЩИН

Женщина занимала в Палестине второстепенное положение. Утром иудей благодарил Бога за то, что Он не сотворил его "язычником, рабом или женщиной". Но Лука отводит женщинам особое место. Рассказ о рождении Иисуса ведется с точки зрения девы Марии. Именно у Луки мы читаем о Елисавете, об Анне, о вдове в Наине, о женщине, помазавшей ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Лука дает нам яркие портреты Марфы, Марии и Марии Магдалины. Очень вероятно, что Лука был уроженцем Македонии, где женщина занимала более свободное положение, чем где-либо.

ЕВАНГЕЛИЕ ПРОСЛАВЛЕНИЙ

В Евангелии от Луки прославления Господа встречаются чаще, чем во всех остальных частях Нового Завета. Эта хвала достигает своего апогея в трех великих гимнах, которые пели все поколения христиан - в гимне Марии (1,46-55), в благословении Захарии (1,68-79); и в пророчестве Симеона (2,29-32). Евангелие от Луки распространяет радужный свет, как будто небесное сияние осветило бы земную юдоль.

ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Но самым важным в Евангелии от Луки является то, что оно является Евангелием для всех. В нем преодолены все преграды, Иисус Христос явился всем людям, без исключений.

а) Царствие Божие не закрыто для Самарян (Лук. 9, 51-56). Лишь у Луки мы находим притчу о милосердном самарянине (10,30-36). И тот один прокаженный, возвратившийся, чтобы возблагодарить Иисуса Христа за исцеление, был самарянином (Лук. 17,11-19). Иоанн приводит поговорку о том, что иудеи не общаются с самарянами (Иоан. 4,9). Лука же никому не преграждает доступ к Богу.

б) Лука показывает, что Иисус с одобрением говорит о язычниках, которых ортодоксальные иудеи сочли бы нечистыми. У него Иисус приводит вдову в Сарепте Сидонской и Неемана Сириянина как образцовые примеры (4,25-27). Римского сотника Иисус восхваляет за его великую веру (7,9). Лука приводит великие слова Иисуса: "И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием" (13,29).

в) Лука уделяет большое внимание бедным. Когда Мария приносит жертву за очищение - это жертва бедных (2,24). Вершиной ответа Иоанну Крестителю являются слова "нищие благовествуют" (7,29). Лишь Лука приводит притчу о богаче и нищем Лазаре (16,19-31). И в нагорной проповеди Иисус учил: "Блаженны нищие духом" (Мат. 5,3; Лук. 6, 20). Евангелие от Луки также названо евангелием обездоленных. Сердце Луки с каждым человеком, жизнь которого неудачна.

г) Лучше других Лука изображает Иисуса другом изгнанников и грешников. Лишь он рассказывает о женщине, которая помазала миром ноги Его, обливала их слезами и вытирала их своими волосами в доме Симона фарисея (7,36-50); о Закхее начальнике мытарей (19,1-10); о кающемся разбойнике (23,43); и лишь Лука приводит бессмертную притчу о блудном сыне и любящем отце (15,11-32). Когда Иисус послал своих учеников проповедовать, Матфей указывает, что Иисус велел им не ходить к самарянам или к язычникам (Мат. 10,5); Лука же ничего не говорит об этом. Авторы всех четырех Евангелий, сообщая о проповеди Иоанна Крестителя, цитируют из Ис. 40: "приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему"; но лишь Лука доводит цитату до ее триумфального конца: "И узрит всякая плоть спасение Божие". Ис. 40,3-5; Мат. 3,3; Мар. 1,3; Иоан. 1,23; Лук. 3,4. 6). Из авторов Евангелий Лука настоятельней других учит, что любовь Божия беспредельна.

ПРЕКРАСНАЯ КНИГА

Изучая Евангелие от Луки, следует обратить внимание на указанные особенности. Уж как-то из всех авторов Евангелий больше всего хотелось бы встретиться и поговорить с Лукой, потому что этот врач из язычников, удивительно прочувствовавший беспредельность любви Божией, был по всей вероятности человеком прекрасной души. О беспредельной милости и непостижимой любви Господней писал Фредерик Фабер:

Милость Божья беспредельна,

Как безбрежный океан.

В правосудии неизменном

Избавленья выход дан.

Не постичь любви Господней

Нашим немощным умам,

Лишь у ног Его находим

Мир измученным сердцам.

Евангелие от Луки наглядно показывает правдивость этого.

ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР (Лук. 21,1-4)

Во дворе женщин храма стояли тринадцать кружек для добровольных пожертвований: их называли трубами, потому что они имели форму трубы, с узкой верхней и широкой нижней частью. Каждая кружка была предназначена для определенной жертвы - за дерево для сожжения жертвы; за фимиам на жертвеннике, за содержание золотых сосудов и на другие цели. Вот около этих труб сидел Иисус.

После напряженных дебатов с посланцами синедриона и саддукеев Он устал и голова Его опустилась на руки. Подняв глаза, Он увидел много людей, опускавших свои жертвы в трубы. Потом пришла бедная вдова. Все, чем она владела, были эти две лепты. А лепта была самой мелкой монетой, ее название переводится как: "тонкая" монета. Но Иисус сказал, что эта вдова пожертвовала больше всех, потому что она отдала все, что у Нее было.

Ценность подарка определяется двумя моментами:

1. Во-первых, душевным состоянием дающего. Дар, который дается против воли, или вызывает у дающего неприятное чувство, дар, который дается напоказ, или для демонстрации щедрости, теряет большую часть своей ценности, действительным является лишь дар от всего сердца, которое просто не может поступать иначе.

2. Во-вторых, относительной ценностью пожертвования. Что для одного человека мелочь, для другого огромная сумма. Дар богатых, бросавших свои пожертвования в кружки - трубы, не представляли для них особой ценности; две же лепты вдовы составляли все ее состояние. Другие, несомненно, давали, подсчитав, что они могут дать; она же пожертвовала с задушевной щедростью все, что она имела.

