Презентация по краеведению "иммануил кант". Презентация на тему "кант иммануил" Теория познания иммануила канта презентация





Биография Иммануила Канта

В пятом часу утра 22 апреля 1724 года в семье кенигсбергского шорника Иоанна Георга Канта родился сын.

По старому прусскому календарю был день святого Эммануила, и мальчика нарекли библейским именем, означающим в переводе "с нами Бог».



Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии. Но философ ошибался: его прадед Рихард Кант - балтийских кровей. Мать будущего философа Анна Регина дочь шорника, родом из Нюрнберга.

Мальчик рос на окраине города среди мелкого ремесленного и торгового люда, в обстановке труда,

честности, пуританской строгости. В семье он был четвертым ребенком.

Всего Анна Регина родила одиннадцать детей. Из них выжило пятеро. У Иммануила Канта были три сестры и младший брат Иоганн Генрих.


По совету пастора Франца Альберта Шульца, навещавшего в числе своих прихожан и семью мастера Канта, восьмилетнего Иммануила отдали в "коллегию Фридриха", государственную гимназию, директором которой был назначен сам Шульц.

Здесь будущий философ провел восемь лет.

Он учился на латинском отделении. Главными предметами были латынь и богословие. Родители хотели, чтобы их отпрыск стал пастором, но мальчик, увлеченный талантливыми уроками преподавателя латыни Гейденрейха, мечтал посвятить себя словесности.


Желание стать священником отбивали монастырские порядки, царившие в "коллегии Фридриха" Школа была пиетистской, нравы строгими.

Слабое здоровье мешало учебе Иммануила, но выручали сообразительность, хорошая память, прилежание.

Ряд лет он был первым учеником, окончил школу вторым.

Осенью 1740 года шестнадцатилетний Иммануил Кант поступает в университет. Вовремя учебы в университете на него большое влияние оказал профессор Мартин Кнутцен Пиетист и вольфианец, английского естествознания.

От него Кант впервые узнал об открытиях Ньютона. На четвертом году университетского обучения Кант начал писать

Самостоятельное сочинение по физике.


Работа продвигалась медленно. Сказывались не только отсутствие навыков и недостаток знаний, но и нужда, в которой пребывал студиозус Кант.

Матери уже не было в живых (она умерла сравнительно молодой, когда Иммануилу исполнилось тринадцать лет), отец едва сводил концы с концами Иммануил перебивался уроками.

Подкармливали состоятельные однокашники, у них в трудную минуту приходилось брать на время одежду и обувь.

Говорят, он утешал себя афоризмами: "Я стремлюсь

подчинить вещи себе, а не себя вещам", "Не уступай беде, а выступай ей смело навстречу.


В университете Кант проучился без малого семь лет В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, он покидает родной город и пробует себя в должности домашнего учителя.

Иммануил прошел хорошую школу житейского опыта, пригляделся к людям, познакомился с нравами в различных слоях общества.

Вернувшись в Кенигсберг, Кант привез объемистую рукопись по астрономии, первоначально озаглавленную "Космогония, или Попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами движения материи в соответствии с теорией Ньютона».

Он пришел к правильному выводу о том, что вращение Земли замедляется, что вызвано приливным трением вод Мирового океана.



Осенью 1755 года Кант получает звание приват-доцента, то есть внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами.

Аудиторий не хватало, поэтому многие преподавали дома. Кант жил в то время у профессора Кипке.

На первую лекцию слушателей собралось больше, чем мог вместить зал, студенты стояли на лестнице и в прихожей.

Кант растерялся, первый час говорил совершенно непонятно и только после перерыва овладел собой.

Так началась его длившаяся затем 41 год преподавательская деятельность.



В первую свою университетскую зиму он читал логику, метафизику, естествознание и математику.

Затем к ним прибавились физическая география, этика и механика.

В магистерские годы Канту приходилось одновременно вести 4-6 предметов.

