Достоинства чтения корана. Достоинство чтения корана Достоинство чтения двух, или трех, или четырех аятов из книги аллаха




Коран – это главное руководство в жизни верующего. Это слова Всевышнего Аллаха, читая и выучивая которые он разговаривает с Аллахом, чувствует Его поддержку и действует по жизни. Коран – это курсор и маяк, показывающий мусульманину в каком направлении нужно делать каждый свой шаг. Милость Аллаха всеобъемлюща, и Он указал правила, следуя которым человек может обрести истинное счастье. О том какими достоинствами и благами обладает Коран, какого положение верующего, читающего его сказано в хадисах Посланника Аллаха (мир ему):

  1. «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других».
  2. «Эти сердца ржавеют, как ржавеет железо, когда его касается вода. Спросили: «О Посланник Аллаха, как же уберечь сердца от ржавчины?» Он сказал: "Часто вспоминать о смерти и много читать Коран».
  3. «Тот (человек), в котором нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому».
  4. «Кто читает Коран и учит его наизусть, и отличает добро от зла, тот будет впущен в Рай Аллахом, который примет от него заступничество за 10 человек из его семьи, которые обречены на Ад».
  5. «Знаток Корана будет с благородными ангелами, которые переписывают ниспосылаемые книги Аллаха. А тот, кто с трудом, но усердно читает Коран, получает двойную награду».
  6. «Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» - буква, «Лям» - буква и «Мим» - буква».
  7. «Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем».
  8. «Поистине, одних людей Аллах возвысит посредством этой Книги, а других - унизит».
  9. «Если бы Коран сделали кожей, а затем бросили бы в Огонь, то он не сожрал бы его!»
  10. «Поистине, я оставил среди вас Книгу Аллаха, которая является вервью Аллаха. И кто будет следовать ей, тот будет на прямом пути, а кто оставит ее, тот впадет в заблуждение!»
  11. «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” - и их заступничества удовлетворяется».
  12. «Коран – это заступник, чье заступничество не отвергается. И того, кто поставит Коран впереди себя (живя по нему), того он введет в Рай. А того, кто оставит его позади себя, он введет Ад!»
  13. «Я завещаю тебе бояться Аллаха Всевышнего, ибо поистине, это является вершиной всего! Тебе следует совершать джихад, ибо поистине, это монашество Ислама. И тебе следует поминать Всевышнего Аллаха и читать Коран, ибо поистине, это будет твоим отдыхом на небесах и похвалой на земле».
  14. «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелами), а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда».
  15. «Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечети), где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них сакина, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним».

Сайда Хайат

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!

Аяты о достоинстве Корана:

(из тафсира «Рухуль Фуркан»)

تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيراً

Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров.

(Сура Фуркан 1)

Всевышний Аллах с ниспосланием Корана разделил для нас истину от лжи. Тот, кто хочет придерживаться истинного пути не сможет без Корана, ведь иначе не понять ему где правда, а где ложь. И если дело обстоит таким образом, то давайте искать решение всех проблем в Коране так, как от зла недругов мы спасемся лишь выполняя повеления Корана и отстраняясь от запретного в нем.

إِنَّ هَـذَا الْقُرْآنَ يِهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ وَيُبَشِّرُ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْراً كَبِيرًا

Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда.

(Сура Исра 9)

Наш Господь в этом аяте доводит до нас, что только лишь Коран указывает на самый правильный путь. Мы, мусульмане не вняли этому призыву и оказались в униженном состоянии. Вместо того, чтобы призывать всех к добру, нас призывают к греховному.

كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ

Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание.

(Сура Сад 29)

В данном аяте Всевышний Аллах говорит нам о величии Корана, о том, что изобилие обоих миров находится в нем. Творец побуждает нас к изучению Его книги и обучению ей других, дабы не быть нуждающимися в ком либо кроме Аллаха, достичь духовного и материального богатства. А также Создатель призывает своих рабов очень тонко размышлять над Его книгой и чтобы обладающие разумом действовали в соответствии с писанием.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءكُم بُرْهَانٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكُمْ نُوراً مُّبِيناً () فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا بِاللّهِ وَاعْتَصَمُواْ بِهِ فَسَيُدْخِلُهُمْ فِي رَحْمَةٍ مِّنْهُ وَفَضْلٍ وَيَهْدِيهِمْ إِلَيْهِ صِرَاطاً مُّسْتَقِيماً

О люди! К вам уже явилось доказательство от вашего Господа, и Мы ниспослали вам ясный свет.

Тех, которые уверовали в Аллаха и крепко ухватились за Него, Он введет в Свою милость и щедрость и поведет к Себе прямым путем.

(Сура Ниса 174-175)

Из этого аята мы узнаем о том, что к нам от Всевышнего Аллаха пришло руководство и на все вопросы будь они мирские или же религиозные ответ мы найдем лишь в нем. И, что это руководство, этот путеводитель являясь нуром (светом) – достаточен для нас и нет нужды в ином путеводителе. После этого Аллах дает обещание о рае лишь для тех, кто уверовал и крепко ухватился за Его повеления.

يَا أَهْلَ الْكِتَابِ قَدْ جَاءكُمْ رَسُولُنَا يُبَيِّنُ لَكُمْ كَثِيراً مِّمَّا كُنتُمْ تُخْفُونَ مِنَ الْكِتَابِ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ قَدْ جَاءكُم مِّنَ اللّهِ نُورٌ وَكِتَابٌ مُّبِينٌ ()
يَهْدِي بِهِ اللّهُ مَنِ اتَّبَعَ رِضْوَانَهُ سُبُلَ السَّلاَمِ وَيُخْرِجُهُم مِّنِ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِهِ وَيَهْدِيهِمْ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание.

Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь.