Дар не является даром, если он не составляет ценности для дающего, дар лишь в том случае доказывает нашу любовь, если нам приходится обходиться без чего-то, что нам нужно самим, или если нам приходится работать вдвойне, чтобы осуществить его. А ведь как мало людей жертвуют Богу так! Кто-то описывает человека, весело поющего в церкви:

Когда б я целый мир отдал,

То дар мой был бы слишком мал.

Что же за любовь Твою я дам?

Ничто! Я твой всецело сам.

и одновременно тщательно ощупывающего в кармане монету, дабы убедиться, что он опустит в кружку гривенник, а не полтинник.

ПРОРОЧЕСТВО О ГРЯДУЩИХ НЕСЧАСТЬЯХ (Лук. 21,5-24)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН ЭТОЙ ГЛАВЫ

Со стиха 5 эта глава становится трудной. Трудность эта в том, что в ее основе лежат четыре различные концепции.

1. Во-первых, концепция Дня Господня. Иудеи делили время на два века - век нынешний, совсем плохой и порочный, который уже невозможно исправить, а только разрушить; и век грядущий - золотой век Божий и господства Израиля. Но между этими двумя веками иудеи помещали День Господа - страшный день космического переворота и разрушения, отчаянные родовые муки нового века.

Этот день должен быть днем страшной кары. "Вот приходит День Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее" (Ис. 13,9, ср. Иол. 2,1.2; Ам. 5,18-20: Соф. 1,14-18). Этот день настанет неожиданно. "День Господень так придет, как тать ночью" (1 Фес. 5, 2; ср. 2 Пет. 3,10). Это будет день, когда содрогнется мир. "Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим... Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его" (Ис. 13,10-13; ср. Иоил. 2,30.31; 2 Пет. 3,10).

Концепция Дня Господа была одной из главных в религиозном веровании иудеев во времена Иисуса; всем были знакомы эти страшные картины. Стихи 9, 11, 25 и 26 настоящего отрывка восходят к этой концепции.

2. Во-вторых, предсказанное разрушение Иерусалима. В 70-ом году римляне взяли Иерусалим после страшной осады, в ходе которой жители города были доведены до людоедства. Римлянам приходилось брать город буквально камень за камнем. Иосиф Флавий говорит, что в ходе осады погибло несметное число жителей - более миллиона, а 97 тысяч были уведены в плен. Народ Израиля был уничтожен; храм был сожжен и разорен. Стихи 5, 6, 20-24 настоящего отрывка ясно указывают на событие, которое еще должно было наступить.

3. В-третьих, концепция Второго пришествия Христа. Иисус говорил уверенно о Своем Втором пришествии и раннехристианская церковь ждала Его. Мы сможем лучше понять места Нового Завета, относящиеся ко Второму пришествию, если будем помнить, что с этим событием связывали многое из того, что относится ко Дню Господню. В ст. 27 и 28 настоящего отрывка определенно говорится о нем. Считали, что до Второго пришествия, многие станут претендовать, что они Христос и сбудутся знамения и ужасы. В ст. 7-9 настоящего отрывка говорится об этом.

4. И, наконец, в нем говорится о будущих гонениях. Иисус ясно предвидел и предсказал те страдания, которые ждут в будущем Его народ за верность к Нему. Обэтом говорится в ст. 12-19 настоящего отрывка.

Это место станет на много понятнее и полезнее, если учтем, что в его основе лежат четыре ясно связанные между собой идеи, и не единая концепция.

ПОНИМАНИЕ САМОГО ОТРЫВКА

Поводом для пророчества Иисуса послужило высказывание о великолепии храма. Колонны порталов и аркады храма были высотой более двенадцати метров и каждая из них была высечена из цельного куска мрамора. Из орнаментов самой красивой была огромная золотая виноградная лоза, каждая кисть которой была размером в рост человека. Лучшее описание того храма приведено у Иосифа Флавия в "Иудейских войнах", книга 5, часть 5. В этом месте Иосиф Флавий пишет следующее. "Внешняя сторона портала храма поражала и ум и глаза, потому что он был весь покрыт тяжелыми золотыми плитами, которые уже при первых лучах солнца отражали пламенный блеск и заставляли пытавшихся смотреть на храм, отвращать глаза свои, как будто они смотрели на само солнце. Но чужеземцу храм издали казался покрытой снегом горой, потому что все части, не покрытые золотом, блистали первозданной белизной". Иудеи не могли себе представить, чтобы величие и блеск храма были бы обращены в прах.

Из этого отрывка мы узнаем некоторые важные сведения о Христе и о христианской жизни.

1. Иисус указывал на знамения истории. Другие могли не видеть признаков приближающейся катастрофы, но Он видел, что лавина бедствий вот-вот обрушится. Человек лишь тогда поймет знамения, если он видит их глазами Бога.

2. Иисус был совершенно честен. "Вот, - сказал Он, - что ждет вас, если вы решитесь следовать за мной". В разгар борьбы за праведное дело один из ее героических предводителей писал своему другу: "Головы катятся на песок; иди и прибавь к ним свою". Иисус предлагал Своим последователям не легкий путь, но путь героев.

3. Иисус обещал Своим ученикам, что они никогда не будут одинокими в горе. История явно показала, что мученики христианской веры и в страданиях, и перед смертью, испытывали чудесные минуты близости и единства со Христом. Тюрьма может стать дворцом, эшафот - троном, буря жизни - солнечным летом, если Христос с нами.

4. Иисус говорил о сохранности, немного превосходящей все опасности земной жизни. "Но и волос с головы вашей, - сказал Он, - не пропадет". Многое, о чем здесь упомянуто, подытоживают следующие стихи И.С. Проханова:

Не храм, не золотое зданье,

Не круг отобранных друзей,

Христова Церковь есть собранье

Крестом искупленных людей.

