Об освящении икон и других предметов. Иконы святых: что обозначают, где освятить икону, куда поставить православную икону в доме




Инструкция

Если вы купили схему и набор для вышивания иконы в магазине, обязательно обратитесь своего прихода за благословением перед тем, как приступать к работе. Обратиться к нему следует и если вы сами создали ее . Он проверит, соответствует ли церковным канонам. Считается, что работать над иконой можно, только владея техникой лицевой вышивки. Хотя в настоящее время нет единого мнения и по этому вопросу.

Попросите священника и освятить после того, как она будет вышита. Однако приготовьтесь к тому, что далеко не каждый батюшка отнесется к вам с пониманием. Кто-то из священников считает, что такие иконы освящать не следует ни при каких условиях, так как это всего лишь модный китч. Кто-то полагает, что такую работу могут выполнять только или люди, имеющие благословение Патриарха. В некоторых храмах требуется освятить нитки и ткань.

Начинайте вышивать икону только тогда, когда получите на это благословение, если вы все-таки хотите ее освятить. Во время вышивания соблюдайте нестрогий пост. Каждый раз перед началом работы и после ее завершения читайте молитву. Во время вышивания вы должны думать только о хороших, чистых, светлых вещах. Внутренние терзания, ссоры с близкими, обиды, скверные мысли - все это должно остаться в стороне. Ни в коем случае не смотрите телевизор и не слушайте музыку. Ваш душевный настрой должен быть созвучен тому, что вы делаете, а не тому, что не имеет отношения к работе над иконой.

Во время работы не употребляйте спиртные напитки и ни с кем не ругайтесь. Лучше всего начать поститься. Идеальным временем для вышивания икон считаются посты. Вышивая, старайтесь думать только о хорошем. От икон, сделанных , исходит совершенно другая энергетика, ведь во время работы вы вкладываете в них частичку своей души.

Не вышивайте в праздники, так как в эти дни принято обращаться к Богу и читать духовную литературу, а не работать в свое удовольствие. Девушкам во время менструального цикла по возможности лучше отказаться от вышивки. Дело в том, что в критические дни, с церковной точки зрения, считается «нечистой», и она не должна заходить в храм и прикасаться к чему-либо святому.

Видео по теме

Обратите внимание

Если вы не умеете вышивать крестом, то не стоит учиться этому на иконах. Вначале попробуйте освоить технику вышивки крестиком на легких пейзажах и других картинах и только после этого переходите на иконы.

Источники:

  • вышивка иконы крестиком

Вышитая бисером икона имеет свою необыкновенную красоту. Чтобы процесс был приятным, есть некоторые тонкости вышивки.

ВОПРОС: В церкви мне сказали, что "действительными" являются только иконы, освящённые в церкви. Без этого освещения они-де, являются чуть ли не простыми бумажками. Но мне кажется, что иконы освящают Те, кто на них изображен. То же и с нательными крестами, медальонами с изображением Богородицы. Или я неправ? Просто у меня дома есть не мало икон - простых вырезок из газет, ксерокопий, которые мне нравятся. Нужно ли их освящать?

ОТВЕТ: Дорогой друг мой!
Наш добрый Господь по милосердию Своему даровал нам множество видимых даров, которыми мы можем пользоваться по своему усмотрению, это: молитвенное (церковное) освящение благоугодного дела, освящение дома (жилища), освящение служащей нам вещи, образа (иконы), освящение пищи, освящение воды, масла (елея) и т.д. Особое место в этом занимает освященная вода, которая сама служит нам для освящения: мы можем покропить или обтереть ею себя, нужную нам вещь или помещение. Особенной благодатной силой обладает крещенская вода, освященная во время праздника Крещения Господня.
Это дары Божьи нам, которыми мы с благодарностью Господу можем пользоваться; пренебрегать ими нам весьма не полезно: как и за все, данное нам Богом для нашего вспомоществования, мы должны будем дать отчет за правильное их использование.
Да, как и пишет о том св.Иоанн Кронштадский, образ Креста Господня, образы Господа, Божьей Матери и святых уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании есть святы.
Однако, если мы отказываемся освятить их и церковно, то таким образом как бы пренебрегаем даром Божьим и Самим Божественным устроением Церкви, ибо Церковь не есть где-то вне нас, а Церковь составляем мы сами. Церковная иерархия же, с помощью которой осуществляется освящение, есть Божественное устроение Церкви.
Некоторые святые ясно различали образа освященные (церковно) от неосвященных. Таким даром обладал, например, св.падре Пио. Он всегда кротко указывал человеку, что следует освятить образок или крестик, который тот имеет, т.к. он, наверное, купил его в мирском магазине, и тот не освящен.
Я также, как и ты, вместе с имеющимися у меня иконами имею и любимые мною некоторые бумажные копии, фото и даже рисунки и использую их наравне с иконами. В этом греха нет, это лишь служит моему благочестию: так я ощущаю сердцем, такова, быть может, особенность моего восприятия.

