Кто такие староверы? «старообрядцы». кто они такие? История старообрядчества




Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах - людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален : они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы -это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы -это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам - Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера ? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви . Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений - перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I , эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное - разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру ». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин :

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола - уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой , а послераскольное реформированное исповедание - новой верой .

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера », а людей, исповедующих её, стали называть «староверы », «староверцы ». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры . Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы ». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками ». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол . Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники », а как « », что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы , однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII - первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни » Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы » и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории » издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы ». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы » - лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы , «староверцы » всё чаще стали употреблять «старообрядцы ». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости ». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев , взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами . Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина », издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия - нигде не встречается наименования «старообрядец .

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них - , погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы , однако, не представляют собой единого сообщества или церкви - в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы поповцы

Староверы поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами ?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное - это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы ». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан - поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами ».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы - это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов - Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов ». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов », даже заявлял:

Старообрядцы - это сторонники старого христианского обряда, а староверы - это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы » стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами ».

Г. С. Чистяков

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Старообрядчество
Совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в результате раскола Русской православной церкви, произошедшего в середине XVII века, и отказавшихся признать церковную реформу патриарха Никона.
Реформы Никона основывались на стремлении объединить обряды русской и греческой православных церквей. В 1653 г. перед началом Великого поста Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения, которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551 г. и о введении "греческого" трехперстного знамения. Открытое возмущение ряда священнослужителей этим решением послужило поводом для начала репрессий против церковной оппозиции.
Продолжением реформ явилось решение церковного собора 1654 г. о приведении ряда церковных книг в полное соответствие с текстами древних славянских и греческих книг. Возмущение народа вызвал тот факт, что, вопреки решению собора, исправления вносились не по старинным, а по новопечатным киевским и греческим книгам.
Так как расхождения между государственной церковью и старообрядчеством касались лишь некоторых обрядов и неточностей перевода богослужебных книг, то догматических расхождений между старообрядцами и Русской православной церковью практически нет. Для раннего старообрядчества были характерны эсхатологические представления, однако постепенно они перестали занимать большое место в мировоззрении старообрядцев. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение, крест признается только восьмиконечный. На проскомидии употребляется семь просфор, а не пять, как в официальном православии. Во время богослужения отдаются только земные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, православные - против солнца. В конце молитвы произносится "аллилуйя" два раза, а не три. Слово "Иисус" в старообрядчество пишется и произносится как "Исус".
Для раннего старообрядчества характерно отрицание "мира" - крепостнического государства, в котором господствует Антихрист. Старообрядцы отказались от любого общения с "мирскими", придерживались строгого аскетизма и регламентированного образа жизни.
На Московском соборе 1666 - 1667 г. противники реформ Никона были преданы анафеме. Часть из них, в том числе Аввакум Петрович и Лазарь, были сосланы и позднее казнены. Другие, спасаясь от преследований, бежали в отдаленные районы. Противники Никона считали, что после проведения реформ официальное православие перестало существовать, и стали именовать государственную церковь "никонианством".
В 1667 г. начался Соловецкий бунт - протест монахов Соловецкого монастыря против реформ Никона. В ответ царь Алексей Михайлович отнял вотчины монастыря и осадил его войсками. Осада продолжалась 8 лет, и только после предательства одного из монахов монастырь был взят.
После гибели Аввакума главой раскола стал Никита Добрынин (Пустосвят), который в июле 1682 г. провел церковный диспут в присутствии царя, однако был арестован и казнен за оскорбление царской чести.
В 1685 г. боярской думой раскол был официально запрещен. Нераскаявшиеся раскольники подлежали различным наказаниям, вплоть до смертной казни.