Собранье душ с пустыни юга,

От западных, восточных стран,

От севера, где вечна вьюга

И страшен снежный ураган.

Не для покоя в мире этом,

Христова Церковь избрана;

Здесь Богом и Его заветом

Ей только битва суждена.

Но день уж близок и великий

Глава - Жених Ее - идет:

Уж слышны радостные клики

Сквозь шум морей и гром невзгод.

Обновленный во Христе человек может умереть в тюрьме, но он никогда не погубит свою душу. Его ждет Спаситель в вечном Иерусалиме.

БОДРСТВУЙТЕ (Лук. 21,25-38)

Вэтом отрывке заключены две важные концепции.

1. Во-первых, концепция о Втором пришествии Иисуса Христа. Обэтом много рассуждали и спорили. Нам не дано знать, когда это будет и как оно будет. Но в этой идее заключена одна важная мысль - история развивается к определенной цели. Стоики придерживались идеи цикличности в развитии истории. По их теории приблизительно через каждые три тысячи лет землю пожирает мировой пожар, после чего развитие начинается сначала, и история повторяется. Это значило, что история не имеет никакой цели и ведет в никуда, а люди вечно топчутся в топчаке. Христианская же концепция истории заключается в том, что история развивается к определенной цели, при которой Иисус Христос будет Господином всего мира. Вот все, что мы знаем и что нам, собственно, нужно знать.

2. Во-вторых, необходимость быть на страже. Христианин никогда не должен тешить себя мыслью, что все сложилось к лучшему и никаких изменений не будет. Он должен всегда жить в ожидании. Героиня одного писателя не нисходит от того, что делают другие. "Я знаю, - говорит она, - что в один знаменитый день мне предстоит делать нечто великое, и я хочу всегда быть готовой, выполнять его". Мы всегда должны жить с мыслью о вечности, зная, что мы постоянно должны готовить себя к тому, чтобы явиться пред Богом. Нет ничего более возвышенного, чем жизнь христианина.

3. Иисус проводил дни в храме среди толпы народа; ночи же Он проводил под открытым небом наедине с Богом. В спокойные часы одиночества обретал Он силы, чтобы говорить с народом; Он мог смело встретиться с людьми, потому что Он приходил из присутствия Бога.

Комментарии (введение) ко всей книге «От Луки»

Комментарии к главе 21

"Самая прекрасная из существующих книг". (Эрнест Ренан)

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Самая прекрасная из существующих книг - это высокая оценка, особенно из уст скептика. И все же именно такую оценку дал Евангелию от Луки французский критик Ренан. И что может возразить на эти слова отзывчивый верующий, читающий вдохновенный шедевр этого евангелиста? Лука, пожалуй, единственный языческий писатель, избранный Богом для записи Его Писания, и это частично объясняет особую его привлекательность для наследников греко-римской культуры на Западе.

В духовном смысле мы были бы намного беднее в своей оценке Господа Иисуса и Его служения без уникальной выразительности врача Луки.

Он подчеркивает особый интерес нашего Господа к отдельным личностям, даже к бедным и изгоям, Его любовь и спасение, предложенные Им всем людям, а не только евреям. Лука также особо акцентирует внимание на славословии (когда приводит образцы раннехристианских гимнов в гл. 1 и 2), молитве и Святом Духе.

Лука - родом из Антиохии, а по профессии врач - долгое время был спутником Павла, много беседовал с другими апостолами и в двух книгах оставил нам образцы лекарства для душ, которые он получил от них.

Внешнее свидетельство Евсевия в его "Истории Церкви" об авторстве третьего Евангелия согласуется со всеобщим раннехристианским преданием.

Ириней широко цитирует третье Евангелие как принадлежащее перу Луки.

Другие ранние свидетельства в поддержку авторства Луки включают Юстина Мученика, Гегезиппа, Климента Александрийского и Тертуллиана. В чрезвычайно тенденциозном и сокращенном издании Маркиона Евангелие от Луки - единственное, которое принял этот известный еретик. Фрагментарный канон Муратори называет третье Евангелие "от Луки".

Лука - единственный евангелист, написавший продолжение своего Евангелия, и именно из этой книги, Деяний апостолов, наиболее ясно видно авторство Луки. Отрывки со словом "мы" в Деяниях апостолов - это описание событий, в которых писатель принимал личное участие (16,10; 20,5-6; 21,15; 27,1; 28,16; ср. 2 Тим. 4,11). Перебрав всех, только Луку можно признать участником всех этих событий. Из посвящения Феофилу и стиля написания вполне ясно, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов принадлежат перу одного и того же автора.

Павел называет Луку "врач возлюбленный" и говорит о нем особо, не смешивая с христианами из евреев (Кол. 4,14), что указывает на него как на единственного языческого писателя в НЗ. Евангелие от Луки и Деяния апостолов по объему превосходят все послания Павла, вместе взятые.

Внутреннее свидетельство усиливают внешние документы и церковные предания. Лексика (часто более точная в медицинских терминах, чем у других новозаветных писателей), наряду с литературным стилем греческого языка, подтверждает авторство культурного христианского врача из язычников, который к тому же хорошо и детально ознакомлен с еврейскими характерными особенностями. Любовь Луки к датам и точным исследованиям (например, 1,1-4; 3,1) выдвигает его в ряды первых историков Церкви.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Наиболее вероятная дата написания Евангелия - самое начало 60-х годов I века. Некоторые все же относят его к 75-85 гг. (или даже ко II веку), что вызвано, как минимум, частичным отрицанием того, что Христос мог в точности предсказать разрушение Иерусалима. Город был разрушен в 70 г. н.э., поэтому пророчество Господа должно быть записано прежде этой даты.