Во второй половине 1750-х годов он почти ничего не писал преподавание поглощало все время.

Но безбедное существование было обеспечено Приват-доцент нанял слугу - отставного солдата Мартина Лампе.

Канту приходилось много работать, но он умел и отдыхать. Магистр Кант после занятий охотно проводил время за чашкой кофе или бокалом вина, играл в бильярд, вечером в карты. Иной раз возвращался домой за полночь, а однажды, по собственному признанию, в таком подпитии, что не мог самостоятельно найти проход в Магистерский переулок, где ему довелось жить в 1760-е годы. Вставать в любом случае приходилось рано утром он читал лекции. К тому же слабое здоровье заставляло думать о более строгом режиме.

К физической слабости, мучившей его с раннего детства, прибавился с годами и род недуга душевного, который Кант называл ипохондрией. Симптомы этого заболевания философ описал в одной из своих работ: ипохондрика окутывает своего рода "меланхолический туман, вследствие чего ему мерещится, будто его одолевают все болезни, о которых он что-либо слышал. Поэтому он охотнее всего говорит о своем нездоровье, жадно набрасывается на медицинские книги и повсюду находит симптомы своей болезни". Благотворно на ипохондрика действует общество, здесь к нему приходит хорошее настроение и хороший аппетит. Может быть, именно поэтому Кант никогда не обедал в одиночестве и вообще любил бывать на людях.


Его охотно звали в гости, и он никогда не уклонялся от приглашений. Умный и живой собеседник, Кант был душой общества. В любой компании он держался на равных, легко, непринужденно, находчиво. Философ ценил дружбу (ставил ее выше любви, полагая, что она включает в себя любовь, но требует еще и уважения).

Близким другом Канта считался Иосиф Грин, английский коммерсант, постоянно обитавший в Кенигсберге. Грин учил пунктуальности своего ученого друга, который в

молодости не был еще столь педантичен, как в пожилые годы.

Кант остался холостяком.


В 1784 году Кант приобрел собственный дом - двухэтажный, восьмикомнатный.

Без четверти пять утра в спальне профессора появлялся слуга Лампе. Кант направлялся в кабинет, где выпивал две чашки слабого чая и выкуривал трубку, единственную за весь день. Кофе философ любил, но старался не пить, считая его вредным.

Лекции обычно начинались в семь часов, как правило, он читал летом логику и физическую географию, зимой метафизику и антропологию.

После занятий профессор снова усаживался в кабинете. Без четверти час в доме появлялись приглашенные на обед друзья. Ровно в час на пороге кабинета появлялся Лампе и произносил сакраментальную формулу "Суп на столе».

Обед был единственной трапезой, которую разрешал себе философ. Достаточно плотная, она продолжалась до четырех-пяти часов. Любимым его блюдом была свежая треска.



Послеобеденное время философ проводил на ногах. При жизни Грина (скончавшегося в1786 году) Кант обычно навещал его, и они дремали в креслах, теперь он считал сон среди дня вредным и даже не присаживался, чтобы не задремать.

Наступало время легендарной прогулки Кенингсбержцы привыкли видеть свою знаменитость, тихим шагом совершающую моцион в одно и то же время по маршруту "философской тропы».

Вернувшись домой, философ давал распоряжения по хозяйству. Вечерние часы он посвящал легкому чтению (газеты, журналы, беллетристика), возникавшие при этом мысли заносились на бумагу. В десять часов Кант ложился спать.

Регулярный образ жизни, соблюдение предписанных себе гигиенических правил преследовали одну цель - поддержание здоровья. Лекарствам Кант не доверял, считал их ядом для своей слабой нервной системы.


Гигиеническая программа Канта несложна

1) Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде ("дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца")

2) Меньше спать "Постель гнездо заболеваний». Спать только ночью,

коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать. На Канта магическое снотворное действие оказывало слово "Цицерон", повторяя его про себя, он рассеивал мысли и быстро засыпал.