В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства - поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, беспоповцы отрицали всякую возможность существования истинного духовенства по причине его истребления Антихристом.
Сильный отклик получило в народе сопротивление монахов Соловецкого монастыря. Они наотрез отказались принять новые книги и обряды. Чтобы заставить монахов сдаться, царское войско с 1668 г. пыталось перерезать все пути снабжения монастыря продовольствием. Не выдержав напряжения длительной осады, в 1670 г. монахи первыми открыли огонь, тогда как войска выполняли приказ "не палить по монастырю". Лишь в 1676 г. войско с помощью перебежчика проникло в монастырь и расправилось с его защитниками как с бунтовщиками.
Незадолго до того за свои убеждения приняли смерть две близкие к царскому двору знатные женщины, сестры из боярского рода Соковниных - боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их сослали в монастырь, где в 1675 г. они скончались от голода. Немало было замучено и менее знатных исповедников "старой веры".
"В раскол" ушли незаурядные люди. Вожди "староверов" - протопопы Аввакум, Лазарь, суздальский священник Никита Пустосвят, диакон Федор, инок Епифаний и другие - были талантливыми проповедниками, людьми исключительного мужества. Они начали с противостояния насилию земной власти над человеческим духом и совестью, но в этом противостоянии обе стороны оказывались одинаково пристрастны. "Староверы" были привержены идее "третьего Рима" не менее чем реформаторы. Однако для них принятие "порченых" греческих образцов было свидетельством измены этой идее. "Третий Рим" - последний, "четвертому не бывать"; значит, разрушить его суждено антихристу незадолго до Страшного Суда. Если же "порча веры" исходит с вершин власти "третьего Рима", то это явно говорит о наступлении царства антихриста. Ужас перед ним заставлял видеть различия в вере там, где их по существу не было.
Разрыв с Церковью, которую "староверы", или старообрядцы, поспешили объявить прибежищем антихриста, сказывался на вождях раскола не менее чем на их противниках - угодничество перед властью. Обоюдное ожесточение разрушающе действовало на христианское сознание. В начале своей борьбы протопоп Аввакум с полным основанием обвинял власти в нарушении заветов Спасителя: "Огнем, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! Какие апостолы научили так - не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить". О том, насколько разительно изменилось его мировоззрение в последние годы жизни, говорит письмо молодому царю Федору Алексеевичу. Аввакум писал о своих врагах: "Если бы ты дал мне волю, я бы их, мерзких жеребцов, что Илия пророк, как собак порубил в один день". Обращение к ветхозаветному образу пророка Илии выглядит не случайным. В Ветхом Завете описание жестоких деяний - правдивое отображение жестокости падшего мира, которая пронизывает сознание и мировосприятие всех людей, в том числе тех, кто создавал тексты Священного Писания и действовал в Священной истории.
Полнота божественного откровения во Христе показала чуждость этой жестокости христианству. Утрата христианского милосердия вождями раскола свидетельствовала об их неправоте, хотя и нисколько не оправдывала мучителей раскольников.
В апреле 1682 г. по царскому приговору Аввакум и его сподвижники были преданы ужасной казни - сожжены. В тот год совершился окончательный поворот властей к политике подавления раскольников силой.
После кончины царя Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) царями были провозглашены его братья Иван I и Петр. В Москве вспыхнул бунт стрельцов, предводителями которых были "ревнители старины". Они остались безнаказанными, т. к. верховная власть в стране практически отсутствовала. Эта ситуация позволила вождям раскола добиться согласия патриарха Иоакима на публичное состязание "староверов" со сторонниками "нового обряда". Оно состоялось вскоре после коронации юных царей. Подготовка к диспуту сопровождалась волнениями народа. Во время состязания священник - "старовер" Никита Пустосвят в присутствии царствующей семьи набросился с побоями на епископа Холмогорского Афанасия. Депутация старообрядцев была удалена из царских палат. Вскоре начались аресты и казни старообрядческих вожаков стрелецких выступлений. Собор 1682 г., созванный патриархом Иоакимом, наметил целую систему репрессий против старообрядчества. А в 1685 г. были изданы 12 указов, предписывающих конфисковывать имущество "староверов", их самих бить кнутом и ссылать, а за "перекрещивание в старую веру" тех, кто был крещен уже после введения реформ, полагалась смертная казнь.
Во второй половине XVII - начале XVIII вв. старообрядчество жестоко преследовалось, в результате чего было вытеснено в глухие места Поморья, Сибири, на Дон и за пределы России. Жестокость преследований вызвала среди старообрядцев убеждение о воцарении в Москве Антихриста, что привело к идеям о близости конца света и второго пришествия Христа. В этот период в среде беглых старообрядцев появилась крайняя форма протеста в виде самосожжений (гарей, или огненных крещений). Самосожжения получили вероучительное объяснение в виде мистического очищения души от скверны мира. Первый случай массового самосожжения произошел в 1679 г. в Тюмени, где в результате проповеди покончили с собой 1700 человек. Всего до 1690 в результате самосожжений погибло около 20 тысяч человек.
28 февраля 1716 г. царь Петр I издал указ о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере. В качестве средства для розыска укрывающихся от "двойного оклада" в указе предписывалось всем россиянам ежегодно исповедоваться. С этого момента и до смерти Петра I в 1725 г. относительно либеральная в религиозном отношении внутренняя политика сменилась на политику повсеместного розыска и преследования старообрядцев.
В конце XVIII - начале XIX в. гонения перестали быть массовыми и приняли более цивилизованный характер.
В XIX веке, с кризисом ортодоксальной церкви, ослаблением репрессий, законодательным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. На 1863 г. численность поповцев составляла 5 миллионов человек, поморцев - 2 миллиона, федосеевцев, филипповцев и бегунов - 1 миллион.
В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев.
Общая численность старообрядцев на конец XX века - более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает в России.
Официально термин "старообрядчество" стал использоваться с 1906 г. К употребляемому термину "раскольники" сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя приверженцами истинной церкви.