Поскольку почти все согласны в том, что Евангелие от Луки должно по времени предшествовать написанию книги Деяний апостолов, а Деяния заканчиваются пребыванием Павла в Риме около 63 г. н.э., то верной кажется более ранняя дата. Большой пожар в Риме и последующее преследование христиан, которых Нерон объявил виновниками (64 г. н.э.), а также мученичество Петра и Павла едва ли были бы оставлены без внимания первым церковным историком, если бы эти события уже произошли. Следовательно, наиболее очевидная дата - это 61-62 гг. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Греки искали человека, наделенного Божественным совершенством и одновременно сочетавшего в себе наилучшие черты мужчин и женщин, но без их недостатков. Таким представляет Лука Христа - Сына Человеческого: сильным и одновременно исполненным сострадания. Он подчеркивает Его человеческую природу.

Например, здесь больше, чем в других Евангелиях, акцентируется Его молитвенная жизнь. Часто упоминаются чувства симпатии и сострадания.

Возможно, именно поэтому здесь такое особое место занимают женщины и дети. Евангелие от Луки известно также как миссионерское Евангелие.

Это Евангелие направлено к язычникам, а Господь Иисус представлен как Спаситель мира. И, наконец, это Евангелие - пособие по ученичеству. Мы прослеживаем путь ученичества в жизни нашего Господа и слышим его подробное изложение, когда Он наставляет Своих последователей. В частности, именно эту черту будем прослеживать и мы в своем изложении. В жизни совершенного Человека мы будем находить элементы, создающие идеальную жизнь для всех людей. В Его несравненных словах мы будем находить путь Креста, к которому Он нас призывает.

Приступая к изучению Евангелия от Луки, давайте прислушаемся к призыву Спасителя, оставим все и последуем за Ним. Послушание - это инструмент духовного познания. Смысл Священного Писания станет яснее и дороже для нас, когда мы вникнем в описанные здесь события.

План

I. ПРЕДИСЛОВИЕ: ЦЕЛЬ ЛУКИ И ЕГО МЕТОД (1,1-4)

II. ПРИХОД СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ЕГО ПРЕДТЕЧА (1,5 - 2,52)

III. ПОДГОТОВКА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К СЛУЖЕНИЮ (3,1 - 4,30)

IV. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЮ СИЛУ (4,31 - 5,26)

V. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЪЯСНЯЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ (5,27 - 6,49)

VI. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАСШИРЯЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ (7,1 - 9,50)

VII. ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ПРОТИВЛЕНИЕ СЫНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ (9,51 - 11,54)

VIII. УЧЕНИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ НА ПУТИ В ИЕРУСАЛИМ (Гл. 12 - 16)

IX. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НАСТАВЛЯЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ (17,1 - 19,27)

X. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ В ИЕРУСАЛИМЕ (19,28 - 21,38)

XI. СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (Гл. 22 - 23)

XII. ПОБЕДА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (Гл. 24)

К. Две лепты вдовы (21,1-4)

Когда Иисус наблюдал за богатыми, клавшими дары свои в сокровищницу храма, Его поразил контраст между богатыми и бедной вдовой. Они отдавали что-то, а она отдала все. В Божьих глазах эта бедная вдова положила больше их всех, вместе взятых. Они давали от избытка своего, а она - от скудости своей. Они отдали то, что стоило им мало или не стоило ничего; она положила все пропитание свое, какое имела.

"Золото изобилия, которое отдается Богу, потому что в нем нет нужды, Бог бросает в бездонную яму; а медную монету, орошенную кровью, Он поднимает и прикосновением Своих уст обращает в вечное золото". (Dr. Joseph Parker, Christian Truth Magazine, November 1962, p. 303.)

Л. Порядок будущих событий (21,5-11)

В стихах 5-33 изложена великая пророческая речь. Хотя она напоминает речь на горе Елеонской в Мф. 24 и 25, она не такая же. Нам следует еще раз напомнить себе, что различия в Евангелиях имеют глубокое значение. В этой речи мы обнаруживаем, что Господь говорит как о разрушении Иерусалима в 70 году н.э., так и о признаках, которые будут предшествовать Его второму пришествию. Это пример закона двойной ссылки - в скором времени Его предсказания должны частично исполниться в осаде Тита, однако они будут иметь дальнейшее и полное исполнение в конце времени великой скорби.

План этой речи выглядит следующим образом:

1. Иисус предсказывает разрушение Иерусалима (ст. 5-6).

2. Ученики спросили, когда это произойдет (ст. 7).

3. Иисус вначале дал общую картину событий, предшествующих Его второму пришествию (ст. 8-11).

4. Затем Он описал падение Иерусалима и следующий за этим период времени (ст. 12-24).

5. И, наконец, Он рассказал о знамениях, которые будут накануне Его второго пришествия, и призвал Своих последователей жить в ожидании Его возвращения (ст. 25-26).

21,5-6 Когда некоторые люди восторгались великолепием Иродова храма, Иисус предостерег их от увлечения материальным, которое скоро перестанет существовать. Придут дни, когда храм будет полностью разрушен.

21,7 Ученикам тотчас стало интересно узнать, когда же это произойдет и какой признак указывает на приближение этого времени. Несомненно, их вопрос касался исключительно разрушения Иерусалима.

21,8-11 Вначале ответ Спасителя, похоже, повел их к концу времен, когда храм вновь будет разрешен накануне установления Царства. Будут лжемессии, лживые слухи, войны и смятения. Будут не только конфликты между народами, но и великие катаклизмы в природе: землетрясения, глады и моры, ужасные явления и великие знамения с неба.

М. Период времени перед концом (21,12-19)

21,12-15 В предыдущих стихах Иисус описал события, которые непосредственно предшествуют концу времен. Стих 12 начинается с выражения "прежде же всего того...", поэтому мы считаем, что в стихах 12-24 описывается период между временем произнесения речи и будущим временем великой скорби. Учеников Иисуса будут арестовывать, преследовать, привлекать в религиозные и гражданские суды и бросать в темницы. Им это может показаться неудачей и трагедией, однако на самом деле Господь обратит все это в свидетельство Своей славы.