3) Больше двигаться самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Что касается питания, то Кант прежде всего рекомендует отказаться от жидкой пищи и по возможности ограничить питье. Сколько раз есть в течение дня? Поразительный ответ Канта нам уже известен: один.


Достигнув 75-летнего возраста, Кант стал быстро слабеть. Сначала физические, затем и умственные силы все более оставляли его. Еще в 1797 году Кант прекратил читать лекции, с 1798 года он не принимал более ничьих приглашений и у себя дома собирал лишь самых близких друзей. С 1799 года он вынужден был отказаться даже от прогулок. Несмотря на это, Кант пробовал написать "Систему чистой философии во всей ее совокупности", но силы Канта были уже исчерпаны.

В 1803 году Кант записал на памятном листке библейские слова "Жизнь человека длится 70 лет, много 80». Ему было в то время 79 лет. В октябре

1803 года с Кантом случился припадок. С тех пор силы его быстро угасали, он не мог более подписать своего имени, забывал самые обыкновенные слова.






Подобные документы

    Категорический императив - основное понятие в концепции Канта об автономной этике, объединяющее идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и их единство. Нравственный закон: поступай так, чтобы твое правило имело силу всеобщего закона.

    эссе, добавлен 03.06.2010

    Истина и добро в философии Сократа. Категорический императив Канта. Основные темы русской философии. Соотношение между собой биологического и социального в человеке. Сущность понятий "Общество", "социальное бытие". Первичные элементы морального сознания.

    контрольная работа, добавлен 21.03.2013

    Немецкая классическая философия в истории философской мысли: представители и направления. Гносеология Канта: "коперникианский переворот", априорное познание. Учение о праве и свободы личности. Теоретический и практический разум, этика по Канту.

    контрольная работа, добавлен 26.10.2010

    Краткая биография Иммануила Канта. Критика взглядов на познание предшественников философа. Человеческое сознание и его возможности, понятия феномена и ноумена. Три ступени познания в гносеологии Канта. Анализ богословских доказательств существования Бога.

    реферат, добавлен 22.10.2009

    Биография И. Канта. Основные проблемы и принципы, докритический и критический периоды развития философской мысли ученого, сущность его социально-политических и религиозных доктрин. "Критика практического разума" как основные положения кантовской этики.

    реферат, добавлен 29.07.2009

    Биография Канта, ранние взгляды, физико-астрологические исследования. Изучение познавательных и нравственных способностей человека. Важнейшие проблемы философии Канта: гносеология, учение o государстве, эстетические взгляды и учение о вечном мире.

    реферат, добавлен 08.12.2010

    Изучение жизни, творчества И. Канта - немецкого философа, основателя "критицизма" и "немецкой классической философии". Его космогоническая гипотеза происхождения солнечной системы. Учение Канта о чувственности и рассудке. Критика традиционной метафизики.

    реферат, добавлен 21.12.2015

    Философская система И. Канта: критика практического разума и возможность априорных синтетических суждений, трансцендентальная эстетика и диалектика, учение о нравственности, категорический императив и пр. Основы философии И. Фихте и Ф. Шеллинга.

    презентация, добавлен 31.10.2016

    Характеристика этики И. Канта, его учения о человеке. Основные виды императивов. Моральная мотивация как ценность в этике Канта. Формирование внутренней свободы личности. Особенности постулатов свободы, которые составляют глубинную онтологию И. Канта.

    реферат, добавлен 01.07.2016

    Основные постулаты теории познания И. Канта. Принцип самоценности каждой личности. Методологическое разграничение логики чувств и морали. Историческая заслуга Канта в развитии понятия морали. О человеке в философии Канта. Парадокс кантовской этики.

Письменное контрольное задание

Введение

Иммануил Кант – один из выдающихся мыслителей XVIIIв. Влияние его научных и философских идей вышло далеко за рамки эпохи, в которую он жил.

