Николо угрешский монастырь чудотворные иконы. Божья матерь взыграние угрешская молитва. Николо-Угрешский монастырь: история основания




Николо-Угрешский мужской монастырь является не только жемчужиной среди московских обителей, но и одним из старейших в Подмосковье. Обитель на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами была связана со столицей. Стены монастыря свидетельствуют о прошлом, о тех событиях, которые пришлось им повидать, о личностях, связанных с именем обители. История Русского государства, сложная и многообразная, бурно развивающаяся, богатая людьми и событиями, оставила свой отпечаток на обители святителя Николая на Угреше.Монастырь был основан в 1380 г. великим князем Московским Димитрием Ивановичем Донским. По преданию, во время похода к Куликову полю русское войско остановилось на юго-востоке от столицы, на левом берегу Москвы-реки на отдых, во время которого князю явилась икона свт. Николая Чудотворца, укрепившая его верой и надеждой на победу в предстоящей битве. Воодушевленный этой надеждой, князь воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое» («угреша» – согрела). Впоследствии, при возвращении войск после Куликовской битвы, во время молебна на месте чудотворного явления иконы Димитрий Донской повелел воздвигнуть здесь храм и дал обет создать обитель во имя свт. Николая. С тех пор это место называется Угрешей, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Дальнейшему становлению, возвышению и расцвету монастыря в 15–17 вв., созданию его древнего архитектурного облика способствовала расположенность российских монархов к Угреше (так часто с любовью называли и называют этот монастырь). Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т.е. основанным и поддерживаемым благодетелями. Ктиторами монастыря в 14–17 вв. были русские государи, а первым – благоверный великий князь Димитрий Иванович Донской. Об этом свидетельствует запись в монастырском Синодике, сделанная, судя по всему, в первой половине 17 в. Устроенный чаянием Димитрия Донского, Николо-Угрешский монастырь изначально находился под доброй и внимательной опекой и самого князя, и его потомков, правителей Московского государства. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за 14–15 вв. и не сохранилось, скорее всего, Никольский монастырь, как всякий ктиторский, был сразу же по основании своем пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии. Свидетельство тому – последующие богоугодные заботы великих князей и царей московских о Николо-Угрешской обители.

На протяжении двух столетий Николо-Угрешский монастырь являлся постоянным местом великокняжеских и царских богомолий. Это связано прежде всего с существованием царской резиденции в селе Остров. За частые «государние» посещения и покровительство со стороны русских государей Николо-Угрешский монастырь часто называли «царским монастырем». Здесь побывали Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов.

Неоднократно в Угреше бывали Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, Петр I.

В 1521 г. монастырь был дотла сожжен войском крымского хана Махмет-Гирея, подступившего к Москве. Не обошли монастырь в смутное время польские и литовские войска, принесшие много разрушений. Но каждый раз после очередной трагедии монастырь быстро возрождался и благоустраивался.

Нелегкой была судьба обители в 18–19 вв., что было связано с начатыми Петром I реформами церковной и монашеской жизни, отчуждением монашеских земель, указами о сокращении монашества. К 30-м годам 19 в. Николо-Угрешский монастырь оказался на грани упразднения – в нем оставалось 6 монахов.

С 1834 г. начинается период укрепления и постепенного расцвета обители, обусловленный общим возрождением церковной жизни в период царствования Николая I, а также деятельностью настоятеля Угреши игумена Илария и, особенно, его преемника Пимена Угрешского. В течение более чем полувека монастырь во многом отстраивался заново. За этим периодом рас-цвета вновь последовали долгие годы постепенной разрухи и запустения. В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, просуществовавшую до 1925 г. В 1920 г. на его территории была организована детская трудовая колония для беспризорников. В 1925 г. монастырь был полностью закрыт, а в 1940 г. разрушен древнейший собор обители – Никольский храм. И снова годы возрождения: в 1970 г. начались восстановительные работы, в 1990 г. монастырь был вновь открыт. 1990 гг. – это время восстановления и реконструкции обители, которая была возрождена в считанные годы.

Архитектура

Архитектурный ансамбль Николо-Угрешского монастыря, сложившийся в 16–17 вв., был кардинально перестроен в 1850 – 1870 гг. До наших дней он сохранился не полностью. В настоящее время на территории монастыря находятся: собор Спаса Преображения, собор свт. Николая Чудотворца, церковь Пимена Угрешского, храм-часовня Страстей Господних, часовня явления образа Николая Чудотворца – всего 12 храмов и часовен.

Грандиозный Преображенский собор с приделами во имя св. равноапостольного князя Владимира и св. равноапостольной княгини Ольги, по-строенный в 1880–1894 гг., стал центром монастырского ансамбля. Собор является памятником архитектуры конца 19 в. и представляет собой величественное сооружение как по размерам, так и по совершенству форм. В проекте были воплощены лучшие традиции древнерусской архитектуры с ее могучим пятиглавием.