(Сура Маида 15-16)

Из данного аята мы понимаем, что Мухаммад (да благославит его Аллах и да приветствует) хоть и был человеком но из-за того, что рассказывал о скрытых действиях прошедших в истории несомненно был посланником Аллаха. Ведь о тех действиях не мог ведать никто кроме Творца, и лишь Он всевышний Аллах поведал своему посланнику.

الَر كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ لِتُخْرِجَ النَّاسَ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِ رَبِّهِمْ إِلَى صِرَاطِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ

Алиф. Лам. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету – на путь Могущественного, Достохвального

(Сура Ибрахим 1)

فَلَا أُقْسِمُ بِمَوَاقِعِ النُّجُومِ() وَإِنَّهُ لَقَسَمٌ لَّوْ تَعْلَمُونَ عَظِيمٌ() إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ() فِي كِتَابٍ مَّكْنُونٍ() لَّا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ

Клянусь местами заката звезд (или ниспослания частей Корана)!

Если бы вы только знали, что это – клятва великая.

Воистину, это – благородный Коран,

Находящийся в хранимом Писании.

К нему прикасаются только очищенные.

(Сура Вакыа 75-79)

К Священному Корану могут прикасаться лишь имеющие гусль (полное омовение) и тахарат (малое омовение). Коран является самой великой книгой, ведь Сам Всевышний Аллах поклялся великой клятвой относительно благородности Корана. И будет благороден тот человек, который живёт в соответствии с этой благородной книгой.

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَل لَّهُ عِوَجَا() قَيِّماً لِّيُنذِرَ بَأْساً شَدِيداً مِن لَّدُنْهُ وَيُبَشِّرَ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْراً حَسَناً() مَاكِثِينَ فِيهِ أَبَدًا

Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривды,

И сделал его правильным, чтобы он предостерег от тяжких мучений от Него и сообщил верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована прекрасная награда,

— в которой они пребудут вечно

(Сура Кахф 1-3)

В благородном Коране нет ни одного несоответствия, кривды и эта книга великая милость для рода человеческого. И пусть замолчат те кто говорят будто бы Коран устарел. Это ложные слова! Поистине Коран не изменится и будет актуален вплоть до судного дня!

وَهَـذَا كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ فَاتَّبِعُوهُ وَاتَّقُواْ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ() أَن تَقُولُواْ إِنَّمَا أُنزِلَ الْكِتَابُ عَلَى طَآئِفَتَيْنِ مِن قَبْلِنَا وَإِن كُنَّا عَن دِرَاسَتِهِمْ لَغَافِلِينَ() أَوْ تَقُولُواْ لَوْ أَنَّا أُنزِلَ عَلَيْنَا الْكِتَابُ لَكُنَّا أَهْدَى مِنْهُمْ فَقَدْ جَاءكُم بَيِّنَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن كَذَّبَ بِآيَاتِ اللّهِ وَصَدَفَ عَنْهَا سَنَجْزِي الَّذِينَ يَصْدِفُونَ عَنْ آيَاتِنَا سُوءَ الْعَذَابِ بِمَا كَانُواْ يَصْدِفُونَ

Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы.

Мы ниспослали его, чтобы вы не говорили: «Писание было ниспослано только двум общинам до нас, и мы ничего не знали о том, что они изучали».

Или чтобы вы не говорили: «Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они». К вам уже явилось ясное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость. Кто же несправедливее того, кто считает ложью знамения Аллаха и отворачивается от них? Мы воздадим тем, кто отворачивается от Наших знамений, тяжкими мучениями за то, что они отворачивались.

(Сура Ан*ам 155-157)

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

Воистину, Мы ниспослали Напоминание(Коран), и Мы оберегаем его.

(Сура Хиджр 9)

لَوْ أَنزَلْنَا هَذَا الْقُرْآنَ عَلَى جَبَلٍ لَّرَأَيْتَهُ خَاشِعاً مُّتَصَدِّعاً مِّنْ خَشْيَةِ اللَّهِ وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили.

(Сура Хашр 21)

Посмотрите, даже гора раскалолась бы от величия Корана. Человек не внемлеющий Корану, не убегающий от его запретов пусть знает, что сердце его твёрже камня и он должен найти метод размягчения его.

وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ() نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ()عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ() بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ

Воистину, это – Ниспослание от Господа миров.

Верный Дух (Джибрил) сошел с ним

— на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает.

Оно ниспослано на ясном арабском языке

(Сура Шуара 192-195)

اللَّهُ نَزَّلَ أَحْسَنَ الْحَدِيثِ كِتَاباً مُّتَشَابِهاً مَّثَانِيَ تَقْشَعِرُّ مِنْهُ جُلُودُ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُمْ ثُمَّ تَلِينُ جُلُودُهُمْ وَقُلُوبُهُمْ إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ ذَلِكَ هُدَى اللَّهِ يَهْدِي بِهِ مَنْ يَشَاءُ وَمَن يُضْلِلْ اللَّهُ فَمَا لَهُ مِنْ هَادٍ

Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника.

(Сура Зумар 23)

Так как Священный Коран является наилучшим повествованием, человек должен желать проводить своё время читая или слушая его. И не слушать его в беспечности, наоборот слушать воодушевляясь смыслом, чтобы дрожь проходила по коже, а после размягчить кожу и сердце упамянанием Аллаха. Но воодушевится от Корана таким образом смогут лишь богобоязненные.

وَلَقَدْ آتَيْنَاكَ سَبْعاً مِّنَ الْمَثَانِي وَالْقُرْآنَ الْعَظِيمَ() لاَ تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجاً مِّنْهُمْ وَلاَ تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِلْمُؤْمِنِينَ

Мы даровали тебе семь часто повторяемых аятов и великий Коран.

Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них. Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)

(Сура Хиджр 87-88)

Всевышний Аллах дав нам суру аль Фатиха и великий Коран, дал нам огромнейшее богатство. Человек изучающий Коран, увидев кого либо обладающего бренными богатствами этого мира, не должен позавидавать ему даже на вес пылинки. Ведь поистине мирские богатства в один день исчезнут, а такие богатства как аль Фатиха и великий Коран останутся до конца.

وَبِالْحَقِّ أَنزَلْنَاهُ وَبِالْحَقِّ نَزَلَ وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ مُبَشِّراً وَنَذِيراً() وَقُرْآناً فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلاً

Мы ниспослали его (Коран) с истиной, и он сошел с истиной, а тебя Мы послали только добрым вестником и предостерегающим увещевателем.

Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями.

(Сура Исра 105-106)

…مَا كَانَ حَدِيثاً يُفْتَرَى وَلَـكِن تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

— Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей.

(Сура Юсуф 111)

Священный Коран не является чьим либо вымыслом, в нём подтверждается информация всех тех небесных книг, что были до него. Коран, есть руководство и милость лишь только для верующих. Лишь веря в Священный Коран без каких либо сомнений, можно найти истинный путь.

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِالذِّكْرِ لَمَّا جَاءهُمْ وَإِنَّهُ لَكِتَابٌ عَزِيزٌ() لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ تَنزِيلٌ مِّنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ

Воистину, те, которые не уверовали в Напоминание, когда оно дошло до них, будут наказаны. Воистину, это – могущественное Писание.

Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального.

(Сура Фуссылят 41-42)

Коран – выше всех иных книг и является самой великой книгой, ведь ниспослан Коран от Великого Аллаха. И каждый ищущий достоинства и величия должен искать его через Коран.

Затем Всевышний Аллах сказал нам о том, что в Его Книге нет ни слова лжи. Коран – защищен от каких либо искажений, от всего заблудшего и будут актуальны, своевремены его повеления вплоть до судного дня.

قُلْ هُوَ نَبَأٌ عَظِيمٌ() أَنتُمْ عَنْهُ مُعْرِضُونَ

Скажи (О Мухаммад): «Это (Коран) – великая весть,

От которой вы отворачиваетесь.

(Сура Сад 67-68)

Всевышний Аллах повелел Пророку Мухаммаду да благославит его Аллах и да приветствует довести до своей уммы (общины), что Коран, есть самая великая весть. Ведь поистине Коран самый идеальный источник информации, в нём мы можем узнать о том, что было до нас, о том, что будет после и о том как нам следует жить сейчас.

وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحاً مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُوراً نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ () صِرَاطِ اللَّهِ الَّذِي لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ أَلَا إِلَى اللَّهِ تَصِيرُ الأمُورُ

Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь –

Путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела.

(Сура Шура 52-53)

Из-за того, что Священный Коран оживляет мёртвые сердца Всевышний Аллах сказал о нём «дух». И спешите оживлять свои сердца Кораном.

تَنزِيلُ الْكِتَابِ لَا رَيْبَ فِيهِ مِن رَّبِّ الْعَالَمِينَ

Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров.

(Сура Саджда 2)

أَفَمَن يَعْلَمُ أَنَّمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَبِّكَ الْحَقُّ كَمَنْ هُوَ أَعْمَى إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ

Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Священный Коран – несотворенное Слово Божье, которое Всевышний Аллах ниспослал Своему рабу и посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) для того, чтобы тот предостерег грешников от мучительного наказания и обрадовал верующих вестью о бесконечном блаженстве, уготованном для них в Райских Садах.

Господь сказал: «Воистину, те, которые читают писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный» (Фатыр, 29-30).

В этом кораническом отрывке использован глагол «тала», означающий «следовать», «читать». Поэтому для того, чтобы заслужить щедрую награду от Аллаха и милость, нужно не только читать Священный Коран, но и следовать его мудрым предписаниям, жить по его безупречным законам.

О том, как необходимо на деле подтверждать свою веру в Коран и руководствоваться кораническими заповедями, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим позднее.

Сейчас же мы поговорим о чтении Корана – великом обряде поклонения, который очищает душу, воспитывает ее в духе праведности и благочестия, учит человека мудрости, терпению, рассудительности и многим другим похвальным качествам.

До нас дошло много священных текстов, в которых подчеркивается польза от чтения Корана вообще или от чтения отдельных сур и аятов.

В хадисе Усмана б. Аффана, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (аль-Бухари).

В другом хадисе, рассказанном со слов матери правоверных Аиши, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда» (аль-Бухари и Муслим).

Это объясняется тем, что тот, кто испытывает трудности при чтении Корана, получает награду как за чтение откровения, так и за те трудности, с которыми он сталкивается при этом.

Передают со слов Абу Мусы аль-Ашари, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не обладающему запахом. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который не читает Коран, подобен колоквинту, горькому на вкус и пахнущему горечью» (аль-Бухари и Муслим).

В хадисе Абу Умамы аль-Бахили сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран, потому что в День воскресения он придет и будет заступаться за своих. Читайте две цветущие суры – суры «аль-Бакара» и «Аль Имран», потому что в День воскресения они явятся, словно два облака или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за своих. Читайте суру «аль-Бакара», потому что в ней – благодать и изобилие, а без нее – печаль и досада, и колдунам не справиться с ней» (Муслим).

Высокое положение перед Аллахом, заступничество в Судный День, благородный нрав и душевная чистота – это лишь некоторые из плодов, которые приносит чтение Корана. Верующий получает вознаграждение за каждую прочтенную букву из писания Аллаха. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква» (ат-Тирмизи и аль-Хаким).

