Что символизирует стрела. Словарь символов: Стрела. Духовность и тонкие материи




Татуировка с изображением стрелы популярна всегда. Ей украшают свое тело, как мужчины, так и женщины. Чтобы стрела полетела вперед, ее необходимо оттянуть назад. Ее обладатели не боятся трудностей, они уверены, что все невзгоды не отталкивают их назад, а ведут к намеченной цели.

Главное правильно натянуть тетиву, быть метким и попасть в самое «яблочко». Поэтому значение татуировки можно расшифровать, как целеустремленность, ловкость и прямолинейность .

Стрела у многих ассоциируется с боем или охотой, поэтому для мужчин такое тату имеет особенное значение. Они видят в этом символе самоконтроль, хладнокровие, меткость, ловкость и другие качества, присущие охотникам и воинам. Представители сильного пола наносят татуировку в черных или темно синих тонах.

Как правило, это геометрические или симметричные изображения на запястьях, плечах или икрах. Мужчины предпочитают набивать стрелу без сложных элементов, но могут дополнить луком или пораженным зверем. Также можно встретить на теле парней орла, несущего в клюве или когтях стрелу.

Даже если, это тату с одной стрелой, то стоит учесть, что ее направление имеет свое особое значение:

  • Север – знания и опыт;
  • Юг – целомудренность;
  • Восток – дальнозоркость;
  • Запад – предчувствие или интуиция.

Раньше с помощью стрел и лука мужчины добывали еду и отвоевывали земли, поэтому многие обладатели такого тату ассоциируют себя с добытчиком и хозяином. Их характеризует твердость и хладнокровность, умение идти к цели и побеждать .

У женщин


Для представительниц слабого пола татуировка (тату) стрела имеет другое значение. Видя этот символ, сразу вспоминается шалун Купидон, который стреляет из лука в сердца, даря людям ненависть или любовь. Романтичные особы украшают свое тело пронзенными сердцами или стрелами, которые запутались в колючках розы. Это может означать стремление полюбить или, наоборот, несчастный любовный опыт.

Также этот символ может иметь значение преданности и дружбы. В этом случае стрелы будут скрещены. Если тату содержит множество пересеченных стрел, то это означает альянс Вселенной и Земли . Центр татуировки, где объединяются все стрелы означает, что все в мире взаимосвязано и едино.

На зоне

В местах заключения татуировка стрела с изображением стрелы имеет не одно значение. Все зависит от композиции, в которую входит символ. Наколка на плече с рисунком перекрещенных стрелы и ключа является признаком «домушника». Это значит, что квартирный вор целенаправленно открывает любую нужную ему дверь.

На груди у влиятельного авторитета можно увидеть изображение льва, окруженного средневековыми доспехами и оружием. Это могут быть булава, копье, разнообразные мечи и, конечно, стрелы и лук. Значение татуировки – власть, сила, значимость. Если среди предметов находится книга, то это символ знания, мудрости и опыта.

Среди заключенных на зоне татуировка стрела встречается много азартных игроков и карточных шулеров. Их отличительным знаком является тату (татуировка) с тремя картами, которые пробила насквозь стрела. Это значит, что азартная игра навеки связана с человеком.

В местах лишения свободы есть люди, которые уверены, что их ждут и любят. И они испытывают сильные чувства к своим половинкам, которые не смотря ни на что продолжают ждать встречи . Они накалывают на теле красивые художественные наколки с изображением Амура с луком и стрелами, голубей или сердце, пробитое стрелой. Чаще всего татуировки встречаются на спине и означают «Искушен тобой навеки».

Стрела символ света

Стрела с незапамятных времен считалась символом света, который дарует светило. По этой причине солнечные лучи отождествляли с своеобразными стрелами, которые не поражали, а несли с собой только жизнь.

В наше время, к сожалению, стрелы воспринимаются не более чем орудием, предназначенным или для нападения, или для защиты. В то же время известно, что в древности многие народы мира использовали этот предмет как сильнейший оберег, охраняющий своего хозяина от всяческих проявлений зла. Стрела была олицетворением борьбы сил света с силами тьмы.

