Буддийские мандалы. Объемная мандала - буддийская ступа. Что такое мандалы: значение изображений




Довольно часто новые участники Гармонизариума задают вопрос "что такое мандала?".
На санскрите мандала - это круг, диск, колесо, сфера, шар, страна, территория, общество, и многое другое, что может описываться этими значениями. В буддизме мандала - это и понятие буддийского мира, сферы обитания божеств, Вселенной, и ряд ритуальных изображений, символов.

Сразу оговорюсь, что наша Пятничная Мандала не имеет никакого религиозного характера, она скорее является приятным развлечением с легким арт-терапевтическим эффектом. :)

Maндала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв (существо с пробуждённым сознанием), будд (просветленный).

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый - востоку, желтый - югу, красный - западу, зеленый - северу.

Один из буддийских ритуалов - посвящение Калачакры включает в себя создание мандалы из цветного песка или порошка, сопровождающееся молитвами.


Первым действием ритуала, разумеется, является молитва и благословение цветного песка, инструментов и специального стола для построения мандалы. Затем монахи приступают к разметке поверхности стола.

Центральные и диагональные линии наносятся с помощью белой нити, которая должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На поверхности стола остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи создают без предварительной прорисовки.

Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета.

Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу.

Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков, с добавлением молотых пряностей, трав, минералов.

Иногда исользуется не песок, а частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки мелких деталей и узоров.

Мандалу из песка создают обычно два или четыре монаха, начиная от центра и постепенно расширяя картину. Каждый круг - уровень рисунка - должен быть закончен полностью, прежде чем монахи присупят к следующему этапу работы. При этом работа должна вестись сосредоточенно, без спешки, но и не слишком медлительно.

В процессе медитации на стадии создания сложной мозаичной композиции практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Монахи, которые не участвуют непосредственно в создании мозаики мандалы, проводят различные церемонии, смысл которых в очищении пространства и накоплении положительного потенциала. Обычно ритуалы эти сопровождаются пением и игрой на музыкальных инструментах.

Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена - процесс медитации и познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения - в демонстрации идеи непостоянства всего сущего.

После очередных молитв и обращений к божествам, один из монахов символически взламывает входы со всех четырех сторон света, после чего мозаичное изображение сметается специальным веничком. Собранные в кучу в центре стола перемешанные песчинки пересыпаются в ритуальную чашу.

Искусство создания мозаик из песка - мандал - доведено буддийскими монахами до совершенства. Изысканные рисунки и тонкие линии вместе с импровизированными деталями создают волшебный образ совершенного мира. Мира, который должен быть разрушен. Может быть, только затем, чтобы на этом же месте через некоторое время создать новую мозаику - мандалу.

Посмотрите, какими разными, но всегда сложными бывают мандалы:

"По-видимому, некоторые группы низших тантр Будда преподал, будучи в обычном облике монаха, но в большинстве случаев он учил тантре, принимая облик главного божества мандалы проповедуемой тантры".

Далай-лама. Из книги "Мир тибетского буддизма"



Круг, сфера, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово также означает: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала" в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.


Мандала как мистическая диаграмма, как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы также, как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность – просветлённая активность – связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.


В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.


Мандалы появились в Индии тысячи лет назад, и их использовали для продвинутых буддийских и индуистских медитативных практик. Сегодня они стали частью массового сознания. В начала XX века швейцарский психоаналитик Карл Юнг принёс мандалы на Запад как терапевтический инструмент для исследования бессознательного. Последние годы поп-культура позаимствовало слово «мандала», и его можно встретить не только в нью-эйдже, но и в названии отелей, спа-салонов, ночных клубов, журналов и так далее. Не так давно тибетские монахи начали возводить красочные песочные мандалы в музеях по всему миру, знакомя посетителей с высокоразвитой культурой Тибета. Что же такое мандала?

Мандала – это круглый символ вселенной, передающий глубокий смысл.

Мандалы используются в разных буддийских медитациях . В этой статье мы рассмотрим основные из этих практик.

Мандалы в тантре Arrow down Arrow up

В тантрических практиках медитирующие растворяют обычное представление о себе как о твёрдом, неизменном «я» и вместо этого визуализируют себя в форме одного из образов будды, по-тибетски йидамов [См.: ]. Йидамы олицетворяют один или несколько аспектов полностью просветлённого будды, например, хорошо известный многим Авалокитешвара воплощает сострадание. Тантрические практикующие визуализируют себя в форме Авалокитешвары и ощущают, что они сами являются воплощением сострадания. Мы представляем, что уже способны помогать другим, как этот будда, но при этом ясно осознаём, что пока не достигли его уровня. Таким образом мы эффективно создаём причины собственного просветления.