ВОПРОС: Когда у нас в гостях был священник, он освящал всю квартиру, окроплял святой водой в комнатах, в том числе окропил и иконы. Это, по сути, и есть церковное освящение? Или всё же для этого существует особый чин?

ОТВЕТ: Дорогой друг!
В православной церкви существует определенный чин освящения иконы; в католической церкви священник также, освящая икону, читает определенные молитвы, кропит священной водой.
Образа из бумаги, которые мне особенно дороги и пред которыми я часто молюсь, имеют ценность именно для меня и я не отличаю их от освященных икон. Для другого же человека это может быть не так. Он может спокойно положить эту "журнальную вырезку" (которая молитвенно служила кому-то долгие годы) куда-нибудь в книжку или вообще сжечь. Это не будет грехом, т.к. для него это не икона, а лишь ее иллюстрация. С иконой же он так не поступит: в худшем случае, отнесет ее в церковь или отдаст какому-то верующему. Такова психология веры.
Однако, как я уже объяснил раньше, дело не только в психологии. Такова реальность веры. Есть Бог, есть Церковь, есть у Нее обряды и традиции. Это не просто ньюансы или особенности, это реальность присутствия Божественной благодати Святого Духа, Который, давая всем жизнь и жизненную энергию, в Церкви Христовой присутствует в особых Своих благодатных дарах.

Благословен Бог.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Неизменным атрибутом любого православного человека является икона. Она символизирует веру в высшее, ограждает от плохого. На иконах мастера изображают лики святых, Божьей Матери, Иисуса. В первую очередь, молитва обращена не к полотну с красками, а к тому, кто изображен. Задача иконы состоит в том, чтобы создать подобие духовного моста, по которому человек может прийти к Господу.

Издавна иконы охраняли дом и хозяев от злых сил, помогали в сложной ситуации. Духовная культура, пройдя тысячелетия, сформировала духовный мир верующего человека, и нашла отражение в виде этих произведений искусства. Над любой иконой должен проводится обряд освящения. Используя особые молитвы перед освящением, оберег обретает Господнее благословение, а в завершении окропляется водой. Говоря в общем смысле, образ святых стает посредником в молитве между земным миров и Божественным.

Освящение иконы

Освящением считается обряд благословения иконы, наделяя ее молитвой и духовной силой.

В рядового христианина часто возникает вопрос, можно ли освятить лик в домашних условиях. Здесь мнения расходятся. Одни считают, что освященная в храме, намоленом временем месте, обретает большую силу, другие придерживаются мнения, что священник молитвами способен освятить ее в доме, который она будет оберегать. Второго варианта часто придерживаются, когда иконопись, по определенным причинам, не можно доставить в церковь.

Над иконой, приобретенной в церкви, необязательно проводить освящение. Но нужно знать как освятить икону купленную в магазине, иначе она не обретет своей силы. Только после обряда к образу можно прикладываться и молится.

Обряд освещение выглядит таким образом:

  • батюшка читает специальные молитвы над иконой;
  • «обволакивает» ее дымом из ладана;
  • окропляет святой водой.

Весь процесс не занимает много времени.

Молитва на освящение иконы дома

При освещении рукотворных образов святых процесс стает более интимным, обретает духовный характер. Отдавая свою молитву образу, человек ментально соединяется с высшими силами, так сказать, входит с ними в резонанс. Молитва на освящение иконы дома звучит так:

«Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Фразу нужно повторить трижды. Таким образом можно освятить и нательный крестик.

Освящение лика святого очень серьезное таинство, и к нему нужно подойти ответственно. Если христианин верит в силу обряда и Господа, то образы лучше освятить в храме священником. Это обязательное условие для семейных икон, передающихся по роду, или, например, с изображением ангела хранителя человека. Такой образ служит оберегом для его обладателя и играет особую роль в его жизни.

Некоторые хозяйки славятся своим умением вышивать картины. И, практически у каждой верующей семье есть вышитое вручную изображение святых. Такая икона имеет особое значение для ее обладателя, так как была создана с нуля, и после длительной работы обрела свою красоту и она также освящаются священником, иногда как церковная утварь.

Многие мастерские по изготовлению икон или магазины предлагают купить образы уже прошедшие освящение. Но не будет лишним провести эту процедуру еще раз, присутствуя при это лично.