Поэтому неудивительно, что лук и стрелы являются атрибутом многих божеств. Так, древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусств и предводитель муз, всегда носил с собой серебряный лук. При этом его самого нередко называли Фебом, то есть лучезарным, сияющим. Его сестра Артемида, покровительствующая всему живому, также изображалась с луком и колчаном стрел за спиной. В то же время у индусского бога любви Камадэвы и его античного «коллеги» Купидона лук символизировал женское начало, а стрела – мужское.

Стрела также является символом обновления, например, она может предвещать встречу со своей судьбой. Свидетельством этому служит сказка «Царевна-лягушка»: сыновья царя пускали стрелы в разные стороны, и где они падали, там молодцы и сватались. И, конечно же, стрела в фольклоре фигурировала как орудие возмездия за содеянное зло. Вот пример: сказка «Притворная болезнь», в которой стрела поражает мать Ивана-царевича в самое сердце, так как она хотела извести своего сына.

В фольклоре многих стран стрела – это оберег, обеспечивающий надежную защиту ауре человека и его жизненному пространству от всех негативных проявлений. В давние времена в Европе стрелы рассматривались как оружие волшебных народов – эльфов и фей. Вода, в которую они попадали, использовалась при лечении женских заболеваний. В восточно-азиатских странах кремниевые наконечники стрел считались дождем с неба или каплями летящих духов. Нередко они использовались как защитные амулеты.

На Руси стрелы были обязательными атрибутами в проведении некоторых обрядов. И в этом плане свадьбы – не исключение. Так, красная стрела была обязательным атрибутом свадебного платья.

Даже сейчас женщины вплетают в свои локоны стрелы, чтобы оберечь себя от зла. Часто стрелы можно было наблюдать в опочивальнях молодоженов. Некоторые пары размещали их под простыней и кроватью. Стрела-оберег также помогала наладить семейный быт и скрепить брачный союз.

Для защиты дома и семьи можно использовать не один оберег, а сразу пять: для этого четыре следует разместить в одной из комнат по сторонам света, а пятый – повесить над кроватью. При этом учтите, что оберег должен быть обязательно установлен острием вниз. В таком положении талисман берет на себя весь негатив, который недоброжелатели адресуют его владельцу. Если в какой-то момент вы почувствуете облегчение, душевное равновесие и успокоение, будьте уверены, это амулет проявил свои защитные свойства. От такого талисмана, вобравшего в себя слишком много отрицательной энергетики, следует избавиться. Можно опустить его в воды реки или озера, закопать в землю или бросить в огонь, перед этим поблагодарив за помощь. Силы этих трех стихий заберут накопившуюся в талисмане негативную энергию и преобразят ее.

Для личного амулета лучшим местом считается шея. Носить его следует каждый день вплоть до того момента, пока не получите желаемое.

Совет: если вы одиноки, обзаведитесь подвеской в виде лука со стрелой. Это позволит вам в кратчайшие сроки найти свою половинку. Этот же амулет помогает вновь испеченным семьям сделать отношения прочнее.

Это важно: в приоритете талисман, украшенный натуральными камнями – помогают привлечь или укрепить любовный союз. Пришла пора продлевать медицинский сертификат специалиста, а времени на обучение, как всегда нет, тогда мы предлагаем вам купить медицинский сертификат специалиста и удостоверение о повышении квалификации медицинских работников!

СТРЕЛА — это символ солнечной энергии, стремительного проникновения света, любви и смерти. Стрела может олицетворять и войну, и мир. Мир, т.е. прекращение войны, символизирует либо сломанная стрела, либо несколько стрел, связанных в пучок.

Стрела олицетворяет собой мужское начало и мужские добродетели, поскольку связана с образами охоты, войны, воина, силы, меткости, умения пользоваться оружием. Стрела — обязательный элемент многих из гербов известных в прошлом военачальников, стремившихся подчеркнуть свою принадлежность к армии и свои победы на поле брани. На Востоке (Китай, Индия, Индокитай) только что родившимся мальчикам дарили лук и стрелы, отмечая тем самым их изначальную принадлежность к охотникам и воинам.