Старейшая церковь на территории обители – древний одноглавый Никольский собор, построенный в 16 в. и перестроенный во 2-й половине 19 столетия. Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Димитрию Донскому икона свт. Николая. На месте явления иконы была сооружена небольшая часовня. До закрытия монастыря в 1925 г. в часовне хранился остаток сосны, на которой явилась икона.

Колокольня (или «Угрешская свеча») в три яруса была построена в монастыре при Императрице Елизавете Петровне в 18 в. по проекту архитектора Ивана Жеребцова. Ее второй ярус построен на открытой террасе, огражденной каменной балюстрадой. В 1840 г. на втором ярусе колокольни была устроена церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1850 г. колокольня была достроена до шести ярусов и достигла высоты 93–х метров. На ней было 18 колоколов, самый большой, «Благовестник», весил 19,7 т. По его нижнему краю шла надпись: «Благовествуй земле радость велию».

В 20-е годы 20 в. колокольня была разорена, колокола уничтожены. В начале Великой Отечественной войны были разрушены два верхних яруса колокольни.

Ограда и башни монастыря в основном сооружены в 17 в. Наибольший интерес представляет собой северный участок стены, называемый Палестиной, или Иерусалимской стеной. Этот участок построен в 1866 г. и изображает древнерусский город в условных иконописных формах.

Святыни

Одной из главных святынь монастыря являются мощи преподобного Пимена Угрешского.

Прп. Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 г. в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. 26 марта 1838 г. он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. 16 октября 1853 г. стараниями отца Пимена при поддержке митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители. 24 августа 1858 г. за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. Трудами преподобного было выстроено в монастыре пять церквей и устроен скит. В 1869 г. архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина преподобного последовала 17 августа 1880 г.

В 2000 г. решением Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Пимен был причислен к лику святых. Торжественное прославление святого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 мая 2000 г. в день освящения Спасо-Преображенского собора.

В Преображенском соборе монастыря находится ковчег с частицей мощей святителя и чудотворца Николая. Частица мощей была перенесена в Николо-Угрешский монастырь 22 мая 2000 г. из Греции преосвященнейшим Дамаскиным, епископом Диавлийским (Элладская Православная Церковь) из монастыря Иоанна Предтечи, расположенного на острове Пелопоннес, где с 11 в. пребывает часть руки святителя. Еще одна из святынь, находящаяся в ризнице монастыря, – икона с частицей мощей святого Иоанна Предтечи. В 1999 г. частица мощей была преподнесена в дар Николо-Угрешской обители игуменьей Макриной, настоятельницей женского монастыря Дау в Греции, в котором находится часть руки святого.

Подготовила Ольга Урядова

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

Николо-Угрешский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Николо-Угрешский монастырь связан с именами сразу четырех русских самодержцев - Дмитрия Донского, Михаила и Алексея Романовых и Петра Великого. Неудивительно, что история этой светлой обители полнится славными деньками и может поведать немало интересного паломникам. В частности, интересна история создания монастыря.

По преданию, название Николо-Угрешского монастыря связывают с Дмитрием Донским, остановившимся здесь на своем первом привале по дороге к великой битве на Куликово поле. Именно здесь ему явилась икона Николая Чудотворца, изумившая и обрадовавшая князя. Возвращаясь домой с победой, он приказал возвести на этом месте монастырь в честь святителя Николая. Вторая же часть названия обители - от слов Дмитрия, который, проснувшись поутру после видения иконы, сказал: «Сия вся угреша сердце мое».

Разумеется, главной святыней монастыря была чудотворная икона Николая Чудотворца, написанная в 1380 году, и ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Именно к ней на богомолье приходили русские цари Михаил и Алексей Романовы.

Не раз бывал в стенах Угрешской обители и молодой Петр I в 1680-х годах. Сюда же он сошлет после стрелецкого бунта мятежников.

Николо-Угрешский монастырь

Не могли не оставить след в истории монастыря и годы советского правления. Сразу после революции на территории обители открыли трудовую коммуну им. Дзержинского, от которой потом получила новое имя и монастырская слобода - ныне город Дзержинский. Позднее, в 1940 году, власти снесли Никольский собор 16 века, который в свое время воздвигли специально для хранения иконы. (В 2000-х годах на его месте построили новый храм.) Зато сохранился Спасо-Преображенский собор в русско-византийском стиле, который был возведен в конце 19 века, отмечая 500-летие монастыря.

Примечательна и монастырская стена, сохранившаяся практически в неизменном виде с 1866 года. Одна ее часть - белокаменная с зубцами и декоративными башенками, вторая - из красного кирпича, ее также называют Палестинской.

Сегодня на нарядной и зеленой территории Николо-Угрешского монастыря ничто не напоминает о днях печальных, лишь радуют сердце яркие подновленные храмы, отдыхающие на лавочках у пруда паломники, мерно клюющие носом изящные черные лебеди.

Координаты

Московская область, Дзержинский.

Как добраться: на автомобиле съезд на Дзержинский, далее 7 км. Можно добраться и на автобусе № 347 от ст. м. «Кузьминки» до остановки «Площадь Святого Николая».