Они не должны заранее готовить свою защиту. В критический момент Бог даст им особую премудрость сказать то, что поставит в полный тупик их противников.

21,16-18 Также будет предательство в семьях: неспасенные родственники будут выдавать христиан, а некоторых из них даже умертвят за верность Христу. Есть кажущееся противоречие между ст. 16 - "и некоторых из вас умертвят", и ст. 18 - "но и волос с головы вашей не пропадет". Это может означать только одно: хотя некоторые умрут, как мученики за Христа, духовно они будут полностью сохранены. Они умрут, но не погибнут.

21,19 Этот стих указывает на то, что всякий, кто стойко претерпит все ради Христа и не отступится от Него, тем самым докажет истинность своей веры. Подлинно спасенные люди любой ценой устоят в истине и верности.

Н. Гибель Иерусалима (21,20-24)

Ясно, что здесь Господь переходит к теме разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. Признаком начала этого события будет окружение Иерусалима римскими войсками .

"Христианам первого века (70 г. н.э.) было дано конкретное знамение, указывающее, когда начнется разрушение Иерусалима и прекрасный мраморный храм будет стерт с лица земли: "Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его". Это, безусловно, было признаком разрушения Иерусалима, и при виде этого знамения христиане должны были бежать. Неверие может возразить, что побег невозможен, когда стены города окружены армией; но Слово Божье никогда не ошибается. Римский полководец на короткое время отвел свои войска, тем самым дав возможность верующим евреям бежать. Так они и поступили, уйдя в место под названием Пелла, где и спаслись". (Dr. Joseph Parker, Christian Truth Magazine, November 1962, p. 303.)

Любая попытка вновь войти в город окажется фатальной. Город должен будет понести наказание за отвержение Сына Божьего. Горе беременным и кормящим матерям, которые окажутся в те дни в особенно сложной ситуации; им будет трудно бежать от Божьего суда над землей Израиля и над еврейским народом. Многие будут убиты, а оставшихся в живых уведут в плен в другие страны.

Последняя часть стиха 24 - замечательное пророчество о том, что древний город Иерусалим будет находиться под правлением язычников от времени падения и Это не означает, что евреи не будут управлять им краткие периоды времени; здесь скорее говорится о том, что город будет постоянно подвергаться вторжению и посягательствам со стороны язычников, доколе не окончатся времена язычников.

НЗ проводит различие между богатством язычников, полнотой язычников и временами язычников.

1. Богатства язычников (Рим. 11,12) указывают на привилегированное положение, которое занимают язычники в настоящее время, пока Бог временно оставил Израиль.

2. Полнота язычников (Рим. 11,25) - это время восхищения, когда Невеста Христа из язычников достигнет полноты и будет взята на небеса и когда Бог вновь вернется к Своим отношениям с Израилем.

3. Времена язычников (Лк. 21,24) в действительности начались с вавилонского пленения (521 г. до н.э.), и продолжатся до времени, когда языческие народы более не будут осуществлять контроль над городом Иерусалимом.

В продолжение столетий от того момента, как Спаситель произнес эти слова, Иерусалим в основном находился под управлением языческих государств. Император Юлиан Отступник (331-363 гг. н.э.) стремился дискредитировать христианство и развенчать пророчество Господа. Он призывал евреев восстанавливать храм. Они ревностно приступили к работе, в своей экстравагантности используя серебряные лопаты и перенося мусор пурпурными занавесками. Однако их работу прервало землетрясение и шары огня, выходящие из земли. Им пришлось оставить эту затею. (Edward Gibbon, The Decline and Fall of the Roman Empire, II:95-101.)

О. Второе пришествие (21,25-28)

Эти стихи описывают конвульсии природы и катаклизмы на земле, которые произойдут перед вторым пришествием Христа. На солнце, и луне, и звездах будут знамения, отчетливо видимые с земли. Небесные тела сойдут со своих орбит. Это может привести к отклонению земной оси. Необычайно великий прилив будет захлестывать сушу.

Человечество охватит паника, потому что небесные тела подойдут вплотную к орбите земли. Однако для благочестивых людей есть надежда: "... И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше".

П. Смоковница и все деревья (21,29-33)

21,29-31 Еще один признак, указывающий на близость Его возвращения, - это распустившаяся смоковница и все деревья. Смоковница - это удачная иллюстрация израильского народа; в эти последние дни он явит свидетельство новой жизни. Конечно же, не лишено значения то, что после столетий рассеяния и безвестности народ израильский был восстановлен в 1948 году и сейчас признан членом семьи народов.

То, что распустятся и другие деревья, может символизировать рост национализма и возникновение многих новых правительств в развивающихся странах мира. Эти признаки означают, что славное Царство Христа скоро будет установлено.

21,32 Иисус сказал, что не пройдет род сей, как все это произойдет. Но какой смысл вкладывал Он в выражение "род сей"?

1. Некоторые думают, что Господь говорил о поколении, живущем в то время, когда Он произносил эти слова, и что все это исполнилось при разрушении Иерусалима. Однако это не может быть так, потому что Христос не вернулся на облаках с силой и великой славой.

2. Другие считают, что слова "род сей" касаются людей, которые будут жить тогда, когда эти признаки начнут сбываться, и что люди, увидевшие начало исполнения этих знамений, увидят и возвращение Христа. Все предсказанные события произойдут при жизни одного поколения. Это возможное объяснение.

3. Еще одно толкование таково: слова "род сей" относятся к еврейскому народу, враждебно относящемуся к Христу. Господь говорил, что, несмотря на рассеяние, еврейская нация не будет уничтожена, но выживет, и что ее отношение к Нему не изменится в продолжение столетий. Возможно, правильны вторая и третья версии.

21,33 Атмосферное и звездное небо прейдут. Также перестанет существовать и земля в ее нынешней форме. И эти предсказания Господа не останутся неисполненными.