В мифологии лук и стрелы представляются атрибутами множества богов, хотя изображаться они могут по-разному: одни небожители держат оружие в руках, у других стрелы находятся в колчане за спиной. Орел Юпитера сжимает стрелымолнии Громовержца в своих когтях; стрелы египетской богини Нейт, покровительницы Саиса, перекрещены на ее щите.

Назначение божественных стрел также различно: одни несут людям пламенную любовь, другие — мгновенную неотвратимую смерть. Купидон всегда носил в своем колчане две стрелы: одна — символизирует любовь, возможность брака по любви, вторая — ссору между влюбленными, брак по расчету. У озорного крылатого греческого бога Эроса (римского Амура или Купидона) в запасе два вида чудесных стрел: золотые содержат в себе мощный заряд любви, свинцовые же гасят самую сильную страсть. Стрелы Аполлона — символ солнечных лучей, которые, впрочем, могут не только согреть озябшего путника или напитать живительной силой плодородную землю, но и сжечь все живое, обречь человечество на страдания. Стрелы Дианы и Митры — символы всепроникающего света, символы земной красоты, умиротворения и спокойствия, благодати и тишины.

Стрела напрямую связана с символом молнии. Не зря существует такое понятие, как «грозовые стрелы». Места, куда ударяла молния, считались священными, им приписывали совершение всевозможных чудес. Однако выпускать стрелу в небо считалось признаком колдовства, стремлением разозлить богов, вызвать их гнев, навлечь неприятности на головы обывателей, спровоцировать природные катаклизмы, такие, как наводнение, засуха, град, проливные дожди и пр.

В мировых религиях стрела несет как позитивную, так и негативную символику. В индуизме и буддизме на первый план выступает ее фаллический символизм. В исламе стрела олицетворяет гнев Аллаха, а в христианстве она рассматривается как знак мученичества или смерти в результате поражения молнией или эпидемии чумы.

Стрела — стоящий на перекрестках дорог указатель пути. Как символ движения входит в эмблемы туристских групп и туристических фирм.

Что символизирует знак стрелы в мировой мифологической традиции? Какие значения образ стрелы получил в христианской культуре? Как и почему стрела связывается с идеей наказания и смерти?

Книга символов. Стрела

Символика стрелы, как и практически всех других архетипических (то есть постоянно появляющихся) образов, в большинстве мифологических и религиозных традиций неоднозначна. Стрела всегда так или иначе была связана с космическими явлениями, которые определяют миропорядок, и богами или культурными героями.

В частности, она являлась атрибутом божественных Отцов, которые ассоциируются с космическим верхом и небом.

Примеры значения стрелы в мифологии

Основные толкования этого образа одинаковы во всех культурах.

Власть. Стрела в древности была оружием дальнего боя и большой убойной силы. велика вероятность, что именно поэтому она стала символом божественного могущества и мощи, а также внезапной смерти, а значит ниспосланной свыше. Именно факт обладания таким оружием, как молнии, указывает на небесное начало божества.

Многие из верховных богов даже свой верховный статус приобрели лишь тогда, когда получили в обладание волшебные стрелы. Например, Зевс стал признанным главой олимпийцев только после того, как циклопы выковали для него стрелы молний, что сразу сделало Зевса повелителем неба и грозовиком. Этим волшебным оружием младший сын Крона убил исполинское чудовище - порождение Хаоса - и обеспечил олимпийцам победу над старыми богами и мировое господство. С тех пор перуны - стрелы - стали обязательным атрибутом власти Зевса и Юпитера. Этих главных богов изображают с ними в руках или в образе орла, в лапах которого зажат полный колчан. У славян бог-громовник Перун (княжий, воинский покровитель) тоже мечет на землю огненные карающие стрелы во время грозы. В этом ему помогает его брат ветер-Стрибог. У всех народов мира молнии - священны, а места, куда они попадали, нередко становились культовыми, на них даже возводили храмы.

Мужская сила, любовь, космический закон продолжения жизни. Небо (а значит, и небесное божество) - это одновременно источник животворящей и карающей силы. Оно в большинстве мифологий рассматривалось как супруг Земли, который оплодотворяет ее во время дождя и грозы с помощью воды и огня, падающих сверху вниз, подобно стрелам, и дающих новую жизнь. Подобный акт оплодотворения, с точки зрения жрецов, обеспечивал космическое равновесие. Недаром иногда даже мировую космическую спираль изображали в виде завитой стрелы.