Дмитрий Таевский.

Старообрядцы – это совокупность определённых религиозных течений, образовавшихся в результате Раскола русской православной церкви, который произошёл в 1650-1660 годах. Причиной послужила реформа, проведённая патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. В России тогда была поставлена цель – унифицировать проведение обрядов с греческой традицией. Также были организованы определённые изменения в отношении существовавших чинов, создан фундамент для вмешательства государства в церковные дела. Поскольку часть верующих отказалась принимать новые правила, провозгласив истинной только старую веру, то она вскоре стала известна под названием «старообрядцы». Этот термин сам по себе указывает на то, какое значение в создавшемся конфликте занимали обычаи и традиции.

Необходимо отметить, что движение старообрядцев довольно скоро начало раскалываться. В частности, официально признаётся наличие нескольких направлений – беспоповского (его представителей знают также как «безпоповцев», но это ошибочное написание) и, собственно, поповского. Отличия между ними заключаются в отсутствии или же в наличии священничества. Так, первые считают, что после реформы Никона «настоящего рукоположения» не проводилось. Следовательно, храмы, большинство обрядов и таинств ими не признаётся. Есть небольшая организация в Польше. Вторая группировка в большей степени представлена в России, у неё присутствует внутренняя структура.

Также встречается понятие единоверцев. Они сохранили молитвы и культуру в целом, признанные старообрядческими, но при этом подчиняются юрисдикции Московского патриархата. Многие из тех, кто не принял реформу Никона, сочли их предателями. Отколовшимися.

Стоит отметить, что несмотря на то, что сам по себе Раскол – это уже дело истории, с понятиями до сих пор зачастую происходит путаница. Если говорить кратко, то староверами стали называть тех, кто не принял реформу, хронологически раньше. А сам термин «старообрядцы» решила дипломатически (для своего времени) ввести Екатерина II. Она осуждала действия патриарха Никона, обвиняя его в произошедшем. Кроме того, императрица полагала, что эта часть верующих будет полезна при освоении определённых земель. В итоге она прекратила гонения на старообрядцев и даже предоставила им некоторые льготы, правда, при условии проживания на слабозаселённых и удалённых территориях.

Окончательно же этот термин закрепил Николай II, решивший предоставить свободу вероисповедания. По его мнению, с преследованием беглых старообрядцев в России нужно было покончить. Стоит отметить, что сами староверы долго не принимали такое определение. Они считали себя «истинными православными», а тех, кто принял реформу – никонианами. Так что вышеназванные понятия могут практически не отличаться, тут всё зависит от того, кто именно и что вложил в них. Однако сам по себе вопрос терминологии периодически становится принципиальным. Особенно с учётом того, что сегодня мало кто из непосвящённых понимает такие моменты.

Чем отличаются старообрядцы от православных?