Философией Канта начинается в Германии направление, известное под названием классического немецкого идеализма. Течение это сыграло большую роль в развитии мировой философской мысли.

Цель работы: рассмотреть докритический и критический периоды творчества И. Канта, также рассмотреть социально-политические взгляды и определить историческое значение его философии.

1.Биография

Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение - это мужество пользоваться собственным разумом».

В 1770 в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей в языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел…

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

Докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

Критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием, вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

«Критика чистого разума»;

«Критика практического разума»;

«Критика способности суждения».

2. Докритический период

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

Природа находится в постоянном изменении и развитии;

Движение и покой относительны;

Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

Механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

Данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. Критический период

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

3.1. Критика чистого разума

В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых.

В мире нет ничего простого.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

Апостериорное знание;

Априорное знание;

«вещь в себе».

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

«Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

3.2.Схема познавательного процесса

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

Внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека;

Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

Целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

Собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия - антиномии;

Внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

Формы чувственности;

Формы рассудка;

Формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

3.3. Учение о категориях

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть, нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

Количество;

Качество;

Отношение;

Модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

Количества - единство, множество, цельность;

Качества - реальность, отрицание, ограничение;

Отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

Модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

3.4. Критика практического разума

Наряду с «чистым разумом» - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - «Критика практического разума».

Главные вопросы «Критики практического разума»:

Какой должна быть мораль?

Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

Между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

Мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

Человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

3.5. Критика способности суждения

В своей третьей книге критического периода - «Критика способности суждения» - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

Целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

Целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

Целесообразности духа (наличие Бога).

4. Социально-политические взгляды

Социально-политические взгляды И. Канта:

Философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

Видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

Был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

Осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

Считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

5. Историческое значение философии Канта

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

Дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

Выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

Выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

Выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

Осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

И.Кант своими работами по философии осуществил своего рода переворот в философии. Назвав свою философию трансцендентальной, он подчеркивает необходимость в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

В данной работе была рассмотрена философия И.Канта.

Важнейшими проблемами философских исследований И. Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.

В критический период И. Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

· «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)

· «Критика практического разума» (1788) - этика

· «Критика способности суждения» (1790) - эстетика


1. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе. Вопросы философии. 2003

2. Гулыга А. Кант. Сер. Жизнь замечательных людей. М.,2003

3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб, изд. «Университетская книга», 2005


Биография Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергский Университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в, он разработал и опубликовал свою космогеническую гипотезу происхождения Солнечной системы. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. В 1770 году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин философских, математических, физических. К этому временивызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач.


Три задачи Канта: что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача что такое человек? (антропология).


Этапы творчества Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический»: I этап (годы) разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.


Работы философа: Критика чистого разума; Критика чистого разума; Критика практического разума; Критика практического разума; Критика способности суждения; Критика способности суждения; Основы метафизики нравственности; Основы метафизики нравственности; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Всеобщая естественная история и теория неба; Всеобщая естественная история и теория неба; Мысли об истинной оценке живых сил; Мысли об истинной оценке живых сил; Ответ на вопрос: что такое просвещение? Ответ на вопрос: что такое просвещение?




Вопросы Иммануила Канта: Что я могу знать? Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё. Что я должен делать? Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. На что смею надеяться? Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек? Человек высшая ценность.


Кант о конце сущего В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия. Три варианта конца: естественный по божественной мудрости сверхъестественный по непонятным для людей причинам противоестественный по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.



Слайд 2

Биография Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину».

Слайд 3

Завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.

Слайд 4

За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.

Слайд 5

Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

Слайд 6

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Женат он не был. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию. Музей Канта

Слайд 7

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Слайд 8

Философия В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна». В творчестве Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1771 г.) и «критический».

Слайд 9

В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства и времени как объективно существующих, но «пустых» вместилищ материи.