Стрелы издавна были аллегорическим знаком любви, мужской половой функции и продолжения рода. Древнегреческий бог любви Эрос (Эрот) не расставался с колчаном, в котором лежали стрелы, возбуждающие плотскую любовь.

Духовное прозрение. Эмблема «летящая стрела» имеет и значение другого жара - не плотского, а духовного. Поэтому в религиозной атрибутике тибетского буддизма есть ритуальный атрибут дадар (или дамо), которая называется «стрелой предсказаний». Она считается особым символом жизненной силы, пути Сансары, духовного возрождения.

Солнечный (небесный) свет. Тесно связан образ стрелы с небесным солнечным светом, который лежал в основе создания космоса. Так, древнеегипетские Ра и Нейт, славянские Даждьбог и Ярило, индуистские Индра и Рудра, зороастрийский Митра - боги небесного света и солнечных лучей - тоже нередко изображались со стрелами в руках. Некоторые индийские религиозные обряды включали в себя метание красиво оформленных стрел в небо, что символизировало подношение Индре. В древнеславянской традиции сами стрелы и их изображение использовалось в свадебном обряде как мистические обереги от злой, нечистой силы. Их обязательно втыкали в стены помещения, в котором обустраивали ложе молодым для брачной ночи. У многих народов стрела, вплетенная в волосы, считалась очень сильной защитой от недоброжелателей любого рода.

Геракл, стреляющий из лука. Древняя амфора

В совокупности символика слова стрелы связана с образами:

  • солнечных лучей;
  • восхождения к небесному началу (стрела, летящая вверх);
  • мужественности;
  • молнии, дождя, оплодотворяющего элемента природы, плодородия;
  • силы, войны, охоты;
  • возмездия, неотвратимости;
  • духовного оружия;
  • смерти, морового поветрия, скоротечных болезней, чумы;
  • любви;
  • преодоления пространства;
  • взлета, восхождения к небесам;
  • динамики (так же, как круги, спираль), выражает идею преобразования;
  • мученичества (в христианстве);
  • духовного оружия;
  • угрозы.

Отдельно и подробно рассматривается смысловая составляющая данного символа, связанная с понятием "кара" . Ведь стрела - это прежде всего смертоносное оружие с высокой эффективностью поражения. Во многих мифологиях карающие боги несут людям за их грехи либо неповиновение высшим законам гибель именно посредством стрел.

В египетской традиции функцию наказания выполняла Сохмет. Ее ассоциировали с палящими солнечными лучами, которые в определенных случаях несут из пустыни засуху, выжигают все живое, становятся причиной мора среди людей.

У древних греков смертных подобным образом поражали близнецы Аполлон и Артемида. Оба они были богами скорее жизни. Аполлон (Феб) связывался с мировой гармонией, светом и солнцем, а его сестра - с живительными силами природы. Оба также покровительствовали охотникам. Но если кто-либо совершал прегрешения, боги по воле свыше уничтожали нечестивцев своими несущими смерть стрелами. Так они наказали за непочтение к Латоне (собственной матери) злополучную Ниобу, убив всех ее детей. Безутешная Ниоба после этого от горя превратилась в скалу. А во время войны с Троей от стрел Аполлона погибло множество ахейцев, которые дерзнули похитить и обесчестить дочь Хриса - главного троянского жреца светлого бога. Эллины часто видели во внезапной смерти, а тем более - в мировом поветрии, руку разящих стрелами богов. Причем карать мог и лично Зевс, который метал с небес молнию, способную уничтожить за раз целый город.

В индуизме карающими богами были Рудра и Яма. Рудру в Атхарваведе называют "стрелком из лука". Его зловещий образ ассоциируется с разрушениями и смертью.

Даже гимны, которые посвящены этому богу, чаще всего изображают ужас, которые внушают его грозные стрелы. Его молят не убивать домашний скот, коней, родственников, детей. Яма - хозяин ада, отвечающий за наказание грешных душ. Он - божество смерти и болезней, которые несет на землю своими страшными черными стрелами.