Р. Напоминание о бдительности и молитве (21,34-38)

21,34-35 А тем временем Его ученики должны беречься, чтобы не увлечься едой, питьем и заботами житейскими настолько, что день тот настигнет их внезапно. Именно так он наступит для всех живущих, которые думают о земле, как о месте своего постоянного обитания.

21,36 Истинные ученики должны бодрствовать и молиться во всякое время, отделяя тем самым себя от нечестивого мира, который осужден на гнев Божий, и уподобляясь всем тем, которые предстанут перед милостью Сына Человеческого.

21,37-38 Каждый день Господь учил в храме, а ночи Он проводил на горе Елеонской, не имея в этом мире, который Сам сотворил, даже дома. А после этого весь народ с утра приходил к Нему, чтобы вновь слушать Его.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча.

Он сказал им: довольно.

Христос молится в Гефсимании
Мф.26,36-46 ; Мк.14,32-42 ; Ин.18,1

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. 44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали 46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. 48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? 50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? 53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

Петр отрекается от Христа
Мф.26,57,58,69-75 ; Мк.14,53,54,66-72 ; Ин.18,15-18,25-27

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. 55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. 56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них.

Но Петр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь.

И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. 61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. 62 И, выйдя вон, горько заплакал.

Надругательство над Христом
Мф.26,67,68 ; Мк.14,65

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65 И много иных хулений произносили против Него.

Христос перед синедрионом
Мф.27,1 ; Мк.15,1

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам.

Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий?

Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

21:1-4 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
Лепта - самая мелкая монета в Израиле. Почему по мнению Иисуса эта вдова положила больше всех богатых, клавших в сокровищницу храма гораздо больше?
Потому, что две лепты - составляло ВСЁ её состояние, всё её имущество:

4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
Богатые же далеко не всё своё имущество готовы были пожертвовать на храм, но выделяли лишь часть из всего своего имущества.
Вера человека, способного пожертвовать для Бога всем своим, что имеет - необычайно сильна, ибо только доверяющий Богу полностью может себе позволить такую роскошь: остаться вообще ни с чем с уверенностью в том, что Бог и Сам позаботится о всех его нуждах.

21:5,6 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
Иисус предупреждает о предстоящей гибели системы ветхозаветного поклонения в рукотворном храме земного Иерусалима: за неимением здания храма – некуда иудеям будет и на поклонение ходить.
Ценность для Бога представляют не камни и не сокровища отделки, а исключительно верующие люди. Если служащие в храме Бога извратили Божьи заповеди, то даже и самый богатый храм непременно придёт в негодность.
Приход Христа ознаменовал новую эру поклонения Богу без использования рукотворных храмов, где Его больше нет (Деян. 17:24,25). Сами верующие, поклоняющиеся Богу в духе (всем сердцем и пониманием в разуме) и в истине (в соответствии с требованиями слова Бога) – в новой эре представляют для Бога живой духовный храм Его (1Кор.3:16)

21:7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
Учеников интересовало, когда разрушится храм и, как повествует Матфей, когда наступит кончина века сего, связанная со вторым пришествием Христа? (Мтф.24:3)

21:8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
Период, предшествующий второму приходу Иисуса Христа для человечества, будет
наполнен большим разнообразием на земле духовных учений о Христе, что наблюдается, начиная с 20 века.

В каком случае человека легче всего ввести в заблуждение? Когда он сам ничего не проверяет по слову Божьему и учению Христа, оставленному в Библии, а полагается на чужое мнение.
Для того, чтобы нас не ввели в заблуждение лжеучителя, надо проверять каждое учение, предлагаемое вниманию слушателей, на соответствие Писанию. В этом случае наша вера не будет фанатичной, а вероисповедание - безосновательным.

21:9-11 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

Картина, предшествующая второму приходу Христа, будет наполнена также и необычным воинственным настроением всей планеты в принципе: многие страны будут вовлечены в военные конфликты.

К этой картине добавятся также и необычные по силе и масштабу стихийные бедствия и необъяснимые природные явления.
Однако, всё это, происходящее в совокупности - ещё не говорит о том, что пришёл конец веку сему и второе пришествие Христа
наступило. Это всего лишь предшественники второго пришествия и кончины века сего.

21:12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
В 1 веке во время массового отвержения Христа все его ученики преследовались за одно только название «христианин», не только за проповедь о Царстве Бога и желание жить праведно по принципам Бога.
Однако поскольку этот признак дан для периода кончины века сего, значит, и перед вторым пришествием ученики Христа будут гонимы за имя его отовсюду.
Но не за название «христианин», ибо много будет на земле верующих под этим названием (Мтф. 7:21-23), а за подражание Христу в проповеди о Царстве Бога и стремлении жить по принципам Бога, исполняя волю Его на земле.

21:13 будет же это вам для свидетельства.
Как только последователи Христа будут сталкиваться с таким явлением притеснения отовсюду за попытки проповедовать Царство Бога и поклоняться более Богу, нежели человеку - это явление следует воспринимать как ещё одно свидетельство приближения конца века сего.

21:14,15 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
Мудрость противостоять противникам Христа при помощи слова Бога - дана ученикам Христа в дар от Бога согласно предсказания Ис.54:17. Никто не сможет обвинить их в том, что они преступники против мира и против Божьих законов.

21:16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
Христианам, истинным последователям Христа, придётся столкнуться даже с ненавистью родных и близких, не желающих избрать для себя Божий путь жизни - за то, что христиане желают следовать путём Христовым. Ненависть будет настолько сильной, что кто-то из христиан даже может погибнуть из-за своего образа жизни от рук своих родных и близких.

21:17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
В целом весь мир, отвергающий Христа и Божий путь жизни, будет ненавидеть учеников Хрии ста только за то, что они желают стать праведными и во всём подражать Христу.

Главное, чтобы ни за что другое христианин не пострадал: ни за то, что он навязчивый, бестактный, бессовестный, безразличный к чужой боли - или еще за что – нибудь посерьёзнее:
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь . (1Пет.4:15-16)

Иногда некоторым христианам кажется, что их ненавидят из-за Христа, а на самом деле Христос тут ни причём, а виной всему могут быть их личные неприглядные качества характера.