Слайд 10

Разделительной чертой между этими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году 46-летним Кантом была написана профессорская диссертация: «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров». Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь трактуются Кантом как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Это положение Кант считал важнейшим во всей своей философии. Он даже говорил так: кто опровергнет это мое положение, тот опровергнет всю мою философию.

Слайд 11

Свое философское учение теперь Кант называет критическим. Свои главные работы, в которых изложено это учение, философ назвал так: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1789 г.). Цель Канта - исследовать три «способности души» - способность познания, способность желания (волю, моральное сознание) и способность к чувству удовольствия (эстетическую способность человека), установить взаимосвязь между ними.

Слайд 12

Теория познания Процесс познания проходит три ступени: Чувственное познание Рассудок Разум

Слайд 13

Предмет эмпирического наглядного представления - это явление, в нем две стороны: Его материя, или содержание, которая дается в опыте Форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма - априорна, от опыта не зависит, т. е. находится в нашей душе до и независимо от всякого опыта.

Слайд 14

Таких чистых форм чувственного наглядного представления две: пространство и время. По Канту, пространство и время - лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Такое наложение является необходимым условием познания: вне пространства и времени мы ничего познать не можем. Но именно поэтому между вещами в себе и явлениями лежит непроходимая пропасть: мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах в себе.

Слайд 15

В индивидуальном сознании человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, усвоены и распредмечены в процессе общения такие формы сознания, которые выработаны исторически «всеми», но никем в отдельности. Пояснить это можно на примере языка: его специально никто не «придумал», но он есть и дети ему учатся от взрослых. Априорными (по отношению к индивидуальному опыту) являются не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка - категории.

Слайд 16

Рассудок - это вторая ступень познания. (Первая - чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания - категории. Они присущи рассудку изначально.

Слайд 17

Разум - это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно - через рассудок. Разум - высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает» рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа - «да» или «нет» - не на один из вопросов мировоззренческого уровня.

Слайд 18

Но почему же он, несмотря на это, признается высшей ступенью, высшей инстанцией познания - не твердо стоящий на своих ногах рассудок, а противоречивый, вводящий нас в заблуждение разум? Именно потому, что чистые идеи разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

Слайд 19

В «Критике чистого разума» Кант делает вывод о том, что философия может быть наукой не о высших ценностях мира, а только наукой о границах познания. Высшие сущности - это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Однако теоретический разум, будучи не в силах доказать их бытие, не в силах доказать и обратное. Человеку дана возможность выбора - между верой и неверием. И он должен выбрать веру, так как этого требует от него голос совести, голос морали.

Слайд 20

Этика В этике Кант пытается отыскать априорные, сверхэмпирические основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип. Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность.

Слайд 21

Кант выявил вневременный характер морали. Мораль, по Канту, - сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам. То же самое можно сказать и о долге. Многие вещи любил повторять Кант, способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное.

Слайд 22

Кант отклоняет религиозную мораль: мораль не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает как следствие из его нравственности. Нравственная воля, вера, желание – это особая способность человеческой души, существующая наряду со способностью познания. Рассудок выводит нас к природе, разум – вводит во вневременной, трансцендентный мир свободы.

Слайд 23

Эстетика Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что прекрасное философ связывает с "незаинтересованным", бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств.

Слайд 24

Ощущение возвышенного рождается из сложной диалектики чувств: сознание и воля сначала подавляются величием – бесконечностью и мощью природы. Но это чувство сменяется противоположным: человек ощущает, осознает не свою "малость", а свое превосходство над слепой, бездушной стихией – превосходство духа над материей. Воплощение эстетического духа –художник – творит свой мир свободно. Высшие творения художественного гения бесконечны, неисчерпаемы по содержанию, по глубине заключенных в них идей.

Слайд 25

Афоризмы Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни. Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Слайд 26

Имей мужество пользоваться собственным умом. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

Слайд 27

Характер - это способность действовать согласно принципам. Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности. Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Посмотреть все слайды