По преданиям славянский бог Перун также убивал небесными стрелами нечестивцев и клятвопреступников. При этом он, как и Яма, был связан со смертью через обряд похорон, который предполагал проведение ряда ритуалов (в том числе и погребальных жертвоприношений) перед кумиром божества. В частности, там сжигали тела усопших, души которых поднимались в перуновы небеса, а оттуда - в Навь.

Карающими были и стрелы многих мифологических и легендарных героев: Гильгамеша, Геракла, Париса, Вильгельма Телля, Робина Гуда, русских богатырей. Они уничтожали зло во всех его воплощениях - от мистических чудовищ до вполне земных злодеев.

Слева истощавшая сгорбленная фигура, дующая на Лейден. Это персонификация желтой Чумы. Позади - скелет с занесенным копьем - образ Смерти.

Карающая богиня Сохмет

Ее ассоциировали с палящими солнечными лучами, которые в определенных случаях несут из пустыни засуху, выжигают все живое, становятся причиной мора среди людей.

Карающий бог Рудра

Христианская символика стрелы

В христианстве это прежде всего знак мученичества. Многие мученики за веру были умерщвлены именно с помощью данного оружия. Наиболее известны истории святой Урсулы и святого Себастьяна. Оба подвижника пострадали от рук язычников:

Урсулу , давшую обет девства и посвятившую жизнь Иисусу Христу, застрелили дикие гунны, так как она предпочла смерть бесчестию.

Себастьяна изрешетили стрелами палачи императора Диоклетиана, фанатичного противника христианства.

На иконописных изображениях и полотнах художников Урсула держит в руках одну стрелу, а Себастьян нарисован привязанным к дереву и пронзенным множеством стрел.

Второе значение данного образа в христианстве связано с идеей божественной любви, которая проникает в сердце верующего. Этой аллегории мы обязаны святому Августину. Третий аспект восприятия символа - божественная защита. Ее наиболее полно олицетворяет икона Пресвятой Богородицы, которую называют семистрельной . На ней Дева Мария изображается пронзенной семью стрелами. Считается, что этот образ смягчает сердца, спасает от конфликтов, отводит от дома воров и грабителей. Наиболее же известная средневековая христианская символика стрелы связана с библейской традицией. Как известно, лук со стрелами держит в руках один из зловещих всадников Апокалипсиса, который олицетворяет собой ни что иное, как саму смерть .

В светской средневековой традиции при символическом изображении смерти (в виде скелета в балахоне) также иногда фигурировали лук (или арбалет) и стрелы в ее руках. С помощью этого оружия она точно поражает свои жертвы. Впрочем, тогда же существовало убеждение, что чуму в наказание людям по божьей воле сеют карающие ангелы - тоже с помощью стрел .

Символические визуальные воплощения стрелы были популярны во все времена. Этот образ можно встретить на:

  • эмблемах;
  • пиктографических (в виде иконок) письмах;
  • гербах династий, городов, стран и предприятий .

В изображения вкладывали самые разные смыслы, связанные со словом «стрела». Одной из интересных архитектурных форм такого рода стал обелиск. Он обозначает апофеоз вечной славы и воплощает идею вечности через застывшее в камне движение от земли к небесам.

Обелиски обычно делают из вечного гранита и устанавливают в память о великих событиях, подвигах и людях, которые их совершили. Нередко и на обычных кладбищах ставят памятники в виде обелиска.

Подробнее о том, какие значения вкладываются в те или иные модели памятников, Вы можете прочитать

Уникальное изобретение человеческого разума, стрела на протяжении многих тысячелетий оставалась самым эффективным и дальнобойным оружием, способным поразить цель на большом расстоянии. Там, где меч, копье, топор и любое другое оружие было совершенно бессильно, сорвавшаяся с тугой тетивы «крылатая смерть» безжалостно и неотвратимо настигала свою жертву. Стрела была незаменимым помощником человека не только в бою, но и на охоте: лишь она могла настигнуть маленького юркого зверька и «достать» птицу, парящую высоко в небе.