21:18 но и волос с головы вашей не пропадет,
Это заверение Христа в сохранности даже волос не означало, что они не пострадают от гонений: христиане 1 века жестоко страдали от гонений и многие даже погибали от этого.
Здесь о том, что для Бога все, погибшие за Христа – не потеряны, взяты на учёт, и труд их для Господа не тщетен.

21:19 терпением вашим спасайте души ваши.
Многие из нас готовы и способны пойти
на большие подвиги ради Христа.Но только разово. А продолжать изо дня в день исполнять волю Бога, проповедуя о Царстве Божьем и ходя путями праведности - нелегко. Нужно ДОЛГОтерпение для того, чтобы под натиском недовольства и соблазнов мира сего - христианину устоять в вере.

Например, христиане из Сардиса смогли это сделать несмотря на то, что всё остальное собрание, включая и руководителя собрания, было духовно мёртвым:
Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. (Откр.3:1,4)

21:20-22 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
Здесь п
редупреждение о приближении полного опустошения и запустения Иерусалима - как признака времён язычников над этим городом.

Появление язычников на арене народа Бога и окружение святого Иерусалима их войсками – это последствия отступничества руководителей народа Бога (поставления мерзости запустения на святом месте, в храме Бога), как сказано 22 тексте - это дни отмщения… ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей (на народ Бога, испорченный неверными служителями храма).
См. подробнее разбор вМатф24:15,16 (о мерзости запустения, о побеге в горы, выходе из окрестностей Иерусалима и т.д)

Пережившие разрушение Иерусалима 70 года не знали тогда, что и после этого попирания язычниками Иерусалима - должны будут снова настать некие времена язычников для святого города Бога Израилева (Откр. 11:2). Иоанн предупредил об этом в 98/100 году - ПОСЛЕ того, как слова Иисуса о попирании буквального Иерусалима язычниками - исполнились над буквальной столицей Иудеи.

Значит, апостол Иоанн говорил об "окружении" другого святого города: с тех пор, как Иегова отверг буквальный Иерусалим - на Земле стал действовать духовный город Иеговы, небесный "Иерусалим" на небесном "Сионе", в которому будут жить 144000 соправителей Иисуса Христа (Откр.3:12; 14:1; 21:2,9)

Этот святой "город" - представители будущего небесного Иерусалима (о соправителях Христа) - и будет "окружён": им во времена кончины века сего также надлежит столкнуться сначала с "окружением" со стороны духовных "язычников" (представителей внешнего двора храма Иеговы). Затем их начнут притеснять буквальные язычники: зверь последней языческой державы - во времени преследования народа Бога в целом (Откр.13:5-7; 11:7)

21:23,24 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: о великой скорби см. подробно Мтф.24:21
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы;
Во времена разрушения системы ветхозаветного поклонения Богу и разрушения Иерусалимского храма - особенно трудно будет беззащитной и немощной части населения Иудеи, поэтому в условиях ожидания конца и разрушительных событий лучше не связывать себя бременами и заботами житейскими.

Что могут они означать для периода кончины века сего?
Как только на картине истории человечества нарисуется окружение духовного Иерусалима (будущих небожителей и соправителей Иисуса Христа (Откр. 11:2-7,12) - важно не оказаться духовно слабыми, беззащитными и немощными в вере или обременёнными житейскими заботами века сего.

и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Времена язычников, попирающих святой город - для 1 веке начались с момента окружения римлянами Иерусалима и стен храма, закончились в 70 г, когда уже нечего было попирать, ибо буквальный храм Бога преобразился в духовный, где сами христиане стали живыми камнями (1Петра2:4,5)

В периоде кончины века сего времена язычников для «святого города» - начнутся с момента, когда внешний двор храма Бога начнёт притеснять остаток соправителей Христа (представителей святого города, небесного Иерусалима). Затем их начнут притеснять буквальные язычники: зверь последней языческой державы - во времени преследования народа Бога в целом (Откр.13:5-7). Закончатся эти времена периодом их воскресения для небес (Откр.11:2-8,12).
Нужно отыскать духовный храм - собрание Божьего народа, поклоняющихся Ему через Христа Иисуса, в котором есть внутренний и внешний двор (поклонники Бога с небесной и земной надеждами на будущее) и в нём ожидать всех этих событий по притеснению остатка из будущих соправителей Христа, которым надлежит быть убитыми и воскреснуть для небес (Откр.11:2-8,12).

21:25,26 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

На Земле в этот период наступит время уныния и недоумения от происходящих странных явлений: в этот период ещё и силы небесные поколеблются необычными проявлениями, потому всё вместе взятое - будет держать людей в страхе от неопределённости, грядущей на вселенную - во всемирном масштабе.

21:27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
И ТОГДА только, как видим - не раньше - ВСЕ УВИДЯТ Христа на небесах – ясно, что в 1 веке это явление не исполнилось. Разве что для Стефана и Иоанна. Но не для всех ожидающих бедствий во вселенной.

Значит, ПРЕЖДЕ, чем времена язычников не наступят для святого города, описанного Иоанном – кончины века сего в Армагеддоне можно было бы и не ждать. И расслабиться. Но в том-то и гениальность Мастера: понимание времён язычников для духовного «Иерусалима» Иоанна - не могло открыться тогда, да и позже - ДО ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЁН оно не могло открыться, как предсказал Даниил о закрытых событиях периода конца века сего до последних времён (Дан.12:4) Это обеспечивало ученикам Христа постоянное ожидание кончины века и условия для бодрствования - на протяжении многих веков.

21:28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
Чем хуже условия жизни для Божьего народа, тем больше у них повода для радости: значит, скоро Иисус наведёт порядок на всей земле и всем, желающим жить по Божьим принципам, наконец, будет облегчение.