Будды живут в совершенно чистых мирах, которые тоже называют мандалами. Термин «мандала» может относиться как к местности этого мира, так и к существам, его населяющим. Чистые миры несколько отличаются друг от друга, но обычно устроены следующим образом: в центре красивой местности стоит богато украшенный квадратный дворец, окружённый сферой, которая защищает от препятствий в практике медитации. Основной образ будды может быть мужского или женского пола, один или в союзе. Он стоит или сидит в центре дворца, во многих случаях окружённый множеством других будд. Иногда за пределами здания также есть дополнительные образы будд. У многих из них по нескольку лиц, рук, ног, и в руках они держат различные предметы.

Чтобы заниматься тантрической практикой, необходимо получить посвящение. Это сложная церемония, которую проводит полностью квалифицированный тантрический мастер [См.: ]. Во время посвящения рядом с мастером находится двухмерное изображение мандалы определённого образа будды. Обычно её рисуют на ткани или создают из песка, а затем помещают в закрытую деревянную конструкцию, упрощённую модель дворца. Однако визуализируя мандалу, мы всегда представляем её трёхмерной.

Во время церемонии мастер дарует обеты тем, кто получает посвящение, и разрешает войти во дворец, после чего ученики представляют, что заходят внутрь. Различные визуализации активизируют в учениках так называемые потенциалы природы будды, благодаря которым они могут достичь просветления с помощью данной практики. Если мандалу возводили из песка, то в заключительной части церемонии песок перемешивают и подносят в водоём.

После этого получившие посвящение уполномочены визуализировать себя в образах данного будды и мандалы, выполняя ежедневную практику. Каждый из этих образов и предметов, которые они держат в руках, символизирует что-либо, связанное с практикой медитации. Например, шесть рук могут символизировать шесть далеко ведущих состояний ума (шесть совершенств).

Практикующие представляют, что являются не только всеми образами внутри и снаружи дворца, но и самим дворцом мандалы, архитектурные детали которого символизируют различные аспекты практики медитации. В некоторых мандалах четыре стены символизируют четыре благородные истины, а равные стороны квадратного дворца указывают, что, с точки зрения пустотности, будды и те, кто ещё не достиг просветления, равны.

В некоторых очень продвинутых тантрических практиках есть даже визуализации, где медитирующие представляют, что части их тела – это детали дворца, либо что разные образы, населяющие дворец мандалы, находятся внутри их тела. Это называется мандалой тела. Выполнять такую практику очень трудно, потому что для этого нужно отличное сосредоточение и всестороннее понимание буддийской философии.

Мандалы в обычных практиках Arrow down Arrow up

Перед тем как получить от буддийского учителя любые наставления – тантрические или общие, – ученики в начале подносят мандалу с просьбой даровать учение, а в конце – мандалу с благодарностью. Здесь мандала символизирует совершенную вселенную, наполненную драгоценными объектами. Поскольку для учеников нет ничего ценнее учения, подношение мандалы символизирует их готовность отдать всё без исключения, чтобы получить наставления.

Мандалу можно подносить в форме круглой плоской чаши, перевёрнутой кверху дном. На поверхности такой мандалы один за другим располагаются обручи, наполненные горстками зерна или драгоценных камней, которые насыпают одну поверх другой. Каждый последующий обруч меньше предыдущего, а венчает всё декоративная диадема. Кроме того, подношение мандалы делают с помощью жеста – мудры , перекрещивая определённым образом пальцы. В обоих случаях мандала символизирует идеальную вселенную, как она описана в традиционной буддийской литературе. Делая подношение мандалы, ученики произносят строки, посвящённые тому, чтобы все обстоятельства в мире способствовали получению учения и чтобы все существа могли жить в совершенном мире и получать превосходные наставления.

Многие буддисты выполняют предварительные практики (тиб. нгондро ) – обычно это сто тысяч повторений определённых практик – как подготовку к более продвинутым медитациям. Предварительные практики помогают устранить эмоциональные блоки и создать положительную силу, необходимую для успеха в медитации. Сто тысяч подношений мандалы – одна из таких практик, благодаря которой практикующие избавляются от нежелания посвящать медитации всё своё время и усилия, а также развивают твёрдую готовность отдать всё, чтобы добиться успеха в практике.

Резюме Arrow down Arrow up

Как мы видим, мандалы используются в различных буддийских практиках, где они символизируют не только вселенную, но и многие аспекты буддийского пути. Тибетские монахи сооружают прекрасные мандалы из песка в разных странах мира, привлекая внимание к ситуации в Тибете, но мы не должны рассматривать мандалы только как экзотическое искусство. Мандалы – это сложный инструмент для медитации, который играет важную роль как в общей, так и в продвинутой тантрической практике и помогает нам продвигаться по пути к просветлению.