Передают также, что Ибн Масуд сказал: «Поистине, этот Коран – угощение от Аллаха, примите же Его угощение по мере возможности. Он – прочная вервь Аллаха, ясный свет и благотворное исцеление. Он – защита для того, кто придерживается его, и спасение для того, кто следует ему. Он не отступает от истины, чтобы его порицали, и не уклоняется в сторону, чтобы его исправляли. Его чудеса не прекращаются, и он не ветшает от частого повторения. Читайте его, ибо, поистине, за прочтение каждой буквы Аллах воздаст вам в десятикратном размере. И я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква» (аль-Хаким).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не только обучал мусульман чтению Корана и разъяснял преимущества этого занятия, но и призывал их заучивать Коран наизусть. Передают, что Укба б. Амир рассказывал, что однажды, когда они находились в ас-Суффе, к ним вышел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Кому из вас хотелось бы отправиться утром в Бутхан или аль-Акик и привести оттуда двух верблюдиц с большими горбами, не совершив при этом греха и не обидев родственников?» Сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сказал: «Если кто-нибудь из вас утром придет в мечеть и изучит или прочтет два аята из писания Великого и Могучего Аллаха, то это будет для него лучше, чем две верблюдицы. Три аята будут лучше трех верблюдиц, четыре аята будут лучше четырех верблюдиц, чем больше аятов, тем больше верблюдов» (Муслим и Абу Давуд).

В хадисе Абу Хурейры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него» (Абу Давуд).

Изучение Священного Корана – один из самых славных способов поминания Всевышнего. Верующий, изучающий Коран и запоминающий его наизусть, не только заслуживает великую награду, но и заполняет свое сердце Словом Божьим, к которому ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади. Перед ним раскрывается сокровищница божественной мудрости и кладезь знания, и он удостаивается великой милости. Но вместе с тем, на него ложится большая ответственность, потому что пренебрежение Кораном после того, как Аллах поместил его в душе человека, является великим грехом.

Передают со слов Анаса б. Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было показано вознаграждение моих последователей, и среди него была награда за грязь, которую выносят из мечети, и были мне показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, который совершил человек, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их» (ат-Тирмизи и Абу Давуд).

И хотя Всевышний Аллах помогает верующим помнить коранические откровения, далеко не каждый знаток Корана справляется со своими обязанностями. Причина же этого в том, что Слово Аллаха отличается от слов творений, оно требует к себе особого внимания и почтительного отношения. В хадисе Абу Мусы аль-Ашари сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он избавляется быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут» (аль-Бухари и Муслим).

А в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут» (аль-Бухари и Муслим).

Если же человек позабыл аят или суру из Корана, то ему не следует говорить, что он забыл Коран, поскольку эти слова подразумевают небрежное отношение к писанию Аллаха с его стороны. Напротив, он должен сказать, что его заставили позабыть Коран.

В хадисе Абдуллаха б. Масуда сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он покидает души людей быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут». Он также сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Я позабыл такой-то аят”. Напротив, его заставили позабыть его» (Муслим).

Все эти предания указывают на огромную пользу, которую приносит чтение Корана, и сообщают о награде, уготованной для тех, кто читает писание Аллаха в надежде заслужить эту награду и снискать довольство Господа. Поистине, это – великая награда за деяние, которое не только не обременяет человека, но и доставляет ему удовольствие, приносит радость и успокоение.

Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца?» (ар-Раад, 28).

Тот, кто лишает себя этой награды, непременно оказывается в убытке, испытывает беспокойство и подвергает себя большой опасности. И чем больше человек пренебрегает писанием Аллаха, тем сильнее его заблуждение, и тем тяжелее его положение. Всевышний сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

Рассмотренные нами священные тексты касаются чтения коранических откровений вообще. Но в Пречистой Сунне до нас дошли предания, указывающие на превосходство чтения отдельных сур и аятов.

Одной из таких сур является сура «аль-Фатиха» . Передают, что Абу Саид б. аль-Муалла рассказывал: «Однажды я молился в мечети, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позвал меня, но я не ответил ему, а потом я сказал: «О посланник Аллаха, я был занят намазом!». Он сказал: «Разве не сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (8:24)?» Затем он сказал мне: «Поистине, я научу тебя величайшей суре Корана». А потом он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров… Это – семь часто повторяемых аятов и Великий Коран, который был дарован мне» (Ахмад, аль-Бухари, Абу Давуд и ан-Насаи).

Превосходство этой суры выразилось в том, что именно ее чтение является одним из столпов намаза, без которого весь намаз считается недействительным. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Если кто-нибудь совершил намаз, не прочитав в нем Мать Писания, то он является несовершенным». Он повторил это трижды, а люди сказали ему: «Но ведь мы стоим позади имама!». Он же сказал: «Читай ее про себя, потому что я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», – Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», – Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Дня воздаяния», – Аллах говорит: «Мой раб восславил Меня». Как-то он сказал: «Мой раб положился на Меня». Когда раб говорит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», – Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», – Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит» (Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

В хадисе Убады б. ас-Самита говорится: «Однажды во время рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел Коран с трудом. Завершив намаз, он сказал: «Я вижу, что вы читаете Коран позади вашего имама». Мы сказали: «Да, о посланник Аллаха! Клянемся Аллахом!» Он же сказал: «Не читайте ничего, кроме Матери Корана, ибо намаз не засчитывается тому, кто не прочел ее» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Мать Корана – одно из названий суры «аль-Фатиха» , подчеркивающее ее многочисленные достоинства.

Особое место в писании Аллаха также занимают суры «аль-Бакара» и «Аль Имран» . Мы уже упомянули хадис Абу Умамы о том, что в Судный День эти суры будут заступаться за тех, кто читал их и выполнял ниспосланные в них предписания.

В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, сатана избегает дома, в котором читают суру «аль-Бакара» (Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи).