Существует определённая разница, которая со времени проведения реформы только усиливалась, потому что шло развитие в разных направлениях. Так, самое известное – использование двух пальцев (двупёрстный вариант) при крестном знамении, а не трёх. Кроме того, иконы старообрядцев до сих пор делаются по строгим канонам, существовавшим ещё до Никона. А если внимательно прослушать текст молитвы, то можно узнать, что здесь произносят слово «Исус», говоря о Спасителе, а не «Иисус». Добавление буквы было сделано для того, чтобы произношение стало ближе к греческому варианту.

Также отличается и крест. У староверцев он исключительно восьмиконечный, у православных может быть как четырёх-, так и шестиконечным. Надписи на обратной стороне тоже разнятся. К тому же старообрядчеством был сохранён обычай носить нательные кресты исключительно без изображения Сына Божьего на нём. Православные идут крестным ходом против солнца, а староверы – по солнцу. Впрочем, старообрядцы беспоповцы вообще отказались от этого, как и от большинства всего, что связано с храмами.

Есть определённая разница и между тем, сколько должно быть бусин на чётках. У православных – 33, у тех, кто придерживается старой веры – 109. Изменилась и форма, а не только количество. Ещё православные бьют поясные поклоны, староверы – земные. Своя специфика присутствует и в том, как именно проводится Крещение. У отколовшихся оно предполагает полное погружение. Этого старообрядцы на Урале тоже придерживались, даже в холодное время года. Молитвы претерпели меньше изменений не только в отношении имени Сына Божьего, но и в тексте.

Бытовые особенности

Своя специфика существует и в отношении быта. Мужчины не бреются, а отпускают бороду. Женщины не стригутся, делают причёски на длинные волосы, в основном это разные косы. Обязательно учат молитвы вместе с детьми, часто – наизусть. Вообще религиозной стороне образования уделяется много внимания. Стараются сохранять то, что осталось от дедов и прадедов: семейные истории, предания, альбомы, одним словом, память. Такие вещи считают очень важными, особенно с учётом того, что эти люди привыкли жить на чемоданах, потому что преследования могли начаться практически в любое время. Очень часто приходилось в буквальном смысле слова всё бросать и перебираться в другое место, чтобы там снова начать всё заново.

Но такой подход заставил очень сильно ценить общину и родственные связи. Внутри самого коллектива трудно себе представить, чтобы кто-то мог взять и просто уйти. Речь идёт о своей собственной замкнутой Вселенной. Что нередко помогает справляться даже с самым трудными задачами: староверы известны своей потрясающей приспособляемостью и умением наладить неплохую жизнь там, где даже выжить не у всех получается.

Богослужение

Молитвы всех собирают в специальном доме, где пришедшие активно участвуют в процессе. Поскольку в религиозных вопросах большинство довольно неплохо подковано, то просвещать, что и как делать – не нужно. Сами староверы считают такой порядок своим достоинством: им теперь не указывает даже патриарх, они сами во всём разберутся. Считается, что ответственность берёт народ (конкретная община, например). Что многих откровенно радует: нет чувства постоянного контроля.

И ещё: если кто-то заболел, перетрудился, очень занят, то никто не мешает помолиться дома. Проверять не станут, потому что отношения с Богом считаются священными. Но если обман вскроется, то такое лицо рискует потерять доверие общины.

Старшие в большом почёте, причём как по возрасту, так и по родству внутри семьи. Отступление от такого правила предполагало не только строжайшее церковное осуждение, но и общественно воздействие. Морально-нравственные вопросы решаются очень строго, никаких добрачных интимных вольностей даже между помолвленными. Хотя здесь уже многое зависит от того, о каком именно направлении идёт речь. Если о беспоповцах, то у них само бракосочетание (у отдельных групп) как таковое отсутствовало. Другие решили признавать как заключение союза действия, совершаемые гражданскими лицами, то есть ЗАГСом в настоящем. Единая точка зрения, как можно увидеть, по данному вопросу отсутствует.

Любопытный момент с одеждой: если женскую удалось сохранить, то с мужской всё сложно. Чаще всего речь идёт о чём-то довольно условном, скорее стилизованном, чем действительно старинном. Воссоздать то, что носили почти 4 века назад, очень трудно. Но можно заметить общую тенденцию: широкие рубахи, огромные платки у женщин, за которыми трудно бывает точно определить даже рост, не говоря уже о цвете волос.