Стрела - символ солнечной энергии, стремительного проникновения света, любви и смерти. Стрела может олицетворять и войну, и мир. Мир, т.е. прекращение войны, символизирует либо сломанная стрела, либо несколько стрел, связанных в пучок.

В мифологии лук и стрелы представляются атрибутами множества богов, хотя изображаться они могут по-разному: одни небожители держат оружие в руках, у других стрелы находятся в колчане за спиной. Орел Юпитера сжимает стрелы-молнии Громовержца в своих когтях; стрелы египетской богини Нейт, покровительницы Саиса, перекрещены на ее щите.

Назначение божественных стрел также различно: одни несут людям пламенную любовь, другие - мгновенную неотвратимую смерть. У озорного крылатого греческого бога Эроса (римского Амура или Купидона) в запасе два вида чудесных стрел: золотые содержат в себе мощный заряд любви, свинцовые же гасят самую сильную страсть. Японский бог О-Моно-Нуси, хозяин горы Мива, воспылав страстью к девице Сэятара-химэ, сам превращается в покрытую красным лаком стрелу, чтобы уколоть любимую в «тайное место».

Смерть приносят стрелы-молнии богов-громовержцев, разящие различных небесных чудищ и земных грешников. Греческий солнечный бог Аполлон, мстя за обиду матери, безжалостно расстреливает из лука всех детей несчастной Нио-бы. Во время осады Трои мишенью разгневанного Аполлона становится лагерь греков. Наказывая воинов за святотатство, мстительный бог мечет в них стрелы, распространяющие чуму. В мифах андаманцев злобный лесной дух Эрем-ча-угала убивает людей, посмевших вторгнуться в его владения, невидимыми стрелами.

Наряду с богами в мифах разных народов фигурируют меткие волшебные стрелки, своим искусством спасающие мир от грозящей катастрофы. В одном вьетнамском мифе рассказывается о том, какой новой опасности подверглась наша планета после Всемирного потопа. Когда ливень прекратился, на небе вспыхнули 12 ярких светил, быстро просушивших залитую водой землю. Но и после этого неумолимые светила продолжали изливать потоки нестерпимого жара, постепенно превращая землю в каменистую пустыню. Тогда волшебный стрелок Л ыонг Вунг, спасая земных обитателей от ужасной гибели на раскаленной планете, вскинул свой боевой лук и сбил с неба стрелами все светила, кроме солнца и луны.

В героическом эпосе воспеваются удивительные подвиги метких стрелков излука. Троянский царевич Парис поразил греческого героя Ахиллеса отравленной стрелой в пятку - единственное уязвимое место на теле быстроногого ахейца. Вильгельм Телль, рискуя жизнью горячо любимого сына, сбил стрелой яблоко с его головы. Персидский витязь Рустам Тахамтан использовал в поединке с непобедимым царевичем Исфандиаром особенную стрелу с раздвоенным наконечником: не сумев одолеть грозного Исфан-диара в рукопашном бою, Рустам единственным выстрелом выбил врагу оба глаза. Легендарный английский лучник Робин Гуд на состязании по стрельбе посрамил уже торжествовавшего соперника, пославшего стрелу в самое «яблочко»: не знающая промаха стрела разбойника из Шервудского леса, расщепив пополам стрелу несостоявшегося «победителя», вонзилась точно в центр мишени. Имя же иранского лучника Арата стало символом жертвенного патриотизма. Во время войны иранцев с туранцами, захватившими часть иранской территории, был достигнут следующий компромисс: противники договорились провести границу между Ираном и Тураном там, где упадет стрела, выпущенная иранским лучником. Выбор пал на Арата, одного из лучших стрелков шаха. Стремясь послать стрелу как можно дальше, Арат чудовищно перенапряг свои силы и, выстрелив, свалился на землю замертво, зато его стрела, пролетевшая громадное расстояние и упавшая на старой иранской границе, обеспечила возвращение стране всех захваченных врагом территорий.

В мировых религиях стрела несет как позитивную, так и негативную символику. В индуизме и буддизме на первый план выступает ее фаллический символизм; в исламе стрела олицетворяет гнев Аллаха; в христианстве же она рассматривается как знак мученичества или смерти в результате поражения молнией или эпидемии чумы.