Передают, что Усейд б. Худайр рассказывал, что однажды ночью, когда он читал суру «аль-Бакара», а его лошадь была привязана рядом с ним, она вдруг заволновалась и стала двигаться. Он смолк, и лошадь успокоилась. Потом он снова начал читать, и лошадь снова заволновалась, а когда он смолк, она успокоилась. Потом он снова принялся за чтение, и она опять пришла в волнение, и тогда он перестал читать. В это время его сын Йахья находился недалеко от лошади, и он испугался, что она затопчет его.Он унес ребенка, а когда он поднял глаза к небу, то ничего не увидел. Наутро он рассказал обо всем Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: « Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр!» Усейд сказал: «О посланник Аллаха! Я испугался, что она затопчет Йахью, который находился рядом с ней, и поэтому я поднял голову и подошел к нему. А потом я поднял голову к небу и увидел там что-то вроде облака, в котором было нечто напоминавшее собой светильники, после чего это исчезло у меня из виду». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Знаешь ли ты, что это было?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, и если бы ты продолжил читать, то утром люди бы смогли увидеть их, и они не скрылись бы от них!» (аль-Бухари).

Одним из достоинств суры «аль-Бакара» является Аят Престола – 255-ый аят этой суры. Того, кто прочел этот аят перед сном, оберегает хранитель от Аллаха, и сатана не может приблизиться к нему вплоть до наступления рассвета.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поручил мне охранять закят, собранный в рамадане. Тут ко мне пришел какой-то человек, который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он взмолился: «Поистине, я нуждаюсь, у меня много детей, я действительно испытываю сильную нужду!» Тогда я отпустил его, а наутро Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «О Абу Хурейра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, и я сжалился над ним и отпустил его». Он сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». Я уже точно знал, что он вернется, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…он еще вернется», и я стал поджидать его. И он действительно пришел и принялся пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он взмолился: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня много детей! Я больше не вернусь!» Я опять пожалел его и отпустил, а наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «О Абу Хурейра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, и я сжалился над ним и отпустил его». Он сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». И я снова стал поджидать его, и он снова пришел и принялся пригоршнями набирать себе еду. Тогда я схватил его и сказал: «Теперь я точно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернешься, а потом возвращаешься!» Он взмолился: «Отпусти меня, и я научу тебя словам, которые по воле Аллаха принесут тебе пользу!» Я спросил: «Что это за слова?» Он сказал: «Когда ложишься спать, читай аят Престола: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…» (аль-Бакара, 255) до конца, и рядом с тобой будет хранитель от Аллаха, и дьявол не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» Я отпустил его, а наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые по воле Аллаха принесут мне пользу, и я отпустил его». Он спросил: «Что же это за слова?» Я ответил: «Он сказал мне: «Когда ложишься спать, читай от начала до конца аят Престола: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…», и еще он сказал мне: «Рядом с тобой будет хранитель от Аллаха, и дьявол не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» Он сказал: «Они (сподвижники – К. Э.) больше всего стремились к благу». Затем он сказал: «Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он сказал тебе правду, хотя он – отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал в эти три ночи, Абу Хурейра?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Это был сам дьявол» (аль-Бухари).

Большая награда обещана и верующим, читающим последние два аята суры «аль-Бакара». Эти аяты были ниспосланы вместе с сурой «аль-Фатиха» и отмечены особым достоинством.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды, когда мы сидели рядом с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рядом с ним находился Джибрил. Вдруг он услышал скрип над головой, и Джибрил посмотрел на небо и сказал: «Это открылись ворота на небе, которые еще никогда не открывались». Через них спустился ангел, который явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара». И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано » (Муслим и ан-Насаи).

Передают со слов Абу Масуда аль-Бадри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто прочтет ночью два последних аята из суры «аль-Бакара», этого будет достаточно» (аль-Бухари, Муслим и другие).

В священных текстах также говорится о пользе от чтения суры «аль-Мульк». Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сура из Корана, состоящая из тридцати аятов, заступается за человека, пока его не простят. Это – сура «Благословен Тот, в Чьей Руке власть…» (ат-Тирмизи, Абу Давуд и Ибн Маджа).

Чтение этой суры перед сном защищает верующего от мучений в могиле, и поэтому посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ложился спать, не прочитав суры «ас-Саджда» и «Благословен Тот, в Чьей Руке власть…» (Ахмад).

Исключительное место среди коранических откровений занимает сура «аль-Ихлас». Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: «Разве не может каждый из вас читать треть Корана каждой ночью?» Это показалось им очень тяжелым, и они сказали: «А кто из нас способен на такое?» Он сказал: «Аллах – Единый, Самодостаточный! Это – треть Корана» (Ахмад, аль-Бухари и другие).

Это значит, что чтение суры «аль-Ихлас» приносит человеку такую же пользу, как и чтение трети Священного Корана. Однако из этого не следует, что оно засчитывается вместо чтения трети Корана. Например, если молящийся трижды прочел в намазе суру «аль-Ихлас», то это не освобождает его от обязанности прочесть суру «аль-Фатиха». Благодеяния могут быть одинаково полезными и вознаграждаться одинаково, но это не делает их одинаковыми во всех отношениях.

В хадисе Абу Айюба аль-Ансари сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скажет «Нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, и Ему надлежит хвала, и Он способен на всякую вещь» десять раз, тот словно освободил из рабства четырех потомков Исмаила» (аль-Бухари и Муслим).

Тем не менее, если человек должен освободить четырех рабов в качестве искупления греха, то ему не достаточно просто произнести эту молитву десять раз.

Прекрасными особенностями отмечены и две последние суры Корана – «аль-Фаляк» и «ан-Нас» .

Передают со слов Укбы б. Амира, что однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этой ночью мне были ниспосланы аяты, подобных которым никто не видел. Это – суры и «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей…» (Ахмад, Муслим и другие).

Передают со слов Абу Хабиса аль-Джухани, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Абу Хабис, не сообщить ли тебе о самых лучших словах, которые только могут произнести люди, ищущие защиты Аллаха?» Он сказал: «Конечно, сообщи, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета…» и «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей…» – это две суры, посредством которых прибегают к защите Аллаха» (ан-Насаи).