Задача любого образа - обогащать духовный мир человека, служить проводником в духовный мир. Каждому верующему человеку нужно знать какую молитву читать при освящении иконы. Не стоит воспринимать ее как простое творение искусства. За красивыми красками или полотнами скрывается глубокий мир философии и религии.

Подобным вопросом задаются многие из нас, так как каждой иконе необходимо торжественное освящение. В не зависимости от того что вы купили иконы дешевые или дорогие им необходимо освящение. Для этого проводится специальный обряд священниками, с молитвами и окроплением святой водой.


Где продаются освященные иконы?

Если вы приобретаете икону в здании храма или же специализированной при храме их иконы уже освящены. Это негласный закон, церковь распространяет иконографические образы только в освященном виде. Подобная традиция появилась еще в древности и соблюдается до сих пор. К освященным иконам так же следует отнести те, которые создаются в монастырях.

Имеет ли иконографический стиль отношение к допуску к освящению?

В современное время написанием, печатью, вышивкой, резьбой икон занимаются как мастера иконографии, так и множество народных умельцев, большинство работ которых без сомнений относятся к иконописи. Если вы приобрели икону у мастера, который не имеет прямого отношения к церкви, это не значит, что икона соответствует строгим каноническим требованиям, поэтому обратитесь за советом в церковь.

Безусловно, вышитые , резные из дерева и другие менее распространенные техники иконографии имеют место быть и допускаются к освящению. Но не стоит забывать, что каждая икона содержит в своем образе соответствующие детали, которые обязательно должны быть соблюдены. К примеру, икона Христа Спасителя вышитая бисером, в случае соблюдения канонических требований подлежит освящению.

К кому обращаться за освящением иконы?

Освящение православной иконы это совершенно особый обряд, в котором задействованы высшие чины церкви. Перед иконой возносятся специальные молитвы, она окропляется святой водой. В случае освящение именной, мерной или семейной иконе, обязательным условием является присутствие ее владельца, который непосредственно учувствует в обряде.

Большинство современных , которые занимаются сугубо продажей церковной утвари, предоставляют уже освященные иконы. Это довольно удобно, так как отнимает минимальное количество времени.

Икона Всецарица, купленная в интернет-магазине, специализированном под продажу церковной утвари, будет освящена и доставлена в краткие сроки. Если вы решили, к примеру, купить икону 17 века, она требует повторного освящения, так требуют церковные уставы.

Где приобрести иконы?

В нашем магазине вы сможете приобрести , в различных техниках исполнения. Ознакомиться с образцами можно в каталоге, белее, чем пятисот ликов икон, рассортированных по категориям.

Мы приятно удивим вас качеством икон, широким выбором и приемлемыми ценами на различную . Все иконы созданы с соблюдением канонических требований современной церкви. В ассортименте имеются и литые из латуни иконы, писаные, с использованием литографической печати и другие.

В древности не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие.

Надобность в особом чине освящения появилась только тогда, когда сами изображения перестали быть «подобными» в исконно древнем понимании. То есть тогда, когда они перестали выражать очевидным образом святость изображенного лица и верующие стали просить священнослужителей сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым.

Практика освящения возникла сначала на Западе. Обряд представлял собой окропление иконы святой водой с чтением особой молитвы. Однако, чин освящения не может сделать из несвященного образа священный. Потому что, если данное изображение не икона по своему стилю и художественным свойствам — оно не станет иконой через окропление святой водой.

Значит, единственное понимание акта освящения иконы — это воспринимать освящение как принятие данного образа Церковью, с тем, чтобы этим освящением удостоверить, что образ достоин (имеет нужные качества), дабы быть включенным в литургическую жизнь Церкви. А верующие действительно могут молиться перед данным образом Богу и святому, и этот образ поможет правильной молитве. При этом священник должен достаточно хорошо разбираться в подобных вопросах, для чего и существуют дисциплины «богословие иконы» или «православное иконоведение (иконология)».


"По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались, - пишет Архимандрит Зинон. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, а не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его. В иконе почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтобы молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна."

Надпись имени святого - подобна наречению имени младенца. В древности её делал не иконописец, а архиерей, удостоверяя таким образом, что икона выполнена канонически верно. Сейчас это действие заменил чин освещения иконы, после которого мы не сомневаемся, что на нас смотрит лик конкретного святого, которому можно молиться, а значит, работа становится иконой.

Таким образом, в наше время иконы стали освящать для подтверждения святости изображаемого. Собственно данное действие можно понимать как свидетельство Церкви о том, что канонически верно изображен именно тот, кто надписан, а значит икона подлинна. Важно помнить, что к иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Освящая любой другой предмет, мы призываем благодать Духа Святого. Икона же свята уже только потому, что на ней изображены Господь, Богородица или святые.