К лассическая мандала – это символическое изображение Вселенной, как чистой земли Просветленных существ (Будд), в центре которой находится священная гора Меру – обитель Создателя, называемого Ади-Буддой, а по сторонам отображены все миры буддийской космологии. Эта мистическая диаграмма Миров представляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, вписан в круг.

Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – мир божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат просветленную активность данных существ, их способности. Эта способность связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей, как символов духовного Пробуждения.

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Дхьяни-Будды располагаются в центре и на каждой из основных сторон мандалы. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Комплекс Кайлаша является огромной природной мандалой. У него есть центр (вершина), ассоциируемая с гигантской мировой колонной, соединяющей наш физический мир с поднебесьем мира духовного и его космической основой – Ади-Буддой. Вершина горы и есть Первое тело Будды – свабхавикакайя. У Мандалы Кайлаша есть и квадрат (основание горы), Лица (стены) которого ориентированы на четыре стороны света, и также имеют Т-образные выходы (подходы) к своим плоскостям. У этих четырёх Лиц есть свой цвет и свой энергетический первоэлемент. Они также ассоциируются с одним из Дхьяни-Будд, манифестируя собой Второе тело Будды-Дхармакайя.

Далее от своего центра уникальная природная мандала представлена восемью горами непосредственно примыкающими к Кайлашу. Именно столько гор являются своего рода продолжением Кайлаша. На юге – два плеча-гребня внутренней горы и Нанди. На западе – два плеча-гребня, охватывающих Замкнутую Долину у Западного Лица Кайлаша. На севере – Ваджрапани, Ченрези. На востоке – каменное зеркало Долины Жизни и Смерти. Они минифестируют собой Третье тело Будды – самбхогакайя.

Эти «плечи» Кайлаша образуют восемь Священных Долин:

  1. Восточная долина внутренней коры;
  2. Западная долина внутренней коры;
  3. Долина между западным гребнем внутренней коры и Замкнутой Долиной у Западного Лица Кайлаша;
  4. Замкнутая Долина у Западного Лица Кайлаша;
  5. Долина между горой Ваджрапани и Замкнутой Долины;
  6. Долина у Северного Лица Кайлаша;
  7. Симметричная Долина;
  8. Зеркало Долины Жизни и Смерти.

Внешний круг гигантской мандалы – это глубокие долины рек, кольцом окружающие весь этот фантастический комплекс. Он ассоциируется с обитаемой Вселенной, и именно по нему проходит маршрут внешней коры. Здесь «разлито» Четвёртое тело Будды – Нирманакайя.

Отметим, что центральная часть Мандалы Кайлаша представляет собой восьмилипестковый лотос, в центре которого и находится священный Кайлаш.

Есть мнение, что Мандала Кайлаша представляет собой уникальный зеркально-пирамидальный комплекс, принимающий нисходящие на Землю космические энергоинформационные потоки, преобразующий их, а также излучающий потоки, идущие от Земли. Это мощнейшая приёмо-передающая космическая антена, настроенная, в том числе, на характерный размер Земли (высота кратна полярному радиусу планеты). Можно сказать, что это – представленная в камне, созданная природой матрица энергоинформационной структуры Вселенной и человека, предстающим её подобием или фракталом (частью). Целостный механизм Вселенной, работающий на нашей планете!

В Мандале Кайлаша в полной мере проявлено устройство нашего мира. Можно сказать, что она является проекцией строения многомерной и беЗконечной Вселенной в нашем трёхмерном мире. Потрясающая ценность этого в том, что всё проявленное – нерукотворно, создано самой Природой, самим Создателем миллионы лет назад, сохраняющее глубинный объём уникальной вселенской информации.

Кайлаш несёт определённые вибрации, которые позволяют активизировать энергетические центры человека, «настраивать и подстраивать» его плотные и тонкие тела и существенно ускорять духовное развитие.

Если взглянуть на космический снимок всего горного узла Кайлаша, то можно легко заметить, что он резко выделяется своими формами от окружающих горных образований. Узел Кайлаша выглядит, как затейливая вязь из горных цепей одинаковой высоты. Он похож на узор, который оставляет на горячем сургуче Большая печать Восточного Владыки.

Сколько бы не проходило тысячелетий, мандала Печати Создателя неизменна во времени. Менялись и будут меняться человеческие цивилизации, но Кодекс законов их жизни остаётся прежним. Главное в нём – следовать по пути духовного совершенствования с целью постижения Вселенской мудрости и эволюции своей Сущности.