Из всего сказанного следует, что мусульмане обязаны усердно читать Коран, размышляя над его аятами и мудрыми предписаниями. В наибольшей степени это относится к месяцу рамадану, потому что чтение Священного Корана в этом месяце имеет дополнительные преимущества. Именно в рамадане Всевышний Аллах ниспослал Коран с Хранимой Скрижали на ближайшее небо, откуда ангел Джибрил в течение двадцати трех лет приносил откровения Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Каждый год в рамадане Джибрил приходил к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы прочесть Коран вместе с ним. А в последний год жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ангел явился к нему дважды и дважды прочел Коран вместе с ним для большей надежности. В рамадане наши праведные предшественники подолгу читали Коран в намазе и в другое время. Имам аз-Зухри, да смилостивится над ним Аллах, говорил о рамадане: «Это месяц для чтения Корана и кормления людей». Имам Малик, да смилостивится над ним Аллах, с наступлением рамадана прекращал читать хадисы и проводить занятия и посвящал себя только чтению Корана из свитка.

Известный комментатор Корана и знаток хадисов Катада, да смилостивится над ним Аллах, за каждые семь ночей перечитывал Коран полностью, но в рамадане он делал это за три ночи, а в последние десять дней рамадана – каждую ночь. Ибрахим ан-Нахаи, да смилостивится над ним Аллах, перечитывал Коран полностью в рамадане за каждые три ночи, а в последние десять дней этого месяца – за каждые две ночи. Аль-Асвад перечитывал писание Аллаха каждые две ночи на протяжении целого месяца.

Верующие должны брать пример с этих праведников и следовать их путем, чтобы присоединиться к ним в садах Эдема и заслужить такой же прекрасный удел, как и они. Не подобает человеку, который возлюбил Господа, упускать благословенные часы, которые Господь отпустил ему для того, чтобы он мог заслужить Его милость и прощение. Поистине, жизнь человека коротка, но многие осознают это лишь тогда, когда приближается час расставания с этим миром, и тогда им кажется, что они пробыли на земле всего лишь несколько часов.

Уроки благословенного месяца ” – Эльмир Кулиев и Рауф Абаскулиев

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта

Коран – Слово (речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана — одно из лучших занятий для человека.

В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:

Вознаграждение за чтение Корана: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).

Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Знавшему Коран будет сказано (в Судный день): “Читай и возвышайся. Читай нараспев, как читал ты в земной жизни. Воистину твоё место (в Раю) будет там, где прочтешь ты последний аят”» (Ат-Тирмизи).

Аль-Хаттаби сказал: «Сообщается, что в Коране столько же аятов, сколько есть ступеней в Раю, и чтецу Корана будет сказано: “Поднимайся по ступеням в соответствии с тем, сколько аятов ты прочёл ”. И кто прочтет весь Коран, тот займет самую высокую ступень Рая. А тот, кто прочтет его часть, то поднимется в соответствии с количеством прочитанного, т.е. предел его вознаграждения будет там, где он закончит свое чтение».

Вознаграждение тому, чьи дети обучаются Корану: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «На головы родителей того, кто обучался Корану и поступал согласно ему, в Судный день возложат венец из света, сияние которого будет подобно сиянию солнца, и будут они облачены в одежды, которых никто не видел в этом мире. Они спросят: “За что нас облачили в это?” Им скажут: “За то, что ваши дети обучались Корану”» (Аль-Хаким, слабый хадис ).

Заступничество Корана в Судный День за того, кто читал его при жизни: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Коран, ибо он заступится в Судный день за тех, кто читал его» (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день…» (Ахмад).

Награда людей, которые собираются вместе для того, чтобы читать и изучать Коран: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда группа людей собирается в одном из домов Всевышнего Аллаха, читая Его Книгу и обучая ей друг друга, на них обязательно нисходит спокойствие, их покрывает милость, ангелы устремляются к ним и Аллах упоминает о них среди тех, кто у Него» (Абу Дауд).

Правила этикета, связанные с чтением Корана: Ибн Касир упоминает некоторые из этих правил: «Можно прикасаться к Корану или читать его только в состоянии ритуальной чистоты. Кроме того, человеку следует почистить зубы сиваком перед началом чтения; надеть лучшую одежду; повернуться в сторону кибли. Если его преодолевает зевота, необходимо прекратить чтение. Не следует прерывать чтение ради того, чтобы что-то сказать, без острой необходимости При чтении Корана человек должен быть сосредоточенным на том, что он читает. Кроме того, дойдя до благого обещания, желательно обратиться к Аллаху с мольбой, прося у Него это благо, а дойдя до аята, в котором упоминается угроза Всевышнего, попросить у Аллаха защиты. Не следует оставлять Коран открытым или класть поверх него что-либо. Если чтецов несколько, то они не должны повышать голоса, чтобы своим чтением не мешать остальным. Не следует читать Коран на рынках и в шумных местах».

Как следует читать Коран? Вот что ответил Анас (да будет доволен им Аллах) когда его спросили о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран: «Он читал его нараспев, растягивая. Затем Анас прочитал: “БисмилЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим”, растягивая “БисмиЛля-ях”, растягивая“Ар-Рахма-ан” и растягивая “Ар-Рахи-им”» (Аль-Бухари).

Умножение награды за чтение Корана: каждого, кто читает Коран искренне, ради Аллаха, ожидает награда. Однако эта награда умножается и увеличивается, если человек во время чтения сосредоточен, размышляет о прочитанном и хорошо понимает то, что читает. В этом случае за каждую прочитанную букву ему записывается совершение от десяти до семиста добрых дел.

Сколько нужно прочитывать за день и ночь? Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ежедневно прочитывали определенный объем. Полностью они прочитывали Коран не менее чем за семь дней. Более того, передается запрет на прочтение Корана полностью менее чем за три дня.