Головные уборы нередко украшаются перьями диких птиц. Довольно часто использовался янтарь, всевозможные бисерные украшения, в том числе и сложные многосоставные. Особую роль в убранстве занимал пояс: он не только поддерживает одежду, но ещё и способен служить оберегом. Сохранились и старые головные уборы. Стоит отметить, что к такой консервативности приложила руку ещё Российская империя. Так, Пётр I указывал, что этой категории населения не нужно отказываться от прежней моды. Мужчины должны были носить зипун, это становилось отличительным признаком, помогающим даже в толпе обнаружить староверца. Так власти боролись с уклонением от налогов, потому что отколовшиеся согласно законодательству должны были платить больше всех остальных.

Нужно отметить, что реформы, направленные на насаждение всего западного, по приказу Петра I не затрагивали староверцев. Их никто не заставлял брить бороды и (или) носить прежние наряды. А поскольку после смерти императора началась эпоха дворцовых переворотов, то о них на какое-то время благополучно забыли, вплоть до Екатерины Великой. Но и она не вмешивалась в быт, так что здесь всё больше образовывалось своё замкнутое во многом общество, отделённое от всех остальных, живущее по собственным правилам.

Критики отмечают, что староверческая повседневная жизнь характеризуется сильной, почти мелочной регламентацией каждой мелочи. Очень многое нужно делать только определённым образом, новаторство здесь невысоко ценится. Вообще старообрядцам присуща консервативность. Но определённые веяния нового времени всё же доходят и сюда.

(1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

Поместный Собор Русской Православной Церкви , состоявшийся в году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года , «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды равночестными с принятыми в Русской Православной Церкви. Следует помнить, что взятые в отдельности обряды нимало не спасительны.

По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

Литература

  • Старообрядчество в дореволюционной России (уникальная коллекция фотографий начала XX века)

Использованные материалы

  • Священник Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска. Ответ на вопрос "о непримиримом отношении к Русской Православной Церкви представителей Древлянской Поморской Церкви" // Портал Саратовской епархии

Старообря́дчеством, древлеправосла́вием принято называть общую совокупность религиозных организаций и течений в русле православной русской традиции, которые отвергли предпринятую патриархом Никоном и правителем Алексеем Михайловичем реформу русской церкви, главной целью которой была полная унификация (приведение к единому эталону) богослужебного чина Русской православной Церкви вместе с Церковью греческой, а ещё прежде – Константинопольской Церковью.

Церковная реформа патриарха Никона вызвала в Русской Церкви раскол. Главные приверженцы старообрядчества вплоть до семнадцатого апреля 1905 года назывались «раскольниками», однако в двадцатом веке позиция по ним смягчилась.

Сам термин взялся со слов «старый обряд» и именно в этом старом обряде кроется история старообрядцев.

Итак, в 1653 году по поручению царя Алексея Михайловича патриарх Никон начал проводить церковную реформу, основные правила которой были таковы:

1. для богослужения нужны были иконы исключительно греческого письма;

2. переводились заново греческие книги и вносились определённые исправления;

3. «Аллилуйя» произносилось не дважды, но трижды;

4. теперь писали вместо Исус Иисус;

5. во время крестного хода шли навстречу солнцу;

6. поясными поклонами заменили земные;

7. было введено крестное знамя тремя перстами, а ранний вариант был предан проклятию.

Именно против последнего перечисленного изменения обряда и вышли люди среди которых были не только представители духовенства, но и другие (крестьяне, рабочие, стрелки и пр.). Обвиняя патриарха Никона в греческой ереси протопоп Аввакум, нетерпимый и отчасти фанатичный противник нововведений призывал всех скинуть «ярмо ереси».

Однако в 1656 году Собором были отлучены от церкви все, кто придерживался старых обрядов, а Аввакум вместе со своей семьёй были сосланы за «многое бесчинство» в Тобольск. После этого Аввакум написал в своём «Житии» о многих несчастиях вызванных церковной реформой царя и Никона. В 1682 году Аввакума сожгли заживо за «поношения великие на весь царский двор».

Некоторые люди же, остались при своём мнении и остались практиковать вопреки царским наказам старые формы обрядов, оставаясь уверенными в их правдивости.

По сути, так и было. Ведь в момент крещения Владимиром Руси в Византии существовало два устава, противоречащих содержанием друг другу. По одному из них креститься следовало двумя, а по другому – тремя перстами.