В иконографии стрела прежде всего - орудие мученичества. Стрелу держит в руках сраженная ею св. Урсула; стрела пронзает руку св. Жиля, покровителя нищих и калек; обнаженную фигуру св. Себастьяна, привязанную к столбу или колонне, изрешетили несколько стрел. Однако стрела может иметь в иконографии и совсем иное символическое толкование.

В эмблематике часто использовались изображения как отдельной летящей или вонзившейся стрелы, так и пучка стрел. Например, в эмблеме кардинала Алессандро Фарнезе (1520-1589), покровителя искусств, стрела впилась в центр висящего на дереве щита. Девиз, начертанный по-гречески, гласил: «Так поражай!» Пучок стрел красовался в одной из эмблем испанских Габсбургов.

В геральдике эмблема стрелы могла употребляться в разных значениях. В русской городской геральдике стрела, изображенная как оружие, встречается в целом ряде гербов. Так, в гербе Александ-ровска три перекрещенные стрелы сложены под луком; в гербе Ростова-на-Дону стрела входит в комплект боевого снаряжения; а в гербе Вятки стрела, наложенная на тетиву лука, находится в Божьей деснице. Однако геральдическая стрела не всегда «читается» как оружие. Имеется немало примеров, когда она служит просто указателем направления (в гербах Поречья, Верхотурья и т.д.).

В гербах многих российских дворян можно видеть золотые и серебряные стрелы. Вариантов их изображения немало: в одних гербах показана одна летящая стрела (Мещериновы, Урусовы); в других - две стрелы лежат крестообразно (Бегтабе-говы, Даудовы, Черкасские, Сперанские); в третьих - золотые стрелы находятся в колчане (Амбразанцовы, Мячковы) и т.д.

В военном деле лук и стрела применялись практически с момента их изобретения в эпоху мезолита (около X тыс. до н.э.) до XVII века. Подразделения лучников входили в состав армий и Запада, и Востока. В древности лучшими стрелками признавались скифы и критяне, в Средние века - англичане. С расстояния в 200-250 шагов английские стрелы легко пробивали кольчуги и рыцарские латы. Пораженный искусством английс-кихлучников, французский хронистФру-ассар так отзывается об их действиях в битве при Креси (1346): «Они выстреливали свои стрелы с такой силой и быстротой, что казалось, идет снег».
Что касается русских лучников, то они вряд ли уступали по своим боевым качествам хваленым английским стрелкам. Это замечание подтверждает хотя бы тот факт, что на Руси имелась специальная мера длины, называвшаяся «стрелищем» и составлявшая около 225 метров. Именно такая дальность была установлена русичами для стрельбы на поражение, а это аналогично боевым достижениям англичан.

Лучшим материалом для стрел на Руси признавались прямослойные породы деревьев: ель, сосна и береза. Длина русской стрелы составляла от 75 до 90 см, вес - около 50 г. На оперение, придававшее стреле устойчивость в полете, шли перья хищных птиц - орла, сокола и грифа. Что до наконечников стрел, то их имелось более ста видов. Большая часть наконечников относилась к группе черешковых (снабженных стержнем, вставлявшимся в торец древка стрелы), меньшая - к втуль-чатым (оснащенным специальной втулкой, надевавшейся на древко).

На протяжении веков и тысячелетий оружие, придававшее стреле убийственную скорость, совершенствовалось. Простой лук уступал место сложному, появлялись самострелы и арбалеты различных типов. Со стрелой взаимодействовали не только лук, но и другие виды оружия. Индейцы и сарацины с успехом поражали противника из сарбаканов - длинных духовых трубок для стрельбы небольшими стрелами. Еще в античную эпоху появился «стреломет», классическим примером которого является римский «скорпион». Эта боевая машина осыпала позиции врага тучами стрел. С эллинистической эпохи известны и полиболы, метавшие гигантские стрелы. Подобная военная техника использовалась и в период Средневековья.

В наше время стрела превратилась из орудия убийства в мирный снаряд для стрельбы из спортивного лука. Кроме того, стрела по-прежнему употребляется как знак, указывающий направление.