Старайся же, брат мой, больше времени проводить за чтением Корана. Определи для себя тот объем, который ты мог бы прочитывать ежедневно, и пусть никакие обстоятельства не помешают тебе прочитывать свою дневную норму, ибо лучше читать понемногу, но регулярно, чем помногу, но нерегулярно. Если же ты был занят, или проспал, то возмести пропущенное на следующий день. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проспал чтение части Корана (из того что он прочитывал еженощно), а потом (возместив) прочитал ее между утренней и полуденной молитвой, ему запишется такая же награда, как если бы он прочитал ее ночью» (Муслим). Не будь же из тех, кто оставляет Коран и забывает его, в какой бы форме это не проявлялось, как, например, оставление обычного чтения, или чтения нараспев по всем правилам, или размышления над его аятами, или оставление действия в соответствии с ним, или оставление лечения посредством него.

Из книги «Толкование последних трех частей Священного Корана»
подготовлен офисом по призыву г. Эр-Рияд КСА
официальный сайт книги:

Передал Байхаки от Абу Хурайры

"فضل القرأن على سائر الكلام كفضل الرحمان على سائر خلقه"

«Высокочтимость и достоинство речи Всевышнего над речью Его творений такое же, какова высокочтимость и достоинство Самого Аллаха над Его творениями»

Передал Хаким от Ибн Масъуда , что Пророк, да благословит его Аллах, сказал:

"من قرأ حرفا من كتاب الله فله به حسنة والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول الم حرف ولكن ألف حرف ولام حرف وميم حرف"

«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздается десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» — буква, «Лям» — буква и «Мим» — буква».

Также передал Ахмад от Муаза сына Анаса

"من قرأ القرأن وعمل بما فيه ألبس والداه تاجا يوم القيامة ضوؤه أحسن من ضوء الشمس في بيوت الدنيا لو كانت فيكم، فما ظنكم بالذي عمل بها"

«Тот, кто прочитал Коран и действовал в соответствии с его содержанием, в День воскресения его родителям будет дано носить корону, свет (которой) лучше, чем солнечный свет в жилищах этого мира, если бы оно было среди вас. Итак, (если его родителям дается такая высокая степень, то), что вы думаете о том, кто действует в соответствии с Кораном?

Передал Ахмад от Тамими , что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من قرأ بمائة آية في ليلة كتب له قنوت ليلة"

«Кто прочтет сто аятов ночью, тому записано будет служение Богу на протяжении всей ночи»

Также передал Хаким от Абу Хурайры , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من قرأ في ليلة مائة آية لم يكتب من الغافلين"

«Кто прочтет ночью сто аятов Корана, тот не будет записан в беспечные, а будет записан в набожные»

Передал Дайлями от Амра сына Шуайба , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"إذا ختم العبد القرأن صلى عليه عند ختمه ستون ألف ملك"

«Когда раб заканчивает (чтение) Корана, в это время шестьсот тысяч ангелов благословляют его»

Передали Абу Дауд и Насаи от Анаса , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"مثل المؤمن الذي يقرأ القرآن كمثل الأترجة ريحها طيب وطعمها طيب، ومثل المؤمن الذي لا يقرأ القرأن كمثل التمرة طمعها طيب ولا لها، ومثل الفاجر الذي يقرأ القرأن كمثل الريحانة ريحها طيب وطعمها مر، ومثل الفاجر الذي لا يقرأ القرأن كمثل الحنظلة طعمها مر ولا ريح لها، ومثل الجليس الصالح كمثل صاحب المسك إن لم يصبك منه شيء أصابك من ريحه، ومثل الجليس السوء كمثل صاحب الكير إن لم يصبك من شرره شيء أصابك من دخانه"

«Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Грешник, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а грешник, который Коран не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус. Хороший друг подобен продавцу муска (мускуса), даже если ты не будешь покупать муск, то хорошего запаха все равно не избежать. А плохой друг подобен кузнецу. Даже если ты не испачкаешься сажей, то от дыма все равно никуда не денешься».

Передал Ахмад от Абу Хурайры что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من استمع إلى آية من كتاب الله كتبت له حسنة مضاعفة، ومن تلا أية من كتاب الله كانت له نورا يوم القيامة"

«Тому, кто прослушал чтение одного аята из Корана, запишется вознаграждение, увеличенное несколько раз. А тот, кто прочтет этот аят, в Судный день станет светом (нуром), озаряющим его путь в Рай».

Также Табарани передал от Анаса , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"من علم ابنا له القران نظرا غفر له ما تقدم من ذنبه وما تأخر، ومن علمه إياه ظاهرا فكلما قرأ الابن آية رفع الله بها للأب درجة حتى ينتهي إلى آخر ما معه من القرأن"

«Тот, кто обучит своего ребенка читать Коран, тому прощаются прошедшие и нынешние грехи, а тот, кто обучит ребенка учить наизусть Коран, с каждым прочитанным ребенком аятом, Аллах будет поднимать степень отца, и так до окончания Корана»

Передал Дайлями от Абу Умама , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"حامل القرأن حامل راية الإسلام، ومن أكرمه فقد أكرمه الله، ومن أهانه فعليه لعنة الله"

«Знающий Коран наизусть является знаменосцем Ислама, того, кто окажет ему почет, почтит Аллах, а тому, кто оскорбит его, проклятие Аллаха».

Передали Тирмизи и Насаи от Анаса , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"عرضت علي أجور أمتي حتى القذاة يخرجها الرجل من المسجد وعرضت علي ذنوب أمتي فلم أر ذنبا أعظم من سورة من القرأن أو آية أوتيها رجل ثم نسيها"

«Мне было показано вознаграждение моих последователей, и среди них была награда за грязь, которую выносят из мечети, и были мне показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот (грех) человека, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их».