21:29-31 29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
На примере наблюдения за признаками приближения лета - Иисус обращает внимание на наблюдение за исполнением ПРИЗНАКОВ ПРИБЛИЖЕНИЯ явления Христа на небе и связанного с ним установления Царства Бога.

Почему наблюдение за ПРИЗНАКАМИ - более эффективно, нежели наблюдение за датами?
Например, дата 1 июня - дата начала лета. Но в Арктике, например, в это время нет признаков лета, значит, и лета там нет даже 1 июня.
Если ориентироваться по признакам приближения явления Христа народу земли - то больше гарантии не ошибиться.

21:32,33 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
У Луки понятие рода сего неясно. Кого имеет ввиду Иисус в данном случае - точно нельзя сказать. Ясно одно, что на земле до самого второго пришествия Иисуса Христа будет род людей, притесняющих учеников Христа. Именно от них, в первую очередь, будут избавлены христиане, именно по этому поводу им следует восклонить голову свою и радоваться, даже если их будут убивать за распространение слова Божьего и за желание во всём подражать Христу.

21:34,35 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
Сеть – хотя и несложное устройство, но при умелом его использовании попавшему туда – трудно или невозможно выбраться.

Сети, "сплетённой " Богом для нечестивых людей по всему лицу земли - тем более невозможно избежать, настигнет везде, где бы не пытался укрыться. И эта сеть предназначена для гибели попавших в неё.
Поэтому, христианину нельзя чрезмерно увлекаться земными прелестями века сего ради того, чтобы не проспать приближение второго пришествия Христа и не угодить в сети Бога для нечестивых.

21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого. Здесь - о необходимости бодрствовать и НАБЛЮДАТЬ за исполнением ПРИЗНАКОВ приближения второго пришествия Христа. Чрезмерное увлечение простыми человеческими радостями может помешать распознаванию признаков приближения Христа.

21:37,38 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
Иисус нуждался в уединении, но поскольку весь день с самого утра его окружал народ, он использовал ночи для того, чтобы побыть наедине с самим собой и с Богом.

21:1 клавших дары свои в сокровищницу. Во "дворе жен" иерусалимского храма находилось тринадцать вместилищ для даров, на каждом из которых было написано, куда будут употреблены положенные в него приношения.

21:2 бедную. Соответствующее греческое слово, означающее "крайне бедная", "нищая", нигде более в НЗ не употребляется.

две лепты. Лепта - самая мелкая израильская монета. По всей видимости, эти две лепты составляли все имущество вдовы; таким образом, можно утверждать, что она пожертвовала храму больше, чем кто-либо другой.

21:5 украшен дорогими камнями. Иосиф Флавий упоминает о многочисленных украшениях, пожертвованных храму богатыми евреями, в том числе, например, Иродом Великим, который поместил в храм изваяние виноградной лозы из чистого золота, причем грозди ее "высотой достигали роста взрослого мужчины".

21:6 Придут дни... все будет разрушено. Это пророчество исполнилось в 70 г. по Р.Х.

21:8 многие придут под именем Моим. Под именем Христа станет являться множество лже-учителей.

21:9 не тотчас конец. Т.е. не конец мира, предшествующий Страшному суду.

21:13 будет же это вам для свидетельства. Т.е. как неизбежно наступят эти события, очевидцами которых будут многие из присутствующих, так же определенно и неизбежно сбудется все, обещанное Христом.

21:15 Я дам вам уста и премудрость. В период тяжких испытаний Сам Бог будет давать ученикам нужные слова (Деян. 4,8-13).

21:16-19 Эти слова должны убедить верующих во Иисуса Христа и Его учеников в том, что верховная власть над миром как принадлежала, так и будет принадлежать Богу. Для кого-то из верующих испытания окончатся мученической смертью, для кого-то - избавлением, но как то, так и другое произойдет по Божией воле.

21:20 Иерусалим. Очевидно, что данный стих относится к разрушению Иерусалима в 70 г. по Р.Х., а не к концу света.

21:21 да бегут в горы. Многие христиане, памятуя слова Христа, покинули Иерусалим до того, как вокруг города замкнулось кольцо римской блокады.

21:22 это дни отмщения. Это будут не бессмысленные страдания, но Божие возмездие.

21:23 Горе. Последняя осада и штурм Иерусалима действительно обернулись для его жителей невиданными страданиями.

21:24 доколе не окончатся. Это окончание явится исполнением Божиего промысла (ср. Рим. 11,1-32).

времена язычников. Здесь могут подразумеваться времена, когда власть над Израилем будет оставаться в руках язычников, либо когда язычникам будет проповедано Евангелие. Возможно также, что речь идет одновременно как о той, так и о другой эпохе.

21:27 грядущего... с силою и славою великою. Второе пришествие Христа будет пришествием славного Победителя.

21:28 приближается избавление ваше. Греческое слово, переданное здесь как "избавление", означает освобождение от необходимости платить некую причитающуюся цену. Христос крестной смертью на Голгофе избавил человечество от расплаты за свои грехи. Здесь Он говорит об окончательном исполнении принесенного Им людям избавления.

21:32 не прейдет род сей. Греческое слово, переданное здесь как "род", может означать, во-первых, совокупность всех людей, живущих в какое-то конкретное время; во-вторых - определенный тип, класс людей (напр., нечестивцев или праведников). Может оно также иметь значение расы, племени, и в таком случае Иисус хочет сказать, что евреи как таковые будут существовать до самого конца света. Говоря, что уже предопределено завершение хода вещей, начатого Его земным служением, Иисус, однако, хранит молчание относительно того, когда это завершение наступит.

21:36 бодрствуйте на всякое время и молитесь. Духовное бодрствование и молитва вменяются в обязанность христианам до самого скончания времен.

21:37-38 В последние Свои дни Иисус учил народ в Иерусалиме, а ночи проводил за пределами города на Елеонской (Масличной) горе.