Передал Абу Давуд от Саъда сына Убадата , что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"ما من امرئ تعلم القرأن ثم نسيه إلا لقي الله يوم القيامة أجذم"

«Тот, кто, выучив Коран, потом забыл его, в День Суда предстанет перед Судом Аллаха как прокаженный»

Передал Яфии , что Ахмад бин Ханбал сказал:

رأيت رب العزة في منامي فقلت: يا رب بم يتقرب إليك المتقربون؟ قال: بكلامي، فقلت: بفهم أو بغير فهم قال بفهم وبغير فهم.

«Я увидел Всевышнего во сне, и спросил его:

«О, мой Господь! Как приближаются к тебе приближенные рабы твои?»

Господь сказал:

«С помощью Корана»

Затем я спросил:

«Понимая смысл или не понимая?»

Он (Господь) ответил:

«Понимая и не понимая смысла».

Несколько побуждений

Первое: Поистине, чтение Корана, следя за текстом глазами, является наилучшим, чем поминание Аллаха, которое не связано с временем и местом [то есть, чтение которого не связанно с временем и местом, а что касается того зикра, который обособлен временем или местом, то наилучшим является его чтение в отведенное для него времени, чем чтение Корана в это время].

Наилучшим является чтение Корана в намазе, ночью, в конце второй половине ночи, между ночным и утренним намазами, в драгоценных периодах времени.

Желательно читать Коран с соблюдением тартиля, также желательным является и не арабам, которые не понимают смысла. Тартил - это переход от (чтения, произношения) одной буквы на другое, плавно, медленно без остановок. Одна буква, прочитанная с тартилем драгоценнее, чем две буквы, прочитанные с отсутствием тартиля.

Ибну Аббас сказал: «Чтение одной суры с соблюдением тартиля мне предпочтительнее, чем чтение всего Корана без тартиля».

Часть Алимов сказали: «Желательно соблюдать паузу вначале каждого аята», этого мнения придерживаются и Абу Амр аль Кариъ.

Предпочтительным является читающему Коран, читать с размышлением и смиренностью, так как это является целью, и требованием, и очищает сердца.

Малик бин Анас сказал: «Как много читающих Коран, которых проклинает (сам) Коран».

Полезное примечание:

قال في المجموع: الاشتغال بحفظ ما زاد على الفاتحة أفضل من صلاة التطوّع، وأفتى بعض المتأخرين بأن الاشتغال بحفظه أفضل من الاشتغال بفرض الكفاية من سائر العلوم دون فرض العين منها

В книге « Мажмуъ » сказано: «Изучение сур из Корана помимо суры аль-Фатиха лучше, чем желательный намаз. Некоторые из поздних ученых вынесли решение, что изучение Корана лучше, чем изучение некоторых наук, которые являются фардом кифая , а не фарзуль айн.

Второе: Поистине, забвение одной буквы или аята является большим грехом, если даже забытье будет по причине занятости изучением обязательных знаний.

Третье: Поистине, тот, кто после совершеннолетия выучил Коран, будь то совершенным образом или средним, или же любым другим, как например, с запинками или с множеством ошибок, обязан находиться в этом состоянии (не забывать заученное), и ему запрещено снижать уровень (то есть, ему запрещено забывать что-либо из выученного).

Четвертое: Поистине, запрещено без какой-либо причины разрывать что-либо, на чем написан текст (из) Корана, также глотать что-либо, на чем написаны строки из Корана, дозволенным является, есть , и пить воду со стертой надписью.

Запретным является оставлять на полу Коран, не подняв его, направлять ноги в сторону Корана, класть дирхамы в Коран и также в шариатские книги.

Так же, как желательным является вставать при входе алима, желательно вставать и когда Коран вносят в дом.

Передано от Юсуфа Малики , что Имам Абу Бакр ибн Фурак никогда не ложился спать в комнате, в котором находился Коран, а когда ему хотелось спать, то он, оказывая почет книге Всевышнего Аллаха, переходил в другое место, где не было Корана.

[ЗайнуДдин аль-Малибари, "Иршадуль Иббад" , 89 стр.]


Фард кифая - это такой хукм (заключение), устанавливающий закон Аллаха (обладатель этого закона Аллах, субхана ва тааля), исполнение которого требуется от общества (общины, группы), а не от каждого непосредственно.

Его (фард кифая) хукм - если одна группа будет что-либо делать, то с остальных обязанность спадает, и грех уходит от всех, никто не будет грешен. Например, джаназа намаз - есть обязанность похоронить, одна группа похоронили мусульманина, со всех остальных грех спадает. А если его не сделает ни один, то все будут грешные. Например, если никто не похоронил мусульманина, то вся община становится грешной.

Фарду ‘айн - это такой хукм (заключение), устанавливающий закон Аллаха (обладатель этого закона Аллах, субхана ва тааля), исполнять который должен каждый человек, являющийся мукалляфом (тот, для кого стал обязателен намаз: есть разум, мусульманин, совершеннолетний). Это такие вещи как пяти кратный намаз, паломничество, отстранение от зина и хамр. Если ты читаешь намаз это не значит, что это твоим родителям он уже не фард, или у тебя дедушка был мулла - это не значит, что тебе уже намаз не надо совершать. Каждый мукалляф обязан делать это. Если некоторый из мукалляфов сделают его, то с остальных эта обязанность не спадает.

Имеется виду глотать без жевания, так как если проглотить то, на чем написан текст из Корана, то он попадает в место где есть наджаса, и пачкается этой наджасой..

Дозволяется есть, а не глотать, потому что, когда человек глотает, то он глотает целый лист или кусок листа на котором написан текст из Корана, а когда кушает то, на чем написан текст из Корана, то он разжевывает это и жеванием этот лист разделяется на части, или текст отходит от листа, по этой причине алимы, такие как Имам Рамли и Ибн Хаджар, дозволили есть, а не глотать лист, на котором